В общественном транспорте Челябинска нужно больше валидаторов, а оплату проезда у водителя нужно отменить или хотя бы свести к минимуму. Отвлекая его от дороги, пассажиры подвергаются опасности, считают читатели 74.RU. Почему сейчас редко где можно встретить кондуктора и когда оборудование для безналичного расчета появится на всём подвижном составе — мы спросили об этом у заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта региона Александра Егорова.
— В общественном транспорте обязательно должен быть кондуктор или возможность бесконтактной оплаты проезда. Водитель не должен отвлекаться во время движения транспорта, это опасно для жизни пассажиров! А если водитель начнет продавать билеты во время остановки, то будет нарушен режим времени, — рассуждает читатель 74.RU.
Другая наша читательница вспомнила историю с троллейбусом № 7, водитель которого заблокировала пассажиров из-за того, что не все оплатили проезд:
— Я ехала в этом же троллейбусе. Со стороны водителя была применена просто расправа над пассажирами. Сначала надо было пробраться для оплаты, затем еще раз пробраться, чтобы выйти. За такое обслуживание можно смело не платить за проезд. Никогда такого не было в городском транспорте, раньше были кассы, потом компостеры, потом кондукторы. Сейчас валидаторы, но вопрос — где они?
Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Александр Егоров согласился, что проблема такая есть, но, по его словам, она временная.
— Все города сейчас постепенно переходят на бескондукторную систему. Для чего это делается? Фонд оплаты труда кондукторов составляет порядка 20 процентов затрат на перевозки. Эти 20 процентов могли бы пойти на покупку новых автобусов или поднятие зарплаты водителей, — объясняет Александр Егоров. — Москва уже полностью перешла на работу без кондукторов. В Подмосковье водителям запретили принимать наличку, чтобы минимизировать нагрузку на них.
«Оптимальная доля наличного расчета должна быть не выше 15 процентов, чтобы не отвлекать водителя от дороги»
Но в столице, отмечает заместитель министра, есть разные альтернативы покупки билетов, много пунктов продажи транспортных карт. В том же метро уже больше 300 станций, на каждой из которых от 2 до 10 касс. В них можно купить карту «Тройка» или положить на нее деньги.
— У нас не такие большие возможности, поэтому идем с небольшим опозданием от Москвы, от Перми и от других городов, но тоже движемся к бескондукторной системе. Набирать кондукторов, чтобы их потом уволить, смысла нет. Это неправильно в первую очередь с человеческой точки зрения. Поэтому идем параллельно. Ставим валидаторы и выдаем водителю терминал там, где кондукторов сейчас нет, — рассказывает Александр Егоров. — Валидаторы для самостоятельного обслуживания обычно крепятся на поручнях у каждой двери. В будущих автобусах у центральной двери мы будем закладывать два валидатора — с двух сторон, чтобы обеспечить более быструю посадку/высадку пассажирам.
Если нет кондуктора и валидатора, пассажир должен идти к водителю. Безналичный расчет в этом случае приветствуется.
— Мы приняли новое билетное меню, — напомнил представитель министерства. — 20 дней его работы показали, что оплата наличкой снизилась уже на 8 процентов. Кто-то на транспортную карту перешел, кто-то — на банковскую, и это очень удобно для всех. Водитель не отвлекается на мелочь, кондукторы не воруют выручку. В Челябинске планируют оборудовать валидаторами все автобусы до конца 2022 года. В трамваях их будут ставить во всех новых вагонах. В троллейбусах валидаторы не устанавливают, так как в следующем году ждут прихода нового электротранспорта.
Кондукторы перестанут работать в общественном транспорте Челябинска до конца реформы — до декабря 2024 года. Сейчас некоторые из них начинают переходить на работу в службу контролеров: как на предприятия «Служба организации движения», «ЧелябГЭТ», так и в «Организатор перевозок Челябинской области». Некоторые кондукторы переучиваются на водителей трамваев и троллейбусов. Для стимулирования этого процесса на предприятии ООО «ЧелябГЭТ» установлены условия с сохранением средней зарплаты на период обучения.