Передвижение по Челябинску на велосипедах становится всё более популярно, и не замечать этого — просто некорректно. Об этом заявил 26 февраля главный архитектор города Павел Крутолапов. По его словам, важно уже сейчас начинать создавать все условия для удобства и безопасности велосипедистов. Какие в первую очередь нужно проложить маршруты и как связать между собой отдаленные районы — сегодня обсудили в Доме архитектора.
Встреча прошла в уже знакомом для горожан формате соучастного проектирования. Так, например, прошлой зимой обсуждали реконструкцию парка имени Гагарина.
Соучастное (или соучаствующее) проектирование — практика строить общественные пространства и улицы с учетом мнений всех сторон, вовлечение жителей в процесс благоустройства города или микрорайона. Движение зародилось в США, теперь во многих странах люди определяют, что и как проектировать там, где они живут.
Организовало сегодняшнее мероприятие бюро транспортного планирования OTS Lab, которое по контракту с мэрией за 5,4 миллиона рублей до конца марта
должно разработать стратегию развития велосипедной инфраструктуры в Челябинске. Как рассказала исполнительный директор компании Валентина Соловьева, в обсуждении велодорожек приняли участие 110 человек (количество участников было ограничено. — Прим. ред.).
— Мы хорошо изучили Челябинск, но здесь не живем. Только пользователи инфраструктуры знают, какие сложились маршруты и где они еще нужны. Поэтому нам важно было собрать жителей города. Важно услышать их мнение, — говорит Валентина Соловьева. — Жителей Северо-Запада зарегистрировалось больше всего.
На обсуждение пришли школьники, работающие люди, пенсионеры. Всех их разделили по группам. За одним из столов активно предлагал свои идеи глава Ленинского района Александр Орел.
— Я катаюсь на велосипеде ежедневно. К сожалению, не по району. Там только на самокате. А на велосипеде езжу в центре. Больше всего, конечно, в парке. Тысячу километров в сезон накатываю, — рассказал корреспонденту 74.RU глава района.
«Один раз ездил в Ленинский район на велосипеде, смертельный был аттракцион. Доехал, конечно, но седых волос добавилось»
Однажды Александр Орел попробовал добраться из центра города на пляж «Солнечный берег». Маршрут пролегал через железнодорожный вокзал и мост на улице Дзержинского. Эмоции от поездки остались только негативные, так как ехать было небезопасно.
— Вы хотели бы каждое утро добираться до работы на велосипеде?
— Для меня это реально. Мне до работы ехать километров 7–8. Для велосипеда это не проблема. Конечно, придется организовать на работе душ, но это тоже решаемый вопрос. В принципе это было бы интересно! На велосипеде гораздо больше видно, чем на другом транспорте.
Александр Орел предложил соединить Ленинский район с городским бором. И продумать удобные маршруты по самому району.
— У нас было представление, как мы видим велодорожки, мы их отдали ребятам, [OTS Lab]. Посмотрим, учли их или нет. Я рад, что пришли активные велолюбители из Ленинского района. Некоторых я знаю. Сейчас будем общаться, — сказал глава района и продолжил обсуждение за столом.
OTS Lab, к слову, уже нанес на карту города велодорожки. Их сеть охватывает все районы. Но Валентина Соловьева оговаривается: это программа максимум — идеальный Челябинск будущего.
— Мы не думаем, что всё это можно построить даже за 10 лет. Мы сейчас будем определять с жителями первоочередные этапы. Что важнее всего сейчас сделать, а какие маршруты оставить на перспективу. Вообще строительство инфраструктуры — это всегда долгий процесс, — предупреждает исполнительный директор OTS Lab. — Во-первых, нужно отразить стратегическое видение — это то, чем мы сейчас занимаемся. Потом идет проектирование. Потом строительство. Первые велодорожки мы получим не раньше, чем через год.
«Невозможно построить на весь город инфраструктуру сразу. Это будет в течение 10 лет, а, может, и больше. Нужно будет каждый год наращивать эту сеть»
При этом, по словам Валентины Соловьевой, нет задачи пересадить всех горожан на велосипеды. Главное — сделать дорожки удобными и безопасными.
Особое внимание уделят перекресткам — самой конфликтной точке. Там предусмотрят разметку, знаки, светофоры, чтобы для автомобилистов не было внезапным появление велосипедистов на дороге. Где-то велосипедистам отведут место на тротуарах, где-то на проезжей части сузят до нормативов полосы и организуют велодорожки там. В части размещения будут находить компромиссы между безопасностью, удобством и ценой.
Как сообщила 74.RU заместитель начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию Ольга Никитина, на первом этапе планирования выделили несколько наиболее труднодоступных районов, в том числе это Ленинский, Металлургический районы, поселок Западный. Их хотят связать, отдельно прорабатывается маршрут в городском бору.
— В первую очередь мы хотим из уже наработанных маршрутов создать единую цепь, а потом ее постепенно расширять, — объяснила Ольга Никитина. — Разработчики будут анализировать результаты сегодняшнего проектирования в течение недели. Как только информация будет сведена — мы ее сразу опубликуем.