Впервые за долгие годы январские снегопады не привели к орошению проезжей части тоннами реагентов. Судя по нашей обратной связи, жители города довольны новым подходом дорожников: есть даже мнение, что применять «химию» им запретили на самом высоком уровне (это не совсем так). И всё же вопросы к очистке челябинских дорог остаются: например, на многих улицах образовались снежный накат, наледь и колеи. Не ушли ли мы в другую крайность?
Прошлый подрядчик — «ЮжУралМост» — для предотвращения наката использовал в основном обычную соль (натрий-хлор) и ее смеси с песком или раствором кальций-хлора. Дороги поливали нещадно иногда в самый разгар снегопада, что приводило к образованию слякоти и возмущало челябинцев, зато проезжие части в основном были без наката.
В этом году за уборку Челябинска отвечают две компании — «Стройтех» и «Строймеханизация». Еще осенью губернатор Алексей Текслер в жесткой форме предостерег их от злоупотребления солями, и недавние снегопады принесли городу новогоднее чудо в виде белого снега на дорогах и даже обочинах. Но накат и колеи оценили не все — видео ниже демонстрирует их коварство.
О том, почему так получилось, мы спросили самих дорожников. Но для начала дайте свою оценку их работе.
Нравится ли вам, как убрали улицы от снега после новогодних праздников?
Допустимы ли снежный накат и колеи
?
— Нет, они недопустимы, и работа по их удалению уже идет, — рассказал 74.RU операционный руководитель компании «Строймеханизация» Андрей Фетисов. Компания отвечает за уборку всех районов Челябинска, кроме Центрального и Советского.
Специалист объяснил, что, вопреки слухам, в компании не отказались от использования реагентов, просто температурные условия не позволяли применять натрий-хлор (поваренную соль).
— Она используется до температур не ниже -15 градусов, а морозы в Челябинске были сильнее, — объяснил он. — Если засыпать солью дорогу в таких условиях, она кратковременно растопит накат, который затем превратится в опасный черный лед. С нашей точки зрения, лучше честный белый накат: водители его распознают и снижают скорость. В морозы вместо соли мы используем так называемый ПГМ (противогололедный материал) — фракцию щебня с размером зерна 0,5 мм. Но она сыпется только на сложных участках.
Строго говоря, нынешнее состояние дорог в нормативы не укладывается. Всё это регламентировано ГОСТ Р 50597–2017, в котором особое внимание уделяется зимней скользкости: ее наличие на проезжих частях недопустимо. Предельный срок устранения — 12 часов, на дорогах высших категорий — не более 4 часов. В Челябинске же накат сохраняется сутками.
На мало нагруженных дорогах допускается наличие уплотненного снега, но его не нужно путать с той самой скользкостью. Под ней понимают все виды снежных и ледяных образований, которые резко снижают коэффициент сцепления. Критерием здесь является порог в 0,3 единицы.
— Да, есть колеи и наледь, но водители их хотя бы видят, в отличие от черного льда, который появляется при применении реагентов в морозы, — указал Андрей Фетисов. — Конечно, нам было бы проще засыпать город солью и потом просто удалять снежную кашу. Но мы понимаем недовольство жителей из-за грязи, поэтому выбрали такой путь: пусть лучше какое-то время на дорогах будет накат, который мы уберем, чем город утонет в грязи.
И всё же состояние дороги, как на фото выше, может сделать дорожные службы крайними в случае ДТП: мы уже делали разбор о том, как взыскать компенсацию с подрядчика. Для этого на месте аварии необходимо добиться от инспектора ГИБДД оформления «Акта выявленных недостатков в содержании дорог».
По информации властей, сейчас на улицах Челябинска работают 369 единиц техники и 347 рабочих. На прошлой неделе дорожники вывезли 58 тысяч тонн снега — это эквивалентно 4500 рейсам стандартного самосвала КАМАЗ. Попутно использовано 2100 тонн противогололедных материалов. Такие данные привел замглавы города по дорожному хозяйству Максим Куляшов.
Реально ли убрать накат только механической уборкой улиц?
Андрей Фетисов сказал, что это возможно не всегда:
— Если на дороге нет никаких выступающих элементов, коммунально-дорожные машины (КДМ) могут срезать накат и колеи почти полностью. Проблемы возникают на улицах, где есть, например, выступающие колодцы или пластиковая разметка. Гарантия на последнюю составляет один год, и, если коммунальная машина ее срежет, это будет считаться повреждением дорожного полотна.
