Это так называемый ЦУП: здесь в несколько кликов мыши можно изменить фазу работы любого светофора или, например, включить зелёный коридор для ликвидации пробки
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Челябинск — единственный город в России, где все светофоры объединены в единую сеть и управляются из вот этой комнаты, которую здесь называют ЦУПом по аналогии с космическим центром управления полётами. Она чем-то и похожа: на эти экраны выводится всё, что может понадобиться для тонкой настройки системы, — погода, расположение снегоуборочных машин и общественного транспорта, аварии. Более того, система умеет распознавать ваши лица. Правда, до полной автоматизации процессов ещё года четыре: пока большая часть светофоров работает по заранее установленным программам. Но есть исключения.
На главном экране видно расположение всех светофоров и режим работы. Флажками помечены те, которые работают в адаптивном режиме
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Пока адаптивный режим работы тестируется на двух магистралях: это гостевой проспект Комарова и Комсомольский проспект. Они фиксируют интенсивность потока с помощью камер, причем на Комсомольском используются оптические камеры, а на Комарова — инфракрасные. Обрабатывая данные, система в режиме прямого эфира меняет фазы светофоров, добиваясь максимальной пропускной способности: по оценкам, это увеличивает её на 15%.
Это график интенсивности потоков через перекрёсток на проспекте Комарова: разными цветами показана интенсивность потока в отдельных направлениях
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
А вот усреднённые данные за сутки: утром и вечером интенсивность потока кратковременно достигает
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Светофоры на Комсомольском проспекте работают в адаптивном режиме
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Пока это только эксперимент. Его результаты обнадёживают, но окончательно судить об успешности буду ближе к концу года. Постепенно этот опыт начнут распространять на другие улицы Челябинска, но это уже задача следующего уровня сложности. Сделать адаптивными светофоры на сетке улиц сложнее, чем в одном направлении, ведь системе придётся искать компромисс между «интересами» разных потоков. Полностью адаптивными челябинские светофоры должны стать к
Информация о пробках в режиме реального времени: таким нас уже не удивишь
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Кстати, адаптивные светофоры не просто реагируют на текущую обстановку, но стараются её предугадать на основе предыдущего опыта или, например, метеорологических условий. В теории они могут менять алгоритмы при распознавании ДТП, хотя это отдельная и довольно сложная задача. Пока система распознавания аварий работает в режиме накопления статистики, которая учитывает затем для изменения схемы движения на опасных участках.
Система распознала аварию на перекрёстке Салавата Юлаева и 250 лет Челябинску в автоматическом режиме. Оценивает интенсивность удара, а также поведение участников аварии после ДТП
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
На этом экране обозначают очаги аварий зелёными, жёлтыми, красными метками — по возрастанию частоты и тяжести происшествий
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Эта статистика используется для изменения схемы организации движения, например, на ряде опасных участков в прошлом году запретили левый поворот.
А вот так в наглядном виде представляется режим работы светофора по фазам: в данном случае это алгоритм для пересечения проспекта Победы с Свердловским
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Кроме упомянутых участков с адаптивными светофорами, остальные работают по заранее заданным алгоритмам, которые разрабатывают и постоянно корректируют специалисты, реагируя на обстановку в городе. Это не совсем ручная работа: если обнаруживается проблема, например, неожиданная пробка в «Парковом», данные загружаются в специальную программу Lisa+, которая выбирает оптимальные фазы, естественно, перед окончательным утверждением их сначала тестируют.
Окно ручной настройки светофора: здесь можно посмотреть его алгоритмы для разного времени суток и получить полную детализацию для каждого из них. Например, на Свердловском и Победы цикл светофора в разное время суток составляет 100 или 120 секунд
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
А вот интересное окно с запрограммированными зелёными коридорами на разных улицах: их используют, например, для пропуска кортежей в случае приезда высокопоставленных чиновников
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Алгоритмы светофоров меняются несколько раз в суток, и в момент их пересменки на табло обратного отсчёта загораются прочерки: мы уже рассказывали, что это нормально. Больше опасностей таит внезапный переход светофоров из режима жёлтой мигалки в основной — на перекрёстках с камерами в эти секунды легко словить штраф. Есть возможность менять режим светофоров и в ручном режиме, но используется это разве что в случае форс-мажоров.
Работа оператора вроде бы не так сложна, потому что всё происходит само собой, но, как у авиадиспетчеров, требует постоянного внимания и готовности вмешаться
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Например, в случае эпических заторов из-за аварии оператор может временно включать «зелёный коридор» для машин одного из направлений, чтобы не допустить полного паралича.
На фото начальник автоматизированной системы управления дорожным движением СМЭУ Юрий Воителев. Ранее организация называлась СМЭУ ГАИ, но к ГИБДД отношения не имела — это подрядчик, который выполняет работы по установке и содержанию дорожных знаков, ограждений, светофоров и так далее
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
В журнал записываются, например, проблемы с дорожным полотном, которые тормозят поток: они затем передаются в управление дорожного хозяйства
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
На этом экране показано состояние пешеходных переходов, подсветка которых работает от солнечных батарей: зелёные заряжены, жёлтые — в процессе. Уральского солнца им вполне хватает даже зимой
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Экран с многообещающим заголовком ШОС на самом деле просто показывает техническую информацию, например, места прокладки оптоволоконных кабелей, расстановку камер и светофоров
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
А эти кружки — общественный транспорт
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
А вообще возможностей у таких систем много, и одна из самых пугающих — на экране ниже.
Камера с разрешением всего 5 МП позволяет распознавать лица пешеходов и отслеживать их маршрут. Это делается не для слежки, а чтобы составить карты пешеходных потоков. Так что улыбайтесь — вас снимают и узнают
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
В России пока нет городов с полностью адаптивной системой управления светофорами: дальше всех продвинулись Казань и Москва, где умные светофоры работают на некоторых участках. В челябинском же ЦУПе гордятся, что только у нас все объекты уже объединены в единую сеть, что создаёт хороший фундамент для их дальнейшего обучения. Правда, процесс этот небыстрый.
Пока же перенастройка светофоров происходит под контролем людей. И происходит это практически в ежедневном режиме.
В прошлом году в Челябинске появились выделенные полосы, но работают они пока лишь для галочки. Также в городе появились две новые односторонние улицы. Всё это происходило в рамках глобальной модернизации транспортной сети Челябинска, которая в прошлом году явно отставал от планов.