Перекресток улиц 250-летия Челябинска и Академика Макеева уже попадал в наши сводки: отсутствие светофора провоцировало ежедневные аварии. После завершения реконструкции улицы Макеева здесь заработал новый светофор с прогрессивной настройкой: зеленый горит одновременно для пешеходов всех направлений, а родители с детьми пересекают его по диагонали, торопясь к школе в ЖК «Ньютон». Насколько допустим такой способ перехода дороги?
Автор этого видео Сергей считает подобное поведение пешеходов опасным.
— Местные власти и урбанисты очень много говорят, что город — для пешеходов и велосипедистов, и первые плоды новой концепции налицо: простите, но так дорогу переходят в деревне. Родители показывают как пример детям, ответственности — ноль.
Сергей подчеркивает, что согласно ПДД пересекать дорогу необходимо в границах перехода (в данном случае — разметки-«зебры») и убежден, что спасти от хаоса помогут штрафы для пешеходов.
Можно ли ходить по диагонали?
Да, если это предусмотрено не только регулировкой светофора, но и схемой движения. Разрешение на переход под углом дает разметка-«зебра», проходящая через центр перекрестка. Например, такие пересечения встречаются в Москве. Они отличаются от обычных не только разметкой, но также и расположением светофоров: их должно быть видно для «диагональных» пешеходов.
Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов считает такой способ пересечения улиц достаточно комфортным и безопасным для пешеходов:
— Я уже два года живу в Москве, и здесь почти повсеместно пешеходная фаза выделена в отдельную. И, если посмотреть ПДД, переход по диагонали разрешен, но только при наличии разметки. В целом я не вижу здесь никаких проблем: конечно, среди пешеходов встречаются странные люди, которые могут и остановиться посреди перекрестка, но при нормальном движении опасности быть не должно.
Пункт 4.3 ПДД. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
Пешеходная фаза на пересечении улиц 250-летия Челябинска и Академика Макеева составляет 28 секунд, а переход по диагонали требует преодолеть около 18 метров проезжей части, тогда как переход строго по зебре — лишь 14 метров. При этом светофоры не всегда видимы «диагональным» пешеходам, а если они не успеют дойти до края, то окажутся в центре перекрестка.
— В случае появления опасности, например, пожарной машины со спецсигналами, пешеходы кинутся врассыпную, и как их поведение угадать водителю пожарной машины? — рассуждает Сергей.
К тому же водители не ожидают появления пешеходов вне зебры, поэтому при включении зеленого могут не заметить последних «доходяг».
Создание «пешеходных фаз» у челябинских светофоров началось еще два года назад и связано с исполнением закона 443-ФЗ «Об организации дорожного движения...», где фигурирует такой способ оптимизации. При этом в нашем городе нет как таковых диагональных переходов, и по замыслу дорожников пешеходы должны пересекать улицы строго по зебрам, ожидая затем зеленого в поперечном направлении. Но это дольше, поэтому многие предпочитают идти напрямик.
Считаете ли вы допустимым такой способ перехода улиц?
В минувшие выходные ко Дню города между двумя набережными открыли пешеходный переход.
Челябинск взял курс на адаптацию к нуждам пешеходов и пассажиров. При этом остаются сомнения, не выберем ли мы из двух зол оба: и автомобилистов огорчим, и пешеходов не обрадуем.
Под Челябинском планируют строительство современного дублера опасной трассы М-5: работы должны завершиться в 2024 году.