Первый пакет разрешит инспекторам штрафовать автомобилистов за несезонные шины, неработающую АБС или «капель» из двигателя (и ещё сотни неисправностей), второй касается правил стоянки, добавляет новые типы светофоров и регулирует движение самокатов, моноколёс и электроскутеров.
Поводов для штрафов будет больше
Перечень неисправностей, которые запрещали движение, был в ПДД всегда (точнее, в «Основных положениях по допуску...»). Но перечень этот был достаточно куцый, например, тонировку, несезонную резину или езду с неисправной АБС он не запрещал. При этом с 2015 года в России действовал регламент таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств...», где перечень неисправностей был примерно в десять раз обширнее. И теперь МВД предлагает перенести этот перечень в сами ПДД.
Что это означает на практике? Например, за любую из этих неисправностей, включая несезонные шины, можно будет получить наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП. Правда, оно мягкое — предупреждение или штраф в 500 рублей. Иных санкций вроде задержания транспортного средства не предусмотрено, однако есть нюансы.
— Езда с неисправностями, которые запрещают эксплуатацию, относится к длящимся нарушениям, то есть оштрафовать водителя многократно за езду, допустим, с погасшей фарой инспектор не вправе, — поясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Но он может выдать предостережение, и вот тогда за повторную езду с той же самой проблемой грозят уже серьёзные санкции, например, статья 19.3 КоАП.
Эта статья наказывает за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции — вплоть до ареста на 15 суток. Такую практику обкатали на любителях тонировки: снимать госномера за подобное нарушение уже несколько лет нельзя, но, если инспектор выдаёт предписание устранить проблему, водитель обязан подчиниться, хотя не все считают эту практику бесспорной.
Кроме того, расширенный перечень неисправностей может использоваться при разборе аварий.
— Одна из функций Правил — установить виновность в ДТП, — добавляет Юрий Панченко. — И если расширенный перечень неисправностей будет принят, в будущем виновным может быть признан водитель, который ехал на автомобиле с поломкой из этого списка.
Правда, для этого должны соблюдаться два условия: неисправность должна быть одной из причин аварии, а в действиях водителя прослеживаться вина в форме умысла или неосторожности.
Эксплуатация запрещена, если...
Список неисправностей увеличился почти в десять раз, поэтому остановимся на самых значимых. Так, много внимания уделено тормозной системе, и эксплуатация запрещается практически при любой видимой проблеме: коррозии, трещинах, надрывах, деформации элементов... А ещё под запрет попадает езда с неисправной АБС, причём критерием поломки является индикатор на панели приборов.
Большой список неисправностей касается рулевого управления, включая езду без усилителя (было в прежней редакции), а также самопроизвольный выворот руля. Кстати, последняя неисправность встречалась на ряде автомобилей и приводила к тяжёлым ДТП. Большие вопросы в этом случае возникают к производителю, но, если водитель знал о проблеме и поехал всё равно, он, по предлагаемым правилам, может быть признан соучастником.
Под запрет попадает любой декор для фар, включая «реснички», плёнки и так далее. Большое внимание уделено установке ламп, не соответствующих заводскому типу: по факту таким образом запрещают «колхозный ксенон».
Из курьёзных требований — запрет ездить без солнечных козырьков. Попутно в перечень попали трещины на лобовом стекле, правда, лишь со стороны водителя (в зоне стеклоочистителя).
Есть и незначительные послабления, касающиеся тонировки: если сейчас лобовое стекло должно пропускать 75% света, то в новом перечне — 70%. Аналогичные требования, кстати, содержатся в поправках Минюста, о которых речь ниже.
Важные изменения касаются шин: шипованная резина запрещается в летние месяцы, летняя — в зимние. Регионы могут расширить этот период по своему усмотрению, сузить — нет. Кроме того, шипованная резина должна быть на всех колёсах (а не на трёх или одном, например).
Очень спорный пункт касается подушек безопасности: запрещается эксплуатация автомобиля, если они неисправны или демонтированы (часто бывает после ДТП со сработкой подушек, когда владелец экономит на их замене). С одной стороны, требование логичное, с другой, в случае ДТП с нераскрывшимися подушками, что не редкость, часть вины могут возложить на самого автовладельца.
Обширный перечень касается проблем с газобаллонным оборудованием, включая и просроченные баллоны.
Много внимания уделено двигателю, и если запрет на езду с дымным или шумным мотором был и раньше, то теперь нельзя эксплуатировать автомобиль, из которого течёт какая-либо жидкость: моторное или трансмиссионное масло, жидкость гидравлических систем и так далее.
Может ли инспектор выявлять неисправности?
Первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил агентству ТАСС, что предлагаемые изменения нереализуемы на практике, поскольку их невозможно администрировать.
— МВД называет вещи, якобы влияющие на безопасность, которые можно обнаружить только при прохождении техосмотра. Но закон запрещает на дорогах проверять техническое состояние автомобиля, — заявил он. — Как это будет установлено? Попросят остановить машину и покрутить рулем?
Значительная часть перечня неисправностей действительно не позволяет выявлять их силами сотрудников ДПС, например, люфт рулевого управления, работоспособность стояночного тормоза или установка левого ксенона определяется разве что в условиях автосервиса (пункта ТО).
Но есть ряд более очевидных проблем, скажем, утечка масла из автомобиля, загорание контрольной лампы АБС или несезонные шины. При этом список неисправностей был в ПДД всегда, то есть как таковой революции в этой области не произошло: просто его привели в соответствие с регламентом «О безопасности колёсных транспортных средств...», что выглядит логичным шагом.
Поддерживаете ли вы внесение в ПДД запрета езды с перечисленными неисправностями?
Минтранс топит за СИМы
Ещё один пакет поправок предложил Минтранс, и они более разношёрстны. Например, в них появляется новый тип светофора, который уже обкатывается в Челябинске. Смысл его дополнительных секций пока не совсем очевиден, но таковы требования нового госстандарта, которые Минтранс предлагает добавить и в ПДД.
Действие знаков 3.27 «Остановка запрещена» будет прерываться после знака 6.4 «Парковка», а вот «кончина» жёлтой линии, дублирующей знак 3.27, не будет означать конец зоны его действия. Кроме того, запретят парковку на островках безопасности.
А ещё Минтранс предлагает добавить в ПДД новое понятие — средства индивидуальной мобильности (СИМ). Они включают в себя весь сверхлёгкий транспорт, кроме велосипедов: ролики, скейтборды, электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и так далее. Правила их движения сегодня не оговорены вовсе, поэтому Минтранс предлагает для них свод требований, напоминающий раздел ПДД для велосипедистов. Правда, остаётся неясным, почему моторизованные СИМы уравниваются в правах с мускульными (например, роликами), что создаёт очевидные противоречия. Например, для всех СИМов основной полосой для движения являются тротуары или велодорожки, а выезд на проезжую часть разрешён лишь электросамокатам и электроскутерам с тормозами, звуковым сигналом и светотехникой. При этом те же моноколёса могут разгоняться до больших скоростей и на тротуаре представлять опасность для пешеходов. Эту проблему решили ограничением скорости в 20 км/час, что, с одной стороны, всё равно является большой величиной, с другой, не подлежит контролю.
Из других инициатив Минтранса: требование к дорожным рабочим убирать временные знаки после окончания работ на участке.
В этом году в России должна была состояться большая реформа системы техосмотра, сроки которой сдвинули на весну 2021 года.
Однако в августе 2020 года прошла запланированная реформа ОСАГО.
Хотите разобрать спорную ситуацию с нашими экспертами? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте», Facebook. Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.