Любой водитель, будь то владелец автомобиля премиум-класса или бюджетной модели, внимательно следит за тем, где и чем он заправляется. От качества топлива напрямую зависит состояние и долголетие машины, и потому вопрос «услугами какой АЗС стоит пользоваться», пожалуй, один из самых горячо обсуждаемых в автомобильной среде. Одни доверяют исключительно крупным брендам, другие уверены – топливо на заправки поставляют с одной «большой кастрюли», а значит, нарваться на контрафакт можно везде. А мы доверяем тому, что видим лично, а именно – серьезному подходу к контролю качества топлива.
На днях журналистам в рамках Дня качества, который устроила сеть АЗС «Газпромнефть», удалось лично познакомиться с процессом приемки нефтепродуктов из автоцистерны. Мы увидели, на что обращают внимание специалисты станции и как проводится контроль качества привезенного топлива, а также узнали, почему вариант с попаданием некондиционного бензина в резервуары АЗС «Газпромнефть» полностью исключен.
Автоцистерна уже стоит возле резервуаров автозаправочной станции в ожидании проверки. Сам процесс приемки топлива состоит из трех этапов. Во время первого девушка-оператор тщательно проверяет привезенные документы и визуально оценивает целостность автоцистерны – сливные узлы, заземление, пломбы и прочее. Затем специалисту необходимо сменить форму одежды – она облачается в защитный костюм, надевает каску, респиратор, перчатки и страховочный ремень, после чего подходит к ящику отбора проб.
Оказывается, такие вот ящики есть на всех АЗС «Газпромнефть». Здесь хранятся пробы с последних трех поставок. Делается это для того, чтобы у клиента, усомнившегося в качества топлива на конкретной станции, был доступ к бензину или дизелю, привезенному в день его заправки. Так называемые арбитражные пробы по желанию автомобилиста могут быть направлены на экспертизу как самой АЗС, так и клиентом, чтобы у него была возможность провести независимый анализ. Хранение топлива с трех последних поставок позволяет избежать возможных недоразумений и в случае необходимости подкрепить заявленное высокое качество продукции реальными результатами исследований.
Тем временем оператор АЗС, полностью подготовившись к приемке топлива, поднялась на автоцистерну. Девушка здесь же набирает из нее топливо в большую стеклянную колбу. Она визуально оценивает качество бензина, отмечает отсутствие механических примесей, проверяет его прозрачность и цвет. Затем с помощью специальных реагентов оператор проверяет отсутствие в топливе воды, делает замеры плотности и температуры, а также отбирает ту самую арбитражную пробу.
Добавим, что если в процессе такой проверки хоть по какому-то пункту будут выявлены несоответствия, приемка будет остановлена, а автоцистерна отправлена обратно на нефтебазу. Таким образом топливо, в качестве которого у оператора появились какие-либо сомнения, не попадает в резервуар АЗС и бензобак клиента.
Как только все процедуры по проверке топлива и отбора проб завершаются, водитель бензовоза под чутким контролем оператора производит подсоединение сливного рукава автоцистерны к сливному узлу. Удостоверившись, что все сделано правильно, девушка дает команду на наполнение резервуара привезенным топливом.
Отметим также, что паспорт качества на каждую поставку топлива находится на автозаправке и предоставляется для ознакомления по первому же требованию клиента. Таким образом, пользуясь услугами АЗС «Газпромнефть», водитель всегда может узнать – топливом с какими характеристиками он заправился именно сегодня.
Процедура приемки, продемонстрированная на автозаправке, выглядит действительно внушительно и масштабно. Но, как оказалось, для работников АЗС это вполне обыденная и привычная работа: именно так проходит каждый новый завоз нефтепродуктов на станции.
«Мы несем ответственность перед потребителями за качество предоставляемой продукции. Многоуровневая система проверки бензина и дизельного топлива работает на всех автозаправочных станциях сети,– говорит руководитель сети АЗС “Газпромнефть” в Челябинске Константин Складанов. – Алгоритм действий, который мы показали сегодня, проводится при каждой приемке бензовоза, поэтому наши клиенты могут быть уверены в высоком качества нефтепродуктов».
Помимо ежедневной проверки при приеме каждой новой партии топлива существует еще более строгий способ контроля качества. Как минимум раз в месяц на каждую АЗС сети «Газпромнефть» с инспекцией приезжает мобильная лаборатория. Специалисты в присутствии оператора автозаправочной станции отбирают пробы из резервуаров и здесь же, не отъезжая от колонок, проводят их детальный анализ на соответствие паспорту качества. Мобильный комплекс оснащен современным и дорогим оборудованием, которое буквально за полчаса позволяет установить октановое число бензина, отсутствие или наличие в нем различных примесей и прочее.
Вообще, лабораторные проверки проводятся как планово – раз в месяц на каждой АЗС, так и внезапно. Последние могут быть инициированы дополнительно случайным образом или же на основе отзывов и обращений клиентов. При этом сами специалисты мобильной лаборатории узнают, куда именно им предстоит отправиться на инспекцию, непосредственно утром перед самой поездкой.
«Мобильная лаборатория всегда приезжает внезапно. Соответственно, заранее подготовиться к грядущей проверке сотрудники АЗС не могут, подчеркивает руководитель “Газпромнефть-Лаборатории” в Челябинске Майя Стурова. – Мы проверяем октановое число, наличие серы и механических примесей, плотность, давление насыщенных паров. Цель наша – выявить, соответствует ли качество топлива требованиям нормативных документов и характеристикам, заявленным в паспорте».
В случае, если качество заявленному не соответствует, незамедлительно останавливается реализация топлива, происходит его откачка, зачищаются резервуары, после чего завозится новый нефтепродукт. Параллельно инициируется проверка – специалисты выясняют, каким образом на АЗС попал продукт, не соответствующий сертификату качества, а виновные в этом привлекаются к ответственности.
«Такая четко выстроенная система контроля минимизирует человеческий фактор, снижает его влияние на качество нефтепродуктов. Такой контроль практически до нуля снижает возможность попадания на АЗС некондиционного топлива, – подытожила Майя Стурова.
В День качества на АЗС «Газпромнефть» при нас отобрали пробу бензина АИ-95. Оперативно проведя необходимые анализы, специалист мобильной лаборатории резюмировала – данная проба бензина соответствует по качеству пятому классу топлива. С хорошим запасом прочности.
Сеть АЗС «Газпромнефть» насчитывает порядка 1400 станций в России и странах СНГ. Широкая география сети АЗС и выгодное местоположение Омского, Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов обеспечивают лидирующие позиции «Газпромнефть» на розничном рынке Западной Сибири и Центральной части России. На Южном Урале работает 79 заправочных станций сети «Газпромнефть».
Фото: Фото Олега Каргаполова