— Вот это наш новый автопарк. Вот эти вагоны и трех лет не проходили, умерли, — рассказывает водитель трамвая, снимая в депо ряды вагонов. — А вот, слева, совершенно новые, свежие вагоны. Они почему-то все уже забракованные.
В Челябинске больше миллиарда выделили на замену трамвайных рельсов и более 10 млрд — на новые вагоны, которые водители между собой ласково называют «огурцами». И вроде бы свежая техника появляется в городе, но пассажиры все равно жалуются на нехватку транспорта. Максим (имя изменено) больше 10 лет работает водителем трамвая и считает, что, несмотря на огромные вложения, эта сфера в Челябинске терпит бедствие. Причины — дефицит кадров из-за низкой зарплаты, тяжелые условия труда, а так же нехватка вагонов (что-что? Да!). Выводы Максима сначала показались нам слишком апокалиптичными, поэтому мы так же анонимно опросили двух его коллег. Они подтвердили озвученные проблемы. С целым ворохом вопросов мы пошли в структуры, курирующие общественный транспорт.
Пока мы готовили этот текст, общаясь со всеми сторонами, мэрия выступила с сообщением, что водителям трамваев и автобусов, устроившимся на работу с февраля по конец апреля, выплатят по полмиллиона рублей подъемных.
«Работал без выходных, сбил бабушку насмерть»
— Мы сейчас наскребаем еле-еле половину штата. У нас уволилось за год, допустим, 10 человек. На их место пришли двое. И потом вообще один остается, потому что работать с такой зарплатой, моральным давлением и графиком мало кто соглашается, — описывает ситуацию Максим. — Зарплата в среднем 35 тысяч. Вы видели мою расчетку за декабрь (она есть в распоряжении редакции, в ней за счет «усиленного» предновогоднего аванса сумма выплат составила около 41 тысячи рублей. — Прим.ред.). Если кто-то говорит, что получает 70 [тысяч рублей], значит он живет в депо, с вагона не слазит и еще обилечиванием занимается. У нас уже были случаи, когда человек работал без выходных и сбил бабушку насмерть на ЧТЗ. Он просто уснул, потому что работал без выходных.
Водитель говорит, что год от года работать все тяжелее. Основную причину Максим видит в руководителях, которые возглавляют ЧелябГЭТ.
— Ранее были «льготные» графики работы, позволяющие родителям отвезти ребенка в садик, например, или забрать домой из школы. Сейчас таких поблажек нет, предприятие полностью на экономические рельсы встало. Люди работают либо в утреннюю смену с 4 утра до 14 часов дня, либо с 13 часов до 23–24 часов ночи. Меняются и графики движения трамваев, причем слишком часто, раз в три месяца. Пассажиры не успевают к ним привыкнуть, — добавил собеседник.
О том, что график работы стал тяжелее, 74.RU подтвердил еще один опрошенный водитель трамвая. Что же до зарплаты, то она зависит от разряда (их у водителей трамваев три) и подработок. Кстати, он практически дословно повторил слова Максима о «жизни в депо» при желании получать 70 тысяч рублей в месяц.
— Режим работы тяжелый. В депо №1 самым распространенным является график 5/2 или 6/2 — пять дней в первую смену через два выходных, а потом шесть дней во вторую и два выходных. И по новой. Еще «подработай, выйди», — просят. И получается фактически 6/1 и 7/1, — говорит сотрудник. — В депо №2 не лучше — 4/1 или 5/2. Нет, чтобы у всех 4/2 было. И отдохнуть можно, и подработать, если что. Нет стабильной суммы [зарплаты] тут. Я могу и 35 [тысяч рублей] получить, могу и 55. Кто-то, знаю, и 70 [тысяч рублей] получает. Но это жить здесь надо.
Еще Максима возмущают поздние рейсы трамваев. По его опыту, основной поток пассажиров заканчивается в 22:30, а с 23 часов город уже пустой, особенно в зимний период в будние дни. Однако рейсы ставят, и трамваи «прокатывают» в холостую электроэнергию, за которую потом платят из бюджета. Еще одна ночная проблема — неадекватные пассажиры.
— У нас не туристический город, не Москва, не Сочи, не Санкт-Петербург. А мы все равно кого-то после 23 часов возим. Вчера какой-то отморозок давай мне на зеркале заднего вида прыгать, потому что никто его на Северо-Запад везти не хочет. Все стекло мне ветровое обсморкал. Некого уже возить, а мы все равно возим.
Снежный коллапс и «гробы» в депо
После рекордных снегопадов в Челябинске особенно остро ощущались проблемы с общественным транспортом. По словам водителя трамвая, в этой ситуации проблема нехватки кадров наложилась на массовую поломку вагонов. Самыми надежными он считает вагоны еще советской сборки, а новые зеленые не выдерживают погодных катаклизмов (и критики водителей).
— У нас почти все новые вагоны за эти рождественские каникулы вышли из строя. Ведь все рельсы были засыпаны снегом. Если трамвай буксует на рельсах, у него идет перенагрузка на электродвигатель, и он просто горит. Потому что они слабенькие. Вот КТМ, советский автопром, это вещь. Им больше 40 лет, а они до сих пор ездят. А новые трамваи — это красивая, но очень дорогая картинка. 45 миллионов за вагон! Электроника у этих трамваев, как у китайских машин, с морозами начинает глючить.
