С 1 февраля в Челябинске начинают функционировать новые камеры видеофиксации нарушений. К 18 стационарным постам прибавится ровно столько же коммерческих камер. Помимо выявления нарушений скоростного режима новые комплексы будут фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, а также ряд других серьезных нарушений ПДД. О том, где расположены новые камеры и чего опасаются эксперты – в материале сайта Autochel.ru.
Монтаж современных комплексов видеофиксации нарушений ПДД начался еще в середине декабря. Одной из первых была смонтирована конструкция на участке Дзержинского, 110 – Колхозный рынок, фиксирующая в автоматическом режиме непропуск пешеходов. Еще 17 постов, выявляющих проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречку, проезд за стоп-линию, нарушение рядности, непредоставление преимущества в движении пешеходам, а также движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта, будут расположены на следующих перекрестках города:
пр. Ленина – ул. Энгельса;
пр. Победы – ул. Молодогвардейцев;
ул. Чайковского – ул. Куйбышева;
ул. Доватора – ул. Воровского;
ул. Труда – ул. Российская;
ул. Блюхера – ул. Воровского;
ул. Чичерина – ул. 250 лет Челябинску;
пр. Победы – ул. Российская;
пр. Победы – ул. Каслинская;
ул. 1 Пятилетки – ул. Горького;
ул. Горького – ул. Правдухина;
ул. Дарвина, 2;
ул. Каслинская, 46;
ул. Университетская Набережная – ул. Рабоче-Колхозная;
ул. Б. Хмельницкого – ул. Дегтярева;
ул. Салавата Юлаева – ул. 250 лет Челябинску;
ул. Благих – ул. Бейвеля.
К слову, «неприкасаемые» полосы для общественного транспорта в Челябинске есть. Возможно, что в будущем к выделенке на улице Тимирязева прибавятся еще несколько новых полос, о необходимости которых общественники говорят давно. Еще один немаловажный момент – камеры видеонаблюдения также будут использоваться для розыска угнанного и похищенного транспорта, для пресечения и раскрытия уличных преступлений и решения спорных ситуаций в случаях ДТП.
По данным ОАО «Ростелеком», в Челябинске были установлены 18 комплексов фото- и видеофиксации моделей «Одиссей», «Азимут», «Сфинкс» и «Кордон». Для каждого перекрестка выбирался свой комплекс в соответствии с необходимым функционалом.
Напомним, что закупать камеры на деньги частных компаний региональным властям разрешили в 2014 году Госдума и Совет Федерации, которые совместно разработали соответствующие поправки в законопроект. Окупать инвестиции частники будут за счет штрафов. Между тем камеры действительно могут принести неплохой доход. По данным ГИБДД г. Челябинска, в столице Южного Урала за 2014 год 18 камер отслеживания скоростного режима моделей «Рапира» и «Арена» зафиксировали более 100 тысяч нарушений правил дорожного движения. Если принять минимальную стоимость нарушения 500 рублей, набегает 50 миллионов в год.
Установкой комплексов фото- и видеофиксации в Челябинске занимается телекоммуникационная компания «Ростелеком», которая выиграла аукцион на оказание услуги по предоставлению фотовидеоматериалов с информацией о предполагаемом административном правонарушении. Поиском поставщика услуг занималось госучреждение «Безопасный город», а конкурс на поиск коммерческого оператора камер видеофиксации объявила областная администрация. Условия конкурса таковы: сумма – 300 тысяч рублей, количество предоставляемых услуг – 2000, стоимость услуги – 150 рублей. Под услугой понимается передача информации об одном правонарушении.
«Данные по правонарушениям не будут задерживаться у нас, по нашим защищенным интернет-каналам информация будет передаваться в Центр автоматической регистрации правонарушений. Теперь полицейский уже не будет отслеживать весь видеопоток, видеокамера самостоятельно выберет правонарушение и передаст его инспектору, который оценит его, и если нарушение подтвердится, тогда он составит протокол и направит его нарушителю. Мы организуем и передаем информацию в ГИБДД, – рассказала пресс-секретарь челябинского филиала ОАО «Ростелеком» Вера Касаткина. – Обслуживанием камер также будет заниматься «Ростелеком», а что касается контроля данных постов видеофиксации, то камеры в постоянном режиме отправляют информацию в ГИБДД, и если произошел сбой, то это сразу видно. В случае сбоя на место расположения камеры тут же выезжают специалисты. Программа «Безопасный город» в России недостаточно развита, но кое-где зачатки этой работы есть, поэтому челябинский филиал компании «Ростелеком» решил попробовать себя в этом направлении».
О планах на установку дополнительных камер в течение года в компании говорить не спешат. «Во-первых, полиция проведет оценку эффективности работы данных камер, – отмечает Вера Касаткина. – Если эффективность будет подтверждена, а у заказчика будет потребность в дополнительных постах и возможности, то, возможно, мы будем продолжать взаимодействовать».
