На улице Гагарина начались масштабные работы: ремонт идет на участке от Копейского шоссе до улицы Дзержинского в обоих направлениях (его длина — 1,7 километра). Дорожники срезают асфальт, выворачивают бордюрные камни и разбирают тротуары. Сразу несколько жителей Ленинского района обратились в редакцию 74.RU: они тревожатся, что Гагарина превратят в еще один Комсомольский проспект с неудобными парковками и мудреной схемой движения. Мы съездили на место и поговорили с представителями мэрии, чтобы понять, будет ли будущая улица Гагарина соответствовать той высокой (почти космической) планке, которую подразумевает ее имя.
Один из жителей улицы Гагарина Максим поделился своими тревогами:
— Главный вопрос — зачем ее в принципе курочат? Эта улица изначально была очень грамотно спроектирована, и в последнее время ее состояние было вполне приемлемым, а бордюрные камни у трамвайных путей меняли буквально в прошлом году. Здесь не нужно было ни добавлять, ни сокращать число парковок, и лучше было ее вообще не трогать. Я лично подозреваю, что ее реконструкция идет ровно в обратном направлении относительно улицы Свободы: там делают прогулочную зону за счет парковок, а здесь, похоже, наоборот.
Еще один челябинец, Матвей Краснопольский, обратился к администрации напрямую через «ВКонтакте». Он написал:
— Улица Гагарина. Идет ремонт. Вопрос — с какой целью ваши подрядчики обордюривают мертвые и засохшие деревья на парковках? Мертвое дерево должно быть снесено и на его месте высажено новое... А сейчас? Вы будете спиливать мертвое дерево, корчевать пни и разворотите все бордюры! И, кроме того, практически на всех деревьях техникой повреждена кора! Вы не в курсе, что в зоне производства работ деревья должны быть защищены?
В администрации Челябинска нам сообщили, что Гагарина ремонтируют в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», и причиной стало ее неудовлетворительное состояние. В прошлом году на улице обособили бордюрным камнем трамвайные пути, и сейчас именно эту часть не трогают. Однако в остальном, по данным мэрии, были проблемы с бордюрами, тротуарами и парковками, которые устранят в этом году.
В сопроводительной документации к проекту указано, например, что нормативному состоянию не соответствует 48% площади участка улицы Гагарина от Дзержинского до Копейского шоссе, в частности, эксперты выявили колейность, трещины, ямочность, выкрашивание и шелушение покрытия. Также была измерена ровность по шкале IRI, которая составила 3,7–4,5 единицы. Эта шкала (International Roughness Index) указывает суммарную высоту неровностей в миллиметрах на метр дорожного полотна, но значения до 4 единиц считаются неплохими, а проблемными являются покрытия с показателем IRI в 5 и более единиц (зависят от класса дороги). Короче говоря, на душе становится тепло и радостно, что челябинскую дорогу оценили по столь строгой мерке. Замене подлежит более 36 тысяч квадратных метров асфальта, но речь только о срезке и переукладке верхнего слоя.
В мэрии подчеркивают, что никакой реконструкции улицы не предусмотрено. Все работы идут строго в старых границах парковок, тротуаров и проезжих частей, и речь идет о ремонте покрытий и обновлении бордюрного камня. Например, по данным городской администрации, замене подлежат почти 8 километров поребриков, тротуары отремонтируют на площади более 7,5 тысячи квадратных метров.
Кроме того, на улице отремонтируют трамвайные переезды. Сейчас на пяти пересечениях улицы Гагарина они или закатаны в асфальт, или покрыты мелкой тротуарной плиткой. Ее заменят на плитку большого формата, хотя, по опыту других переездов, она тоже не слишком долговечна. На улице заменят и выровняют 23 решетки ливневой канализации.
Общее количество парковочных мест не должно измениться: рабочие сохранят прежние границы парковок, включая и границы лотков для корневых систем деревьев. Но именно это и вызывает тревогу читателей: деревья здесь и так были в угнетенном состоянии и неясно, переживут ли они еще один апгрейд.
Парковки на улице Гагарина еще 10 лет назад врезали между деревьями, и этот конфликт интересов не пошел на пользу обеим сторонам: парковки местами неудобные, а деревья местами умерли. Нынешний ремонт в этом аспекте ситуацию, похоже, не улучшит.
Работы проводятся в рамках госконтракта начальной ценой 94 миллиона, которая в ходе торгов была снижена в полтора раза — до 66 миллионов рублей. Победителем стало ООО «Дорстройгрупп»: эта же компания займется строительством новой объездной дороги, которая идет в связке с расширением улицы Худякова.
ООО «Дорстройгрупп» зарегистрировано на улице Енисейской, существует с 1999 года. Директором фирмы числится Тигран Карапетян. 70% компании принадлежит Эдику Гарниковичу Аракеляну (отцу депутата Заксобрания Армана Аракеляна, которого судят по делу о дорожной взятке), еще 30% — Павлу Ивановичу Воронову. Выручка «Дорстройгрупп», по данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2021 года составила 1 миллиард рублей, а чистая прибыль — 16,5 миллиона. В штате компании почти 120 человек. Этот подрядчик ремонтировал Комсомольский проспект за 188 миллионов, а также занимался еще несколькими госконтрактами, отыгранными комитетом дорожного хозяйства Челябинска и областным Миндортрансом. Он же благоустраивал площадку около МФЦ на Труда, развалившуюся меньше чем через год.
Впрочем, жители до конца не удовлетворены объяснениями и ждут окончания ремонта, чтобы оценить его необходимость. Максим, в частности, замечает:
— Улица Гагарина изначально была хорошо приспособлена для пешеходов, и может быть, сквер с прогулочными зонами нужно было делать здесь, а не на Свободе, где действительно существуют проблемы с парковками. А у нас, получается, убивают последние деревья, но для чего — непонятно. В городе были куда более убитые улицы, чем Гагарина.
По сути, краеугольный вопрос — нуждалась ли улица Гагарина в ремонте на указанном участке? Примите участие в опросе ниже или выскажите свое мнение через форму обратной связи в конце статьи.
Требовалось ли восстановление улицы Гагарина на участке от Копейского шоссе до Дзержинского?
Ранее мы подробно рассказывали о наиболее значимых планах на дорожный сезон 2022 года в Челябинске.
Одно из самых спорных предложений — расширение улицы Худякова на участке вдоль городского бора.
В настоящий момент меняют схему движения на улице Цвиллинга от площади Революции до вокзала: здесь строят остановочные платформы для пассажиров трамвая. А на улице Свободы разбивают новый сквер, за счет чего, похоже, снизится количество парковок.
А самая ожидаемая премьера этого лета — открытие Ленинградского моста, который расширили до 6 полос. Вот как он выглядит сейчас.