Автомобильные компании ощущают первые последствия кризиса, вызванного военной операцией на Украине. С 24 февраля отгрузку автомобилей прекратил Land Rover, а также немецкая компания Audi, их примеру может последовать General Motors и Volkswagen, хотя опрошенные нами дилеры сообщили, что пока не получили уведомлений от дистрибьютора. На неделю останавливается московский завод Renault. О переносе производства из России задумался концерн Stellanis (выпускает Peugeot, Citroen, Opel под Калугой). АВТОВАЗ же начал подбор альтернативных поставщиков на случай, если основные попадут под санкции. Но текущие события можно списать на временные трудности, а что ждет авторынок в ближайшем будущем? Мы адресовали вопросы эксперту по автомобильному рынку, заведующему кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ Александру Рулевскому.
— Александр Дмитриевич, есть ли риск исхода марок из России?
— Да, некоторые производители могут уйти, как в 2015 году сделала компания Chevrolet. Тогда все понимали, что это делается по политическим мотивам. Я могу допустить, что на подобный шаг по тем же причинам пойдет другая американская компания — Jeep. Что касается немецких компаний, думаю, они могут разве что приостановить поставки, но у немцев прагматичный подход, поэтому они вряд ли уйдут совсем. Что касается японских и корейских брендов, полагаю, они могут прекратить поставки автомобилей так называемого двойного назначения, то есть гражданского и военного, скажем, тот же Land Cruiser вполне может использоваться в армии.
— Ассортимент автомобилей и так драматично сократился за последние восемь лет. Насколько болезненным будет уход еще ряда марок?
— Он не будет слишком болезненным, потому что за эти восемь лет изменилась ситуация на рынке. Место ушедших просто займут китайцы, которые выпускают сегодня огромное количество самых разных машин, и по качеству, и по цене. И даже если они пока не дотягивают до большой немецкой тройки, люксовые «китайцы» уже не так далеко от этой планки, как они были, например, десять лет назад. И для западных производителей угроза со стороны китайцев является сдерживающим фактором, потому что они понимают: потом выдавить китайские машины с российского рынка будет нереально. При этом сложности могут возникнуть на рынке грузовых автомобилей.
«Российские перевозчики предпочитали европейскую технику, но, опять же, ее можно заменить китайской»
Китайские марки уже показали беспрецедентно хорошие результаты в 2021 году, когда на фоне дефицита микропроцессоров и сбоя логистических цепочек традиционные производители столкнулись с нехваткой компонентов и товарных машин. Две китайские марки, Haval и Chery, попали в десятку наиболее популярных брендов России.
— Но всё же нынешний кризис ударит по автопрому?
«Последствия будут. Но вопрос в том, насколько долго продлится военная операция: если это 10 дней, то, думаю, за 3–4 месяца всё устаканится»
— Стабилизируются курсы валют, адаптируется бизнес. Но если операция затянется, то проблем может быть «полный короб». Сами по себе санкции введут как минимум на несколько лет, это понятно, но многие компании в любом случае сделают всё, чтобы остаться на российском рынке. Кто-то может уйти или сократить присутствие, и в целом всё это плохо, потому что снижается насыщенность рынка. Открывает ли это дорогу нашим производителям? Отчасти да, но не прямо сейчас. В принципе, умные игроки рынка чего-то подобного ждали и были готовы. Если марка продает в России 30–40 машин, то, наверное, она может взять под козырек, выполняя решения своего правительства о санкциях, и уйти. Но те, кто продают по 30–40 тысяч, будут бороться до последнего.
Перспектива компенсировать уход иностранных марок отечественной продукцией в автопроме невелика. Несколько лет назад АВТОВАЗ принял решение прекратить разработку собственных платформ, что, вкупе с отказом УАЗа выпускать «русский Прадо», означало фактическую кончину исконно российского автопрома. В ближайших планах АВТОВАЗа — замена Lada Granta на аналогичную модель на французской платформе.
— Возможны ли санкции, которые ограничат поставку ключевых компонентов для автопрома в Россию?
«Безусловно. Можно запретить поставку двигателей или каких-то важных комплектующих, но, опять же, есть Китай, и он готов заместить тех, кто уйдет»
— Кстати, про Китай знающие люди говорят следующее: договариваясь о сделке, там не нужно спрашивать, сколько стоит. Китай готов выпускать и дешевое, и дорогое. Нужно задать планку качества, и уже от этого будет зависеть цена, поэтому китайские детали давно перестали быть синонимом товаров низкого качества.
— Не получится ли так, что машины станут просто недоступны для населения, ведь даже прошедший год увеличил их цену на 20–30%, а сейчас курсы валют резко выросли?
— Думаю, доллар отыграет повышение через 2–3 месяца, поэтому смотреть на текущие курсы в разгар кризиса не стоит. Кроме того, есть всё те же китайские производители, которые сейчас концентрируются в сегменте среднеценовых автомобилей, но ничто не мешает им выйти и в более дешевые ниши и обеспечить массовый сегмент.
Даже без учета украинского кризиса ситуация на автомобильном рынке была сложной весь прошлый год: еще летом купить автомобиль стало проблематично из-за дефицита, причем сложности были даже у АВТОВАЗа. Не лучше ситуация в этом году: вот история автомобилиста, который искал машину для сына, но не смог купить. При этом рост цен на машины превзошел официальную инфляцию в четыре раза.
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!