Управление дорожного хозяйства мэрии разыграло первые многомиллионные контракты на ремонт дорог в Челябинске. Рассказываем, кто будет укладывать асфальт, сколько денег потратят из бюджета и приблизились ли мы к настоящей конкуренции.
Поначалу власти планировали провести дорожные аукционы в марте. Но ещё будучи временно исполняющей обязанности главы города, Наталья Котова попросила подчинённых ускорить подготовку к торгам. В последние дни декабря мэрия объявила первые аукционы на ремонт объектов улично-дорожной сети Челябинска в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок выполнения работ — 20 октября этого года, указано в документации.
Начальная максимальная цена контрактов варьировалась от 212 миллионов до 268 миллионов рублей, что совсем не много по меркам дорогостоящих дорожных торгов. В результате предприниматели проявили живой интерес к конкурсным процедурам. На два лота подали по шесть заявок, ещё на один документы прислали сразу семь участников.
Среди победителей оказались две организации, которые уже ремонтировали челябинские дороги в прошлом сезоне. Компания «Нижавтодорстрой» скинула 13 миллионов, предложив выполнить работы по самой низкой цене — за 255 миллионов рублей. Торгово-промышленная компания «ЯКК» взяла контракт за 202 миллиона (минус 10 миллионов от начальной стоимости лота).
Ближайшим конкурентом на этих двух торгах оказалась компания «Урал-Сервис-Групп». Она примечательна тем, что с прошлого года активно участвует в крупных дорожно-строительных торгах. Но до середины лета, по данным сервиса «Контур.Фокус», предприятие показывало нулевую выручку, а потом вдруг пошли многомиллионные контракты с мэрией. Именно «Урал-Сервис-Групп» будет строить новую набережную. Любопытно, что официально в этой организации числится всего один сотрудник, уставной капитал составляет 10 тысяч рублей. Но именно этой организации отдали контракт на полмиллиарда рублей.
Больше всего — на 37 миллионов — уронил цену «Дорстройтех-лизинг», готовый работать на своём участке за 200,681 миллиона рублей. Следом за ним шла компания «ДСУ-5».
В прошлом году «Нижавтодорстрой» выиграл контракт на ремонт дорог в Челябинске стоимостью 827,7 миллиона. Компания была единственным участником аукциона. Но соглашение подписали только с третьей попытки — торги дважды приостанавливали из-за жалоб других участников. А позже выяснилось, что большую часть работы выполняла торгово-промышленная компания «ЯКК», выступая субподрядчиком. За работой нового дорожного игрока пристально следили конкуренты, общественники и власти. Летом дорожникам уже приходилось переделывать свою работу.
Между тем и «Нижавтодорстрой», и «ЯКК» фигурируют в документах Главного контрольного управления Челябинской области. По инициативе активистов Общероссийского народного фронта ведомство проверило прошлогодний ремонт дорог города с точки зрения рисков для бюджета. И выявило нарушений на 56 миллионов рублей.
— Проблемы с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» возникли еще на этапе формирования конкурсной документации. Тогда из-за безответственного участника, компании «ЯКК», предоставившей недействительную банковскую гарантию, приоритетный проект едва не забуксовал, — отметил эксперт регионального отделения ОНФ Олег Гудимов. — В результате содержанием улично-дорожной сети Челябинска в 2019 году занялся «Нижавтодорстрой». Он также не отличился добросовестностью, продемонстрировав вопиющую халатность и формальный подход к качеству работ.
В ходе проверки Главного контрольного управления выяснилось, что все это время управление дорожного хозяйства фактически не контролировало процесс, указали активисты ОНФ.
— Ситуацию усугубило безразличное отношение заказчика. Процесс был пущен на самотёк, при этом стоимость работ завышена практически на всех технологических этапах — от срезки асфальта до нанесения разметки, — добавили в ОНФ. — Город уже принял и оплатил более двух тысяч колец для колодцев, фактически не установленных подрядчиком. Не обошлось и без традиционных попыток сэкономить: на Новоградском проспекте подрядчик вновь занизил верхний слой асфальта, как ранее это произошло на Университетской Набережной. Позже работы переделали по гарантийным обязательствам.
Ошибки прошлых лет необходимо учесть при поиске подрядчиков на новый дорожный сезон, добавил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Челябинской области Дмитрий Денисов. А всю информацию по нарушениям заказчик должен передать правоохранительным органам.
Кроме того, в октябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении 10 компаний о сговоре на торгах по ремонту дорог. Среди них упоминались «Нижавтодорстрой» и «ТПК «ЯКК»». Расследование продолжается.
В конце прошлого года глава регионального Миндортранса Алексей Нечаев сообщил, что в 2020 году отдельное финансирование работ по капремонту и содержанию дорог предусмотрено для Челябинска и Магнитогорска — 4,5 миллиарда и 1,1 миллиарда рублей соответственно. А с помощью специального сервиса любой житель сможет контролировать эти расходы.
— До конца года появится программа СКДФ — система контроля дорожного фонда. На ней уже отрисованы дороги, сейчас отрисовываются планы 2020–2022 годов. Каждая дорога будет нанесена на карту, на каждой дороге будет индикатив, затраченная сумма, подрядчик, — добавил министр.
В прошлом году проведение дорожных торгов затянулось, мэрии Челябинска удалось провести их лишь с третьей попытки. К ремонту подрядчики приступили чуть ли не в середине лета. Срыв сроков стоил должности начальнику управления дорожного хозяйства Александру Шабалину.
Подрядчикам пришлось работать на объектах круглосуточно и совсем без выходных. Повезло, что тёплый октябрь позволил продлить сроки ремонта.
Пострадали от некачественного ремонта дорог? Присылайте фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».