
По нормативам через несколько часов после снегопада дороги должны быть без снега, наката и льда, а если это не так — виновным в аварии могут признать дорожников
Фото: Олег Каргаполов
Поделиться
В часы пик карта пробок Челябинска напоминает кровеносную сеть с тромбами многочисленных аварий. И многие из них, вероятно, спровоцированы состоянием дорог: накатом, колеями, рыхлыми обочинами и брустверами. Практикующие юристы рассказали нам, как добиться компенсации от дорожников, когда снега по колено.
Что такое нечищеная дорога де-юре
Гололёд в России, как и дыры на асфальте, стандартизирован — за это отвечает ГОСТ Р 50597–2017. И не каждая снежинка на дороге наказуема.
Например, допускается не прочищать некоторые дороги до земной тверди, а формировать уплотнённый снежный покров — мечту дрифтеров.

Уплотнённый снежный покров должен быть относительно ровным (например, с колеями не глубже 3 см) и лишь на дорогах с низкой интенсивностью — до 1500 автомобилей в час
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Нагруженные дороги чистить нужно на совесть, не оставляя на них рыхлого снега, слякоти и так называемой зимней скользкости — гололёда, наката и тому подобного.

Челябинские дороги в основном посыпают поваренной солью, что делает их грязными, зато позволяет избежать снежного наката, за который дорожников могут привлечь к суду
Фото: Артем Краснов
Поделиться
На уборку дорог даётся время, допустим, городские улицы с высокой интенсивностью нужно чистить в течение трёх часов после окончания снегопада, малонагруженные — до 12 часов. Не допускается нарастание снежного покрова выше 1–5 см (в зависимости от категории дороги). Нормативы оговаривают высоту и расположение снежных брустверов.
Учить все эти параметры наизусть не нужно. Главное, если у вас есть ощущение, что авария случилась из-за плохо убранной дороги, вызывайте на место сотрудников ГИБДД и составляйте один важный акт.

В акте выявленных недостатков содержания дорог отражаются выявленные проблемы, в данном случае, выбоина, но может быть и снежный накат или глубокая колея
Фото: ГИБДД
Поделиться
Задокументировать «нечисть»
Акт выявленных недостатков в содержании дорог оформляют сотрудники ГИБДД, и это очень важный документ.
— Ждать инициативы от инспекторов, как правило, бесполезно: для них это просто лишняя работа, — объясняет юрист компании «Эксперт 174» Евгений Жарнаков. — Иногда нужно просто настоять на оформлении акта.
Что если водитель растерялся, и акт не составили на месте происшествия?
— В дальнейшем это осложнит ход дела, но возможны и другие зацепки, например, если водитель в явном виде отразил состояние дорожного полотна и его связь с аварией в объяснительной.
Скажем, можно указать, что покрытие улицы Ленина представляло собой продольные полосы снежного наката и обледенелого асфальта с низким сцеплением, что не позволило избежать столкновения при соблюдении пункта 10.1 ПДД.
Пригодятся и фотографии места аварии, где хорошо различимо состояние дороги.

6 февраля Daewoo Nexia сбила пожилого мужчину на пешеходном переходе: хотя дороги были не идеальны, совсем не факт, что водителю удастся избежать ответственности — он должен был выбирать скорость исходя из дорожных условий
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Скользкий пункт ПДД
Пункт 10.1 ПДД невредно вызубрить, потому что водителей «судят» по нему частенько. Если вкратце, он требует выбирать скорость сообразно условиям, а в случае чего — отважно и быстро тормозить.
Любая авария на скользком покрытии двояка, ведь может быть виновен и сам водитель — допустим, все ехали 40 км/час, он же лавировал на 80 км/час.
— В суде обе стороны выдвинут аргументы, например, дорожники могут сослаться, что уложились в нормативы по времени, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Но даже если не уложились, и покрытие было «ненормативным», это не гарантирует победы водителя. Суд может назначить автотехническую экспертизу, которая отвечает на вопрос: находилась ли авария в причинно-следственной связи с состоянием полотна? Если нет, то вину, скорее всего, возложат на водителя.
Дорожников могут даже оштрафовать по статье 12.34 КоАП за неисполнение обязанностей, но при этом отказать водителю в компенсации ущерба.

