В 2023 году запланирован ремонт сразу 43 трамвайных переездов, шесть из них выравнивают по новой технологии — с укладкой бетонных плит. Четыре переезда уже готовы, испытать покрытие можно на пересечениях Свердловского проспекта и улицы Труда, Блюхера и Курчатова, Шоссе Металлургов и Румянцева, а также на улице Машиностроителей (недалеко от проходной ЧТПЗ). Скоро к ним добавятся еще два переезда — на пересечениях Свердловского проспекта с Воровского и проспектом Ленина.
В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона говорят, что если опыт окажется удачным, его распространят на другие переезды, но с оговоркой: использовать бетонные плиты можно только на участках с прямыми рельсами.
Как Челябинск увлекся плиткой
Трамвайные переезды в Челябинске не ремонтировали много лет, всерьез ими занялись в 2020 году, но первые попытки завершились фиаско. Часть переездов закатывали в асфальт, они более-менее держатся, а вот выложенные плиткой настилы разрушились буквально за сезон. Дошло до того, что на дважды отремонтированном переезде у автомобиля пробило картер коробки передач.
В последний год плитку стали класть ровнее и использовать более прочные типы, поэтому покрытие держится чуть лучше, но всё равно не идеально. Переезды требуют непрерывного внимания дорожников, как, например, на пересечении проспекта Победы с улицей Молодогвардейцев.
Переходим на плиту
В этом году начался эксперимент с укладкой бетонных плит. Заместитель министра Миндортранса Александр Егоров поясняет, что такой способ возможен при капитальном ремонте переезда с заменой рельсошпальной решетки. Поскольку в этом году в Челябинске идет масштабная замена трамвайных рельсов, на прилегающих к ним пересечениях можно сделать настилы с использованием бетонных плит. Для «косметического» ремонта настилов такой способ не подходит, и там чаще используют как раз мелкую плитку: такой способ считается временным.
— Основная проблема переездов в Челябинске в том, что трамвайные пути не ремонтировали десятилетиями, поэтому деревянные шпалы на переезде просто сгнили, покрытия провалились. Мы каждый год пробуем что-то новое, в этом году помимо длинных рельсов пробуем бетонные плиты на переездах, — говорит Александр Егоров. — Посмотрим, как они переживут зиму. Бетонные плиты укладывают через специальную резиновую прокладку на рельс, упираются распорками в нижнюю часть шейки. Если они будут лежать плотно, не сдвинутся, то в следующем году мы примем решения по остальным переездам.
По словам Александра Егорова, пока используют бетонные плиты, которые выпускают заводы в разных городах России, но изучают вопрос о запуске их производства в Челябинске. Но плиты делают только прямыми, поэтому, например, переезд на пересечении проспекта Ленина и Цвиллинга (пл. Революции) будет либо закатан в асфальт, либо отделан плиткой: подрядчик сейчас выбирает оптимальное решение.
Разве плитка себя не дискредитировала?
В Челябинске был опыт выкладки переездов тротуарной плиткой (или чем-то похожим на нее), и он оказался откровенно провальными.
Позже перешли на крупную плитку, но описанные выше проблемы остались: ее хватало в лучшем случае на год. Ситуацию отчасти спасала гарантия подрядчиков, которые по несколько раз переделывали и ремонтировали переезды. Мы спросили Александра Егорова, нет ли ощущения, что плитка на переездах — это в принципе очень хлопотный путь, и даже асфальтовые переезды держатся как будто лучше. Заместитель министра ответил:
— По нашему опыту, асфальт и плитка показывают себя примерно одинаково, если плитка положена хорошо. Можно посмотреть переезд на Карла Маркса и Свободы или на Коммуны со Свердловским. Главное — соблюдать технологию укладки, а также технологии производства плитки. Сейчас совместно с производителем тестируют упрочненную плитку. В этом году подрядчик положил на Свердловском проспекте на развороте возле улицы Труда плитку, которая сразу развалилась: у нас были вопросы и к ее качеству, и к укладке. Сейчас подрядчик переделал переезд за свой счет по гарантии и положил упрочненную плитку. Посмотрим, как она себя проявит, если окажется эффективнее, то будем впредь применять ее.
Что касается асфальта, то, по словам Александра Егорова, он тоже проседает примерно через полгода после укладки, отчего рельс начинает выступать над уровнем переезда.
— И с асфальтом невозможно нанести дополнительный слой толщиной сантиметр: придется опять вырезать карты, заново заливать, — объясняет он. — С плиткой то же самое, но плитку можно разобрать-перебрать, подсыпать и поднять уровень.
Нравятся ли вам новые переезды с бетонными плитами?
Таким образом, в этом году мы увидим использование всех трех типов покрытия на 43 запланированных переездах. Кстати, некоторые из них уже восстанавливали в последние два года.
В начале года губернатор Алексей Текслер сообщил, что в Челябинске в этом году отремонтируют около 16 км трамвайных путей. Мы рассказывали, где именно перекладывают рельсы. Также в этом году в город поступит 74 новых трамвайных вагона.