Урбанист Григорий Шевченко считает, что дорожно-транспортное развитие Челябинска идет не в том направлении, в каком следовало. Причем, на его взгляд, есть положительные решения и их реализация, но есть и прямо противоположные, что не дает возможности более быстрыми темпами делать город удобным с точки зрения современного челябинца. Мы приводим мнение Григория от первого лица.
Когда в администрации согласья нет. Помните басню «Лебедь, Щука и Рак»? Вот сейчас планирование Челябинска — это настоящая иллюстрация к этой басне. Одни чиновники активно создают комфортный город для всех людей. Другие делают всё, чтобы в городе было элементарно опасно на улице и ставят палки в колеса первым.
У нас есть положительные примеры развития города. Развитие пешеходной инфраструктуры и доступности, в частности на набережной. Комсомольский проспект сделали безопаснее после сужения и создания островков безопасности — гонять там стали меньше. Трамвайные пути обособляют, чтобы трамвай мог быстро, как магистральный транспорт — метро, о котором все мечтали, доставлять пассажиров. Зачем это делают даже там, где машины не выезжали на рельсы? Чтобы обезопасить от небольших ДТП, ведь водитель вынужден сбрасывать скорость там, где машины стоят очень близко к путям, дабы не сбить боковое зеркало. Обособление избавило и от этой проблемы. Противники говорят: «А как же скорая проедет в час пик, если пути обособлены?» Очень нелогичный вопрос, ведь у нас большая часть улиц без рельсов, но там скорая проезжает. Задача водителей, особенно на таких широких улицах, как наши, дать дорогу экстренным службам.
Строятся новые парки, убираются бордюры, которые мешали велосипедистам, самокатам, мамам с колясками, пенсионерам спокойно гулять по городу. В городе всё больше людей готовы гулять, а значит и покупать кофе, горячие закуски в магазинах по пути прогулки и заходить поглазеть, а может, и что-то купить в магазинах на первых этажах. Это ведет к росту налогов с продаж, а значит росту налоговой базы города. На наши налоги потом строят новые парки, новые больницы, школы и, как ни странно, дороги для автомобилистов. Да, покупая любой товар, ты так же платишь не только НДС, но и заложенную цену доставки этого товара в магазин, а значит налоги, которые платил перевозчик.
Кто же те, кто мешает развитию города? Например, те, кто лоббировал расширение Худякова. И те, кто отказался от платных парковок в этом году, хотя на создание их нужно намного меньше ресурсов, чем потратили на украшения лампочками к Новому году.
Расширение Худякова сразу дало отрицательный эффект. Сразу две серьезные аварии за месяц, а это только начало. Если ты создаешь в городе широкую магистраль, по которой удобно гонять, жди, что аварии станут серьезнее. Согласно данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), результаты исследований, проведенных в разных странах, свидетельствуют, что увеличение средней скорости движения всего на 1 км/ч обычно приводит к росту числа аварий с травматизмом на 3%, а со смертельным исходом — на 4–5%. Об этом предупреждали, а мэру даже вручили книгу, где есть все современные исследования по теме развития города и безопасных дорог: «100 советов мэру». На общественных слушаниях предлагали решение — создание выделенной линии для общественного транспорта, чтобы люди не стояли в пробке, а ехали на автобусе быстрее автомобиля, но, наплевав на здоровье горожан и на автомобилистов, дорогу расширили.
Пробка не стала меньше. Лицо, которое активно продавливало решение о расширении дороги на Худякова — директор общественной организации «АнтиСмог» Евгений Маленкин. Накануне принятия решения по расширению участники движения «АнтиСмог» провели замеры, чтобы оценить, какой вред наносят окружающей среде выхлопные газы. Однако они не замеряли сами выхлопы, а просто замерили количество машин утром и вечером в часы пик. Выяснилось, что пропускная способность утром — это 3272 машин за час и вечером 2988 соответственно. Замеры прошли 19 и 20 апреля. Это было впустую потраченное время, ведь в книге «100 советов мэру», которую я вручал Наталье Петровне, есть таблица, указывающая, что максимальная провозная способность в час для автомобилей примерно 1500 человек на одну полосу. То есть примерно 3000 человек, если говорить о Худякова, там ведь было 2 полосы. Расчеты «АнтиСмог» только подтвердили расчеты книги. В 90% случаев в машине едет только водитель, в любой утренней пробке можно просто покрутить головой и убедиться в этом самому. Показатель абсолютно средний. Зато, согласно книге, для автобуса этот показатель 4500 человек в час. И эти цифры для обычного движения в потоке не в выделенной полосе. Трамвай же дает вообще 9000 человек в час. Если бы в «АнтиСмог» действительно отвечали за экологию, то в интересах горожан было бы продвигать создание там трамвайных путей, или, если быть реалистами, создание выделенки для автобусов. Но, видимо, «АнтиСмог» занимается интересами администрации и водителей, а не экологии.
Согласно КСОДД (комплексной системе развития дорожного движения) 2018–2032 годов, в Челябинске еще три года назад должны были появиться километры выделенных линий для общественного транспорта. А именно на начальном этапе предлагалось создать платные парковки, что положительно сказалось бы на ситуации в центре. Проще было бы найти свободную парковку, меньше ездило бы машин по центру. Как человек, работавший на машине, доставляя печатную продукцию, всегда сталкивался с проблемой найти место в центре для того, чтобы просто занести в офис материалы и забрать документы на оплату. Приходилось кидать авто, где придется, с платной парковкой люди, работающие на машине, смогут спокойно находить места для парковки прямо у офисов. Летом администрация Челябинска выбрала муниципальное учреждение, которое должно было координировать работу по созданию платных парковок, — «Геоцентр». Однако, согласно новостям, уже сейчас известно, что мэрия Челябинска отложила открытие платных парковок на неопределенное время.
Как жить в ситуации, когда в городе есть такие люди, как заместитель министра транспорта области, Александр Егоров, который развивает город, создает удобный общественный транспорт, и с другой стороны есть «АнтиСмог» и Евгений Маленкин, который продвигает абсолютно противоположное? Нужно доверять молодым профессионалам, следить за новостями и поддерживать общественные организации, которые делают город лучше. Просить у города платные парковки, выделенные линии для общественного транспорта и велодорожки. Тот же «Самокат» давно доказал, что зимой велосипед, даже в Челябинске и по нынешним сугробам, — это всё-таки доступное, недорогое средство передвижения, которое занимает мало места на парковке. Только так, без популизма, мы сделаем город удобным для автомобилистов и безопасным для пешеходов.
Согласны с автором?