По словам водителя, в новогодние праздники у него вместо пяти смен было всего две из-за того, что рельсы не успевали вовремя почистить. Сейчас же основной пассажиропоток «вывозят» именно на старых трамваях. А новые вагоны стоят в ожидании ремонта.
— Первые новые вагоны мы получили где-то три года назад, и вот половина из них уже стоят в «гробах» (сломаны. — Прим. ред). В процессе работы они тоже часто ломались, потому что «сделано в России», а не в СССР, видимо. Сейчас у нас совсем новых вагонов стоит 5 или 7, они еще на линию не выехали, а уже «умерли», потому что бракованные. Если бы не старые вагоны, мы бы вообще не смогли работать и обслуживать все действующие маршруты. Дело не в деньгах [которые мы получаем], нам работать не на чем!
«За два года зарплата выросла на 61%»
В ООО «ЧелябГЭТе», обслуживающем трамвайный парк, не согласились с утверждением водителя о мизерной зарплате и привели данные по средним суммам зарплат за последний год. Так же там рассказали, что небольшими шагами, но все же движутся к тому, чтобы работать было комфортнее.
— За два года зарплата водителей на предприятии выросла на 61%, мы ввели квартальную премию 15 тысяч рублей за безаварийную езду. Для примера, средняя заработная плата водителя трамвая в 2021 году была 34,2 тысячи рублей, в 2023-м году — 58,7 тысяч рублей, — перечислили на предприятии. — Естественно, водители, имеющие первый класс, получают больше, чем те, у кого третий класс. Но и у них был рост зарплат: на 1 января 2021 года средняя зарплата водителя третьего класса составляла 27772 рублей, на 1 декабря 2023 года — 41303 рубля. По условиям [работы водителей]: мы отремонтировали и снабдили бытовыми приборами все комнаты отдыха.
В ОГКУ «Организатор перевозок» ответили на претензии по «простою» новых трамваев, которые якобы вышли из строя после непродолжительной работы на линии. И опровергли слова о «бракованных» вагонах, которые недавно поступили с Усть-Катавского вагоностроительного завода:
— В эксплуатации ООО «ЧелябГЭТ» находится 101 трамвай выпуска 2021–2023 годов. Каждый день на линию выходит в среднем до 80 вагонов, часть вагонов остается в депо для прохождения необходимого технического обслуживания. Готовится к передаче и запуску новая партия вагонов, прошедших приемку. Все новые вагоны, поступившие в ООО «ЧелябГЭТ» прошли приемку и техническую обкатку. Гарантия на них составляет два года.
В учреждении заострили внимание, что проблемы у трамваев из-за сугробов действительно были, но у старого, а не у нового подвижного состава.
— По причине поломки двигателей во время рекордных снегопадов из строя вышла часть старого подвижного состава. Для оперативного устранения поломок ООО «ЧелябГЭТ» было создано три дополнительных ремонтных бригады. В новых вагонах массовой поломки двигателей не наблюдалось.
Так же в ОГКУ подтвердили кадровый дефицит среди водителей трамваев. Он на начало февраля составляет 22%, для нормальной работы предприятия не хватает 47–50 водителей. Это часто становится причиной невыполнения части рейсов, признали в учреждении.
«Детские болезни» новых трамваев
Большое количество стоящих без движения новых вагонов в депо — следствие их «детских болезней», которые выявили после эксплуатации. В Челябинске, особенно на старых рельсах, она получается довольно суровой, признал заместитель министра транспорта Челябинской области Александр Егоров.
— У некоторых вагонов периодически выявляются неисправности, связанные с приводами дверей, с аккумуляторами; такие отставляем в сторону, вызываем гарантийную бригаду УКВЗ, либо поставщиков отдельных деталей, — уточнил Егоров. — Еще, несмотря на колоссальные темпы ремонтов, все равно много путей остается в неудовлетворительном состоянии — на них трамвай трясет. И если к такой тряске за прошедшие десятилетия старая техника «привыкла», то новая модель 71–628 ещё некоторое время будет прикатываться. К примеру, из-за тряски приводы дверей часто разбалансируются, конструктора ищут решения, как эту и другие возникающие проблемы устранить на будущее. На сленге транспортников, это так называемые «детские болезни», характерные для любой новой модели, в том числе с импортозамещёнными деталями.
Напомним, в январе челябинцы сильно жаловались на работу общественного транспорта. Претензии были к переполненным салонам и нерегулярности движения. Мы дважды — 10 и 17 января — проводили эксперимент, пытаясь добраться до офиса из разных районов города (это был тот еще вызов). Власти объясняли возникшую проблему больничными водителей и последствиями снегопадов. В итоге перевозчикам выписали штрафы на полмиллиона. А вот фоторепортаж Натальи Лапцевич о пассажирах общественного транспорта: тех, кто выиграл битву за попадание в салон, а некоторые — и за возможность ехать сидя.
С 1 февраля сотрудникам «ЧелябГЭТ» увеличили зарплаты на 10 %. В ближайшее время обещают еще одну индексацию.