В Челябинске стартовали масштабные дорожные торги — на общую сумму 6,9 миллиарда рублей. Мэрия начала поиск подрядчиков, которые будут отвечать за содержание и уборку городских дорог в ближайшие три года. Лоты разбиты по районам, за миллиардные контракты ожидается нешуточная борьба. Изучаем, что требуется от участников, когда подведут итоги и кто может претендовать на «вкусные» дорожные подряды.
Сколько стоят городские улицы и тротуары
Торги по содержанию челябинских дорог разделили на 7 конкурсных процедур. Начальная цена варьируется от 759 миллионов до 1,3 миллиарда рублей. Но аукционы идут на понижение, то есть предполагается, что участники предложат меньшие цены.
На работу по содержанию улично-дорожной сети в Металлургическом районе власти готовы выделить 759 миллионов рублей, в Калининском — 876,7 миллиона, в Ленинском — 912 миллионов, в Тракторозаводском — 924,4 миллиона рублей, в Курчатовском — 939,8 миллиона. Дороже всего обойдется уборка дорог в Центральном и Советском районах — здесь ставки начинаются с 1,14 миллиарда и 1,37 миллиарда рублей соответственно.
Заявки принимаются до 16 мая, итоги торгов подведут 19 мая. Договоры по каждому району планируют заключить на три года — с 1 июля 2022-го до 30 июня 2025 года.
В обязанности подрядчика входит содержание дорог и тротуаров в проезжем и безопасном состоянии, вывоз снега и мусора, подметание, поливка и обслуживание газонов летом, отсыпка специальными противогололедными смесями зимой, нанесение разметки, мелкий ремонт и так далее. В каждом контракте перечислены дороги, тротуары и парковки, за состоянием которых обязан следить победитель аукциона. Также в документации подробно — на несколько страниц — расписаны дефекты и повреждения дорожного полотна, которые должны устраняться подрядчиком.
— Допускается наличие не более 10 процентов участков с нарушениями условий содержания, — указано в конкурсной документации.
Платить за содержание дорог власти будут ежемесячно — через две недели после приемки работ. Если заказчик выявит нарушения, исполнителю грозят штрафы — в процентах от стоимости контракта.
Кто держит рынок
Еще несколько лет назад на дорожном рынке Челябинска царила монополия. В 2017–2019 годах контракт на содержание всех городских дорог получила компания «Южуралмост». Она была единственным участником аукциона и забрала подряд по начальной цене 4,3 миллиарда рублей.
После пристального внимания антимонопольного ведомства к дорожной теме и громких скандалов, закончившихся отставками губернатора, чиновников областного и городского уровней, огромные лоты начали дробить. Когда разыгрывали контракты на содержание в 2020–2022 годах, городские дороги поделили на магистральные и второстепенные. Из последних, в свою очередь, сформировали четыре лота. В трех объединили по два района — Центральный и Советский, Калининский и Курчатовский, Тракторозаводский и Ленинский, особняком оставили Металлургический район.
В итоге больше всего торгов выиграла компания «Строймеханизация», в последние годы ставшая крупнейшим дорожным подрядчиком. Предприятие сосредоточило в своих руках четыре из шести договоров по уборке магистралей и пять — на уборку второстепенных дорог. В общей сложности по этим контрактам «Строймеханизация» заработала около трех миллиардов рублей.
Полумиллиардный контракт на содержание дорог в Центральном и Советском районах получила челябинская компания «Стройтех». Отдельный аукцион провели по мостам и путепроводам — контракт на 330 миллионов рублей достался ТД «Урало-Сибирская компания» из Екатеринбурга.
Кандидаты на кусок пирога
Сейчас, судя по первым объявленным аукционам, дорожный рынок вновь перекраивается по принципу «один лот — один район». А это значит, что, кроме уже привычных игроков рынка, на торги могут заявиться и новые участники.
