Если у нашего города есть выдающиеся черты, то это трамвайные рельсы: они так выдаются, что их проезд частенько отдаёт зубной болью. В июне этого года мэрия заключила договор с ООО «Мегастрой» на ремонт таких перекрёстков за 11,7 миллиона рублей, работы должны закончиться в середине октября. Мы проехали по местам, указанным в контракте, чтобы понять, действительно ли мы будем летать через переезды ещё до зимы?
Изначально работы планировалось выполнить летом, но подрядчик, ООО «Мегастрой», до конца сентября рельсовыми переездами так и не занялся (всего у компании контрактов почти на 34 миллиона рублей). В конце сентября комитет дорожного хозяйства инициировал процедуру внесения организации в реестр недобросовестных подрядчиков, а также был выписан штраф в 5000 рублей. И всё же пусть с опозданием, но работы начались.
Мы проехали 12 из 19 локаций. Активную реконструкцию заметили только на пересечении проспекта Победы со Свердловским проспектом, где сейчас ограничено движение, в том числе запрещены левые повороты с некоторых направлений.
Сорванные сроки ремонта — одна сторона проблемы. Интереснее другой вопрос: насколько целесообразно выкладывать настилы переездов плиткой? До сих пор в Челябинске либо закатывали их в асфальт, либо облагораживали плиткой в форме небольших кирпичиков. Судя по состоянию переездов, оба способа далеки от идеала.
А как оформляют переезды в других городах? В Москве, например, ситуация тоже не везде идеальная, но всё же лучше: в столице часто используют специальные настилы, которые лучше сохраняют геометрию.
Главная проблема плитки — повышенное давление на грунт. Чтобы компенсировать это явление, под плиткой делают основание из щебня, но в любом случае рельсы и прилегающие к ним плитки давят на основание неравномерно, отчего со временем нарушается геометрия переезда. Настилы из более крупных и массивных фрагментов в этом смысле предпочтительнее — от них проще добиться стабильности в течение длительного срока службы. Другое дело, что их укладка дороже и требует техники и квалификации, не всегда доступной мастерам-плиточникам.
Хорошая новость в том, что в этот раз выбрана всё же плитка большего размера. Её характеристики прописаны в техническом задании. Кроме того, заказчик требует создание подушки из щебня глубиной 15 сантиметров.
Исполнитель контракта, «Мегастрой», даёт гарантию на работы: 4 года для самой плитки и 6 лет для основания. Впрочем, пока подрядчик не отличался обязательностью, так что слишком рассчитывать на гарантию, вероятно, не стоит.
Опыт других городов показывает, что при обустройстве переездов через трамвайные пути более значим даже не тип настила, а качество работ и регулярное обновление покрытия. В нашем случае о качестве судить пока рано, но цейтнот вряд ли помогает делу. Мы направили в комитет по дорожному строительству запрос о новом дедлайне, но ответа пока не получили.
Обновлено 12.10.2020: в полученном сегодня ответе от Комитета дорожного хозяйства отмечено, что сроки исполнения контракта (до 16 октября) и его исполнитель (ООО «Мегастрой») не изменились. В ответе подчёркивается, что работы не завершены, а при невыполнении условий контракта к ООО «Мегастрой» будут применены санкции.
До сих пор проблеме рельсовых переездов внимания в Челябинске почти не уделялось, поэтому на большинстве перекрёстков они существенно тормозят поток и вынуждают водителей ездить загогулинами, огибая участки, где покрытие проседает особенно сильно. Ждём окончания работ, чтобы оценить качество новой плитки.
Как вы оцениваете качество трамвайных переездов в Челябинске?
Недавно челябинцев возмутил повторный ремонт дороги в Ленинском районе. А вот подробности о том, кто выиграл главные дорожные контракты этого года.