Распоряжение об усовершенствовании системы видеонаблюдения «Безопасный город» 15 сентября прошлого года дал губернатор Борис Дубровский. Инициатором установки дополнительных постов выступило ГУ МВД по Челябинской области.
«В 2014 году управлением ГИБДД был проведен анализ наиболее аварийных перекрестков города, после чего руководство ГУ МВД региона обратилось к областному правительству с инициативой создания на данных перекрестках комплексов автоматизированной фиксации нарушений ПДД. Губернатор Челябинской области данную инициативу поддержал, – сообщают в Госавтоинспекции по Челябинской области. – В настоящее время на данных перекрестках в целях недопущения ДТП и заторовых ситуаций инспекторы ДПС осуществляют распределительно-регулировочные действия. Данная мера необходима для того, чтобы дисциплинировать водителей и не допустить образования заторов в час пик. Уже в феврале текущего года инспекторы ДПС, работающие на данных перекрестках, будут передислоцированы на другие места, а на проблемных перекрестках начнут работу системы видеонаблюдения».
Между тем в некоторых городах России частная система по фиксации правонарушений функционирует более года. С одной стороны, привлечение коммерческих структур неплохо простимулировало развитие данной темы, и города обзавелись большим количеством камер, что в дисциплинарных и профилактических целях само по себе неплохо. Здесь интерес бизнеса вполне совпадает с интересом общества. С другой стороны, подобная инициатива в регионах уже привела к нарушениям и злоупотреблениям со стороны подрядных организаций.
За нарушение ПДД под этими камерами водителям придется раскошелиться.
Проезд на красный свет – штраф 1000 рублей.
Выезд за стоп-линию – штраф 800 рублей.
Не пропустил пешехода – штраф 1500 руб.
Выехал на встречную полосу – штраф 5000 руб.
Несоблюдение рядности – штраф 500 руб.
Самый грандиозный скандал произошел в Краснодарском крае, где внезапно в течение четырех месяцев большое количество автомобилистов стало получать кипы писем счастья. Суммы измерялись десятками тысяч, а рекордсмены удостоились 150 штрафов. В данном случае речь шла о подделке постановлений с помощью программного обеспечения. Так, попавший на камеру один раз водитель мог получить с десяток однотипных штрафов. Основной целью таких фальсификаций стала потребность реализовать более миллиона конвертов с особыми печатями, на которые была затрачена большая часть 160-миллионного бюджета на безопасность.
В Тамбове изображения с комплекса автоматической фиксации скорости использовались для привлечения водителей по нарушениям, которые в автоматическом режиме уже не фиксируются – ближний свет и ремень безопасности. По факту данные нарушения определялись инспекторами уже на глаз, но рассылались штрафы так же, как и штрафы с автоматических камер.
Существенные нарушения были выявлены и в Коми. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что в Коми к административной ответственности за нарушения ПДД не привлекались сотрудники Сбербанка, администрации главы республики и правительства, администрация Сыктывкара и ее структурные подразделения. Также выяснилось, что некоторая техника не подвергалась обязательной проверке аккредитованными организациями.
Во всех случаях камеры находились в ведении ГИБДД, но повлиять на собираемость штрафов может и оператор услуг. Так, точность измерения скорости зависит от положения камеры в пространстве, от угла ее наклона. Вопрос о регулярном контроле этой деятельности, а также прозрачности процесса возникает сам собой.
«Вопросы безопасности порой подменяются не совсем правильными терминами. Если мы возьмем, к примеру, этот пешеходный переход на улице Дзержинского, то что мы видим? Четыре полосы в каждую сторону. Если мы говорим о безопасности, то это однозначный ответ в этом вопросе – это светофор. Если мы говорим о безопасности, то мы в комплект к этим камерам должны поставить знак «Камеры». Но тогда это получается невыгодно. Если подходить к безопасности с точки зрения выгоды и окупаемости, это уже не безопасность, – говорит председатель Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй. – Это уже коммерческий проект, который немножко может решать вопросы безопасности. Поскольку идет процент от штрафов этой коммерческой компании, это получается наполнение бюджета и заработок компании, которая заинтересована в выписке штрафов. Можно говорить в какой-то мере о безопасности, но это не безопасность. Это коммерческий проект по сбору штрафов».
В частности, не совсем понятно, почему условия описанного выше тендера подразумевают оплату работы камер в пропорции к выписанным штрафам. По большому счету штрафы не являются самоцелью, и низкий уровень нарушений не говорит о том, что камеры работают неэффективно – как раз наоборот. Нам представляется, что вознаграждение коммерческого оператора должно быть пропорционально времени работы камеры, а не количеству зафиксированных ею нарушений. Иначе у бизнеса появляется прямая заинтересованность в провокации дополнительных нарушений, тогда как задача бизнеса – лишь обеспечить работоспособность системы безотносительно количества нарушений на данном участке.
Фото: Видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Аликбека ЮСУПОВА