По каждому лоту предусмотрено обеспечение в размере 10% от начальной цены контракта, то есть от 75 до 137 миллионов рублей. У претендентов не должно быть недоимок по налогам, сборам и долгов по обязательным платежам в бюджеты. Заявки участников будут оценивать по таким основным критериям, как цена (значимость — 60%) и квалификация (40%). Под квалификацией понимается наличие у участников закупки финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
По мнению экспертов, соответствовать требованиям и освоить предлагаемые объемы могут только крупные предприятия, обладающие финансами и большим парком техники. Среди них — компания «Строймеханизация», принадлежащая семье челябинских бизнесменов Сергея и Евгения Вайнштейнов.
— Нам интересно это направление бизнеса, будем и дальше участвовать в подобных торгах, — говорил в интервью 74.RU Сергей Вайнштейн.
Компанию «Строймеханизация» минувшей зимой нередко критиковали за чрезмерное применение реагентов. Однако власти поддерживали подрядчика, заявляя, что соляным раствором поливают только аварийные участки.
Семья Вайнштейн развивает бизнес в разных сферах — медицина, жилищное и дорожное строительство. Среди принадлежащих им активов — «Строймеханизация», «Специализированный застройщик "Западный Луч"», сеть медцентров «Лотос» (летом прошлого года 50% актива продано холдингу «Фармстандарт» Виктора Харитонина, миллиардера из списка Forbes. — Прим. редакции), завод крупнопанельного домостроения в Миассе. До недавнего времени Вайнштейны занимались сельским хозяйством, но в ноябре 2021 года продали агрохолдинг «Чурилово» (три тепличных комплекса. — Прим. ред.) федеральному игроку — владельцу группы компаний «РОСТ» Сергею Рукину.
Компания «Стройтех» с 2020 года обслуживает дороги в двух районах Челябинска — Центральном и Советском, у нее три контракта с комитетом дорожного хозяйства на 554 миллиона рублей. В 2020-м «Стройтех» проводил строительно-монтажные работы на улице Татищева, а также участвовал в дезинфекции городских улиц. В декабре прошлого года челябинцы жаловались на шум снегоуборочной техники по ночам. Колонну тракторов с заведенными двигателями читатели 74.RU сняли под окнами жилых домов на Свердловском проспекте — судя по видео, это была техника «Стройтеха».
Предприятие «Стройтех» создано осенью 2015 года, учредитель — предприниматель Виталий Попков. По данным сервиса «Контур.Фокус», сейчас в штате 103 сотрудника. В 2021 году выручка составила 787 миллионов рублей, чистая прибыль — 42 миллиона рублей.
Если учесть, что дороги, которые сейчас обслуживает «Стройтех», относятся к самым дорогостоящим лотам новых торгов, вряд ли подрядчик откажется побороться за них снова.
Еще два постоянных участника дорожных аукционов в регионе — компании «Строй-сервис» и «Урал-Сервис-Групп». В прошлом году «Строй-Сервис» специализировался на ремонте трамвайных путей. Компания получила контракт стоимостью 3,3 миллиона на ремонт путей на пересечении улиц Карла Маркса и Свободы. В сентябре участвовала в торгах на капремонт трамвайных путей на улице Цвиллинга за 85,3 миллиона рублей. Но ее заявку отклонили, так как «Строй-Сервис» не подтвердил наличие опыта работы. Тем не менее в этом же месяце «Организатор перевозок Челябинской области» заключил с компанией договор на ремонт путей на пересечении улицы Сони Кривой и Свердловского проспекта — на 2,7 миллиона рублей.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Строй-Сервис» действует с 2005 года. Учредителем было ООО «Урал-Сервис-Групп», с февраля 2013 года предприятие принадлежит Елене Понькиной (80%) и Максиму Несветаеву (20%). В числе конечных бенефициаров фигурирует АО «Ойкумена». В 2021 году «Строй-Сервис» выиграл 5 из 79 тендеров. Компания ремонтировала площадь в Нязепетровске (6 миллионов) и дорогу в Верхнеуральском районе (31 миллион рублей), а также восстанавливала дорогу в Карталах (23,5 миллиона).
