В Челябинске установка столбиков вдоль трамвайных путей поставлена на паузу. В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта уже высказались на этот счет и отказываться от дальнейшей работы в этом направлении не собираются. Главное, говорят идеологи реформы, — дать приоритет трамваю и сделать его более привлекательным для горожан. Цель вроде бы благая, но почему-то идти к ней решили экспериментальным путем. Работы не согласовывают с ГИБДД, реакцию автомобилистов и появление пробок не просчитывают, и всё откатывается назад — столбики переносят с места на место, а где-то и вовсе убирают с дороги. Разбираемся, кто оплачивает двойную работу подрядчика и сколько она стоит.
Трамвайные пути начали обособлять в Челябинске в конце 2021 года, столбики должны были поставить на 11 участках:
улица Каслинская (перед проспектом Победы при движении с севера);
улица Каслинская (от Комсомольского проспекта до улицы Кожзаводской);
проспект Победы (от улицы Каслинской до Кирова);
проспект Победы (от улицы Попова до Горького);
улица Рождественского (в районе пересечения с автодорогой Меридиан);
улица Труда (перед улицей Красной при движении с востока);
улица Труда (от улицы Елькина до Кирова);
Свердловский проспект, 48 (от кругового перекрестка до въезда ко Дворцу пионеров);
Свердловский проспект (от проспекта Ленина до улицы Сони Кривой);
Свердловский проспект (перед улицей Воровского при движении на юг);
Свердловский проспект (на пересечении с улицей Курчатова).
Как известно, идея эта принадлежит представителям регионального Миндортранса, а вот то, что за ее исполнение отвечает город, об этом мало кто знает. И платят за эксперименты, кстати, тоже из бюджета Челябинска.
Для обособления трамвайных путей городской комитет дорожного хозяйства (КДХ) в октябре провел аукцион и заключил контракт с АО «СМЭУ». Общую стоимость работ оценили в 50,6 миллиона рублей.
АО «СМЭУ» ранее известно как «СМЭУ ГАИ», хотя прямого отношения к ГИБДД не имело. Это подрядная организация, которая многие годы является основным подрядчиком челябинской администрации по установке и содержанию дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, разметка). По данным сервиса «Контур.Фокус», за последние 12 месяцев компания забрала госконтракты на 215 миллионов рублей. Акционерами АО «СМЭУ» являются Евгений Торопов (34%), Ирина Дыбленко (34%), Николай Евстегнеев (11%) и Игорь Беляшов (21%), который также является гендиректором СМЭУ. Интересно, что Беляшов был замечен в составе собственников другой компании — «Магистральтеплосервис», у истоков которой в качестве первого учредителя стояла жена начальника ГИБДД Челябинска Яна Горшкова.
Как сообщил 74.RU председатель КДХ Ринат Кучитаров, в эту сумму входит не только установка столбиков, но и бордюров, а также нанесение разметки, установка дорожных знаков и оптимизация движения с помощью светофорного регулирования. Всё перечисленное прописано в программе областного Миндортранса по развитию транспортной инфраструктуры города и призвано обеспечить приоритет трамваям.
— Работы по установке данных технических средств организации дорожного движения были выполнены на всех участках, кроме пересечения Свердловского проспекта с улицей Курчатова, — уточнил Ринат Кучитаров. — После проведения работ комитет получил предписания ГИБДД Челябинска с требованием о переносе столбиков с края проезжей части на междупутное пространство на улице Рождественского, а также о демонтаже столбиков на участке улицы Труда от Кирова до Красной и о частичном демонтаже столбиков на Свердловском проспекте от улицы Труда до въезда во Дворец пионеров. Предписания выполнены в полном объеме.
А как была в этом случае оплачена работа подрядчика?
Глава комитета дорожного хозяйства заверил нас, что отдельной оплаты по демонтажу и переносу столбиков не было. АО «СМЭУ» получило деньги только за фактически выполненную работу, предусмотренную контрактом. Получилось 812 тысяч 740 рублей 42 копейки. Тоже немало, учитывая, что вопрос необходимости столбиков до сих пор в подвешенном состоянии.
Мы спросили у руководителя КДХ, есть ли видимые положительные изменения на дорогах после того, как трамваи отгородили от машин? Оказывается, в комитете пока похвастать ничем не могут.
— На сегодняшний день проведение анализа изменения уровня аварийности на участках улично-дорожной сети в местах установки сигнальных дорожных столбиков не представляется возможным в связи с отсутствием статистических данных о количестве дорожно-транспортных происшествий за необходимый период времени, — говорит Ринат Кучитаров. — Информацией об изменении скорости движения трамваев в местах установки сигнальных дорожных столбиков комитет не располагает в связи с отсутствием полномочий по проведению мониторинга изменения скорости движения трамваев. Данный вопрос находится в компетенции ООО «ЧелябГЭТ».
Зачем нужны столбики Челябинску, в большом интервью 74.RU ранее рассказал идеолог транспортной реформы, замглавы областного Миндортранса Александр Егоров.
А вот что думают наши читатели о появлении столбиков в Ленинском районе. Большинство их установку не поддерживает.
Почитайте также интервью с профильным вице-мэром Андреем Ксензовым.
Всё о транспортной реформе — в сюжете 74.RU.