С 1 сентября стартует новая масштабная программа утилизации автомобилей. Сдать свой старый автомобиль в утиль и получить скидку на покупку нового теперь может любой желающий. Правда, есть одно ограничение – скидки предоставляются только на машины, произведенные в России. Стоимость авто и ее марка значения не имеют. До конца программы, 31 декабря, планируется реализовать 170 тысяч автомобилей. Таковы меры поддержки увядающего отечественного автопрома.
По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, программа затронет все категории автомобилей – легковые, внедорожники, легкий коммерческий транспорт, грузовики и автобусы, владельцами которых могут быть как физические, так и юридические лица. Кроме того, машину можно будет сдать в trade in, но при условии, что сданному транспорту должно быть не менее шести лет. В остальных случаях программа не предусматривает ограничений по возрасту транспортного средства и сроку его владения.
Размер скидки составит от 50 до 350 тысяч рублей. При снятии старой легковушки с учета и сдачи ее в утиль скидка составит 50 тысяч рублей, при сдаче авто в «трейд ин» – 40 тысяч рублей. Для владельцев грузовиков скидка составит 350 тысяч рублей, для владельцев автобусов – 300 тысяч. Для хозяев внедорожников, легковых коммерческих автомобилей – до 350 тысяч рублей. Известно, что под новую программу правительство выделит 10 миллиардов рублей.
По словам Мантурова, с 1 сентября программа будет осуществляться за собственный счет автопроизводителей. Впоследствии расходы дилеров будут возмещать региональные власти за счет федерального бюджета. Однако сам механизм предоставления скидки пока неизвестен. Не исключено, что основные моменты будут повторены.
По данным агентства «Автостат», на сегодняшний день в российском автопарке более 40% легковых и более 50% категории коммерческих автомобилей (грузовые, автобусы и LCV) по-прежнему составляют транспортные средства в возрасте старше 10 лет. При этом показатель ежегодного выбытия автопарка в России остается низким – на уровне 2,5% на фоне среднемировых 6-7%.
Меры по поддержке отечественного автопрома связаны с сильным падением продаж. Под нажимом слабой экономики, девальвации рубля и геополитических проблем в январе–июле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 9,9% до 1,41 млн штук. К примеру, продажи Lada просели на 16% до 220 822 машин. АВТОВАЗ уже объявил о намерении сократить осенью производство автомобилей на 25 тысяч штук в сентябре-ноябре 2014 года.
«Мы должны быть конкурентоспособны, у нас нет планов поднимать цены в этом году», – заявил агентству Reuters президент АВТОВАЗа Бу Андерссон в ходе Московского международного автомобильного салона. Между тем, крупнейшие иностранные автопроизводители в России о заморозке цен не объявляли.
По мнению экспертов, до конца 2014 года продажи на российском авторынке будут падать. В общей сложности снижение составит 14 процентов.
Напомним, что аналогичная программа утилизации действовала с марта 2010 года по июнь 2011 года. В ее рамках автовладельцы могли сдать в утиль автомобили старше 10 лет и получить скидку 50 тысяч рублей на машины по строго установленному списку. Тогда в него попал весь модельный список Lada, Renault Logan и Sandero, ряд моделей Chevrolet, FIAT, Ford, Skoda, Volkswagen и продукция других автопроизводителей с высоким уровнем локализации.
Смысл программы утилизации заключался в искусственном стимулировании спроса на продукцию отечественного автопрома. Изначально планировалось выдать 200 тысяч сертификатов, в то время как, по официальным данным, количество старых машин в России на тот момент исчислялось 15 миллионами.
Россияне приняли активное участие в госпрограмме. Уже к июню 2010 года все 200 тысяч сертификатов были разобраны, а за моделями АВТОВАЗа выстроились очереди. Как и планировалось, Волжский автозавод стал основным выгодоприобретателем данной программы – в первые месяцы 2011 года прирост продаж составил практически 100% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Всего в результате данных мер было реализовано около 490 тысяч транспортных средств, что заметно подстегнуло продажи рынка.
В 2012 году власти утверждали, что более прибегать к программе утилизации не будут, поскольку постоянное стимулирование промышленности ведет к плачевным последствиям. Однако реалии рынка таковы, что по итогам 2014 года программа может быть продлена и далее.
«Я думаю, что это сработает, если действительно в ограниченные сроки будет запущено, – рассказал «Российской газете» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Программа утилизации даст хорошую прибавку рынку в динамике, особенно в сегменте автомобилей среднего класса, который сейчас действительно просел».