Тем временем контракт на ремонт трамвайных путей на улице Цвиллинга получила компания «Урал-Сервис-Групп», известная провалом строительства набережной в 2020 году. Она же занялась расширением проезжей части на улице Дарвина. Также «Урал-Сервис-Групп» достался крупный подряд на строительство дороги на улице Академика Макеева — за 125 миллионов рублей.
По данным сервиса «Контур.Фокус», «Урал-Сервис-Групп» создан в 2006 году, сейчас в штате — 2458 человек. С марта 2021 года владельцем ООО «Урал-Сервис-Групп» является АО «Ойкумена». Ранее в учредителях значились Елена Понькина, Максим Несветаев и Александр Зырянов. Последний одновременно являлся директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — бывший сотрудник ФСБ Геннадий Вильшенко, сына которого, Сергея Вильшенко, разыскивают по делу о хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД»). За 2021 год выручка компании составила 7,8 миллиарда рублей, чистая прибыль — 278,7 миллиона рублей.
Также тесная связь прослеживается между компаниями «Урал-Сервис-Групп» и «Южуралмост». В 2019 году, на момент участия «Урал-Сервис-Групп» в конкурсе на строительство набережной на реке Миасс, в компании числился всего один сотрудник. А через несколько месяцев — уже 2925 человек. По озвученным в суде данным Федеральной налоговой службы, «Южуралмост» переводил бизнес на другую структуру — «Урал-Сервис-Групп». Одновременно с сокращением количества сотрудников «Южуралмоста» разрастался штат нового дорожного подрядчика — компании «Урал-Сервис-Групп».
Еще одно любопытное совпадение — бывший директор по строительству и эксплуатации дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец оказался в числе топ-менеджеров «Урал-Сервис-Групп». Именно его отчитывал губернатор за срыв строительства набережной.
В конце марта крупнейший до недавнего времени дорожный подрядчик региона — «Южуралмост» — начал процедуру ликвидации.
АО «Ойкумена» зарегистрировано в Москве в ноябре 2002 года. В штате 62 сотрудника. Позиционирует себя как строительная компания с головным офисом в Москве и филиалами в 8 городах, включая Челябинск. В столице «Ойкумена» строила станции метро, поликлинику, детские сады, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Калининграде — жилые комплексы, в Архангельске — библиотеку для университета. Гендиректором является Лев Гниденко, его называют одним из бенефициаров всего холдинга. До 4 марта 2022 года учредителями АО «Ойкумена» значились Михаил Семенов и Андрей Бурцев (вместе с Львом Гниденко они фигурируют среди совладельцев нескольких фирм). Сейчас в открытом доступе данных акционеров нет, информация о них находится у держателя реестра акционеров — ОАО «Реестр». Также «Ойкумене» принадлежит 30% акций «Ингеокома», который строил метро в Москве и в Челябинске. В 2021 году выручка компании выросла на 31% — до 8,14 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 180,5 миллиона рублей.
В Челябинске компания «Ойкумена» активно участвует в дорожных торгах. В 2019 году московская фирма получила 15 миллиардов за трехлетнее обслуживание дорог в Челябинской области. В конце прошлого года Миндортранс провел 12 аукционов (сначала было три, но после претензий ФАС раздробила лоты. — Прим. ред.) на содержание дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области в 2022–2024 годах. В общей сложности власти заплатят подрядчикам 14,6 миллиарда рублей. На этот раз АО «Ойкумена» достался всего один контракт на 1,4 миллиарда рублей. Зато аффилированная с ним компания «Урал-сервис-групп» забрала 7 контрактов на 1,2 миллиарда рублей каждый.