Почему реагенты необходимы для удаления наледи?
Накат — это спрессованный снег, для срезания которого требуется большое давление лопаты (скребка) коммунальной машины на поверхность. Чтобы размягчить накат или наледь, применяется небольшое количество соли.
— Главное — использовать ее дозированно, — уточнил Андрей Фетисов. — Например, нормативы позволяют сыпать ее в количестве до 100 граммов на квадратный метр, но мы обычно используем в два раза меньше. На самом деле всё зависит от плотности наката, и где-то мы можем сыпать ближе к верхней границе, потому что накат толстый, а где-то обходиться минимальным количеством.
Он добавил, что после растопки снега получившуюся кашу сметают к обочинам щетками. После таяния она уходит в ливневые канализации.
Похожий подход планирует использовать второй подрядчик — компания «Стройтех», которая отвечает за уборку Центрального и Советского районов. Исполнительный директор организации Игорь Гудис ранее рассказал 74.RU, что антигололедная обработка уже проводится.
— Мы точечно подсыпаем места, где есть уплотненный снег или скользкость, — уточнил он. — Сделаем это перед проходом тракторов, чтобы, как только соль сработала, сразу всё смести. Машины работают с высокоточным дозированием, и расход реагентов выставляется по погоде: сейчас это около 20 граммов на квадратный метр. Как только соль сработает и снег превратится из твердого в рыхлый (на это нужно около 2 часов), техника сметет его щеткой вместе с солью, чтобы асфальт стал чистым. С обочин снег тоже вывозим, не останавливаемся.
Кстати, снег в Челябинске возят на полигон на улице Автоматики (недалеко от бывшей городской свалки).
Верно ли мнение, что слякоть на дорогах в прежние годы возникала из-за ненормированного применения реагентов?
Андрей Фетисов сказал, что проблема действительно не в соли как таковой, а в попытках дорожников идти по пути наименьшего сопротивления, «пересаливая» дороги:
— То есть можно насыпать побольше соли еще в разгар снегопада, и тогда снег, падая на проезжую часть, будет сразу таять. С одной стороны, всем хорошо: и ГИБДД довольна, что нет наката, и заказчик не предъявляет претензий. Но при этом образуется много грязи, которая не нравится горожанам, поэтому наша компания использует другой подход: мы не сыпем соль во время снегопада и чистим дороги механически, подсыпая опасные участки дорог щебнем. Но всё же для удаления наката некоторое количество соли нужно, а чтобы минимизировать грязь на дорогах, мы пускаем машины со щетками, они у нас курсируют постоянно.
Какие именно типы реагентов используют в Челябинске?
Сейчас в Челябинске применяют исключительно соль натрий-хлор (поваренную), что является общепринятой практикой: она сочетает дешевизну с неплохой эффективностью. Но при фанатичном применении соль оседает на машинах, провоцирует коррозию, портит обувь и угнетает флору. Поэтому здесь важно чувство меры: соль не заменяет, а лишь облегчает механическую чистку дорог.
Кальций-хлор, раствором которого поливал дороги «ЮжУралМост», сейчас не применяется. Он тоже безопасен (используется в пищевой промышленности) и лучше работает в морозы, но делает асфальт достаточно скользким. Кстати, большинство брендовых реагентов вроде «Бионорда» и «Геодора», по сути, являются смесью натрий-хлора и кальций-хлора с «экологическими» добавками.
Вице-мэр по дорожному хозяйству Максим Куляшов подчеркнул, что мэрия контролирует работу подрядчиков: на прошлой неделе выдано 22 предписания, а штрафные санкции с начала года превысили миллион рублей.
Глава Челябинска Наталья Котова также отметила, что работа не будет останавливаться и впредь:
— На будущей неделе ожидается снегопад, поэтому подрядчики должны быть готовы к уборке. Сейчас мы работаем в основном по вывозу снега и по уборке наледи, которая еще осталась на второстепенных дорогах.
Но, по нашим впечатлениям, наледь и снег остались не только на второстепенных дорогах, но и на ключевых магистралях города.
Мы уже рассказывали, какие реагенты используются для антигололедной обработки дорог. А вот обзор методов снегоуборки в разных городах России.