Езда по таким колеям может дестабилизировать автомобиль, но это не означает автоматической вины дорожников: водитель должен ещё подтвердить, что причиной аварии стало качество покрытия
Фото: Александр Файрузов
Поделиться
Нарушение пункта 10.1 ПДД часто используют против водителя, Volkswagen челябинца Александра напоролся на отогнутый фурами и неосвещённый рельс безопасности, но суд счёл, что его скорость не соответствовала условиям.
— Оспорить нарушение по пункту 10.1 ПДД можно в суде в административном порядке, что повысит затем шансы выиграть гражданское дело, в рамках которого и решается, кто должен компенсировать ущерб, — добавляет Лев Воропаев. — Но в любом случае гражданское судопроизводство будет зависеть от того, что являлось причиной аварии: действия водителя или состояние дорог.
На кого подавать в суд
Ответчик в делах о нечищеных дорогах — организация, которая занимается их содержанием: это может быть сторонняя фирма или, например, администрация населённого пункта.
За очистку улиц в Челябинске и Магнитогорске, а также автодороги Челябинск — Екатеринбург (трасса «М-5») отвечает АО «Южуралмост». Остальные дороги области с начала 2019 года содержит новая для региона компания — ЗАО «Ойкумена», выигравшая контракт на 15 миллиардов рублей.
— Если сразу установить ответственную организацию не удается, мы оформляем запрос, например, в управление дорожного хозяйства Челябинска, — объясняет Евгений Жарнаков. — Хотя они могут отвечать долго, до месяца, это позволяет точно установить ответчика.
Есть сюрпризы и другого рода, например, с августа прошлого года счета АО «Южуралмост» арестованы, и люди, выигравшие суды против компании, не могут получить компенсации.
— В конце января 2019 года арест счетов был в очередной раз продлён, — подтвердила нам пресс-секретарь компании «Южуралмост» Анна Колонтаева.
Впрочем, выигранное дело позволяет взыскать с компании деньги после снятия ареста.

Снегоуборочные машины наметают по краям улицы брустверы, и их размеры и расположение также регламентированы
Фото: Денис Юсупов
Поделиться
Как работают суды
У крупных компаний есть штат юристов, которые попытаются доказать непричастность подрядчика к инциденту и возложить вину на водителя.
— Задача водителя — собрать как можно больше документов в свою пользу, — считает Лев Воропаев. — Помимо акта выявленных недостатков помогает административный штраф для дорожников по статье 12.34 КоАП — такое решение по административному делу станет аргументом для суда по гражданскому делу. Думаю, в интересах водителя собрать максимум доказательств своей правоты, чтобы не доводить до автотехнической экспертизы.
Суд может распределить ответственность в пропорции, например, 30:70 или 50:50. Иногда споры вызывает размер ущерба.
— Бывают ситуации, когда часть повреждений не связана с первопричиной инцидента, и ответчик постарается снизить требования на эту сумму, — уточняет Евгений Жарнаков. — Для этого порой назначают трасологическую экспертизу.

Массовая авария в Магнитогорске: вдобавок к неважному покрытию — густой туман
Фото: «На дорогах Магнитки»/Vk.com, отделение пропаганды ГИБДД по Магнитогорску
Поделиться
Каковы шансы выиграть суд?
— Шансы достаточно высокие, если водитель изначально повёл себя грамотно и добился оформления необходимых документов, — считает Евгений Жарнаков.
Чуть более скептически настроен Лев Воропаев:
— В таких делах определяющими являются даже не сами обстоятельства случившегося — толщина снежного покрова или скорость водителя. Самый важный вопрос — что стало причиной аварии, — объясняет он. — При наезде на открытый колодезный люк выводы автотехнической экспертизы с большой вероятностью будут в пользу водителя, но при некачественной уборке улиц — не факт. После снегопадов состояние дороги «очевидно» для участников движения, и, подозреваю, эксперт просто укажет, что водитель мог избежать аварии, двигаясь с меньшей скоростью.
Так что в снегопады нужно прежде всего не переоценивать свои возможности. Но если состояние дороги из рук вон плохое — грамотно оформляйте инцидент и добивайтесь компенсации в суде.
При уборке дорог Челябинска активно используют соли, в основном, самую обычную поваренную.
А вот как отсудить компенсацию при наезде на открытый люк или ливневую решётку.
Пример серьёзной аварии из-за рассыпанного большегрузом гравия показывает, что судиться можно даже в этом случае.