![АВТОВАЗ продают за рубль. Что это значит? А какие модели останутся? Больше всего пострадают современные модели АВТОВАЗа | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/40/60/42/406042ff6350ebb7268fc53c6cbca4e5/656x482_1_19bd556a7efb7c59187e6118819588b8@1016x745_0xsKRHD7RS_6029078205521867399.jpg.webp)
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил журналистам, что концерн Renault передаст свою долю АВТОВАЗа в пользу НАМИ, а столичный завод Renault отойдет правительству Москвы, причем сумма сделки составит символический рубль. Причиной такого решения министр назвал «дефицит средств на поддержание работы», то есть де-факто неспособность Renault обеспечить работу предприятий в новых условиях. Что это значит для АВТОВАЗа и какие автомобили он сможет выпускать без старшего партнера?
Как вы восприняли новость о разрыве отношений Renault и АВТОВАЗа?
- Насколько Renault значима для АВТОВАЗа?
- Что такое НАМИ?
- Сможет ли АВТОВАЗ выпускать машины без Renault?
- Зачем вообще Renault купила АВТОВАЗ?
- Есть ли у Renault шанс вернуть, как было?
- Захочет ли Renault возвращаться?
- Что будет с московским заводом Renault?
Насколько Renault значима для АВТОВАЗа?
Крайне значима. Renault владеет 68-процентной долей в капитале АВТОВАЗа и полностью контролирует предприятие, включая производство в Тольятти и завод по сборке Lada Vesta в Ижевске. Вторым крупным акционером АВТОВАЗа является госкорпорация «Ростех».
В последние годы АВТОВАЗ активно интегрировался в инженерные и производственные структуры Renault с постепенным замещением собственных моделей аналогами на европейской платформе CMF-B-LS. Согласно стратегии развития Renault, принятой в 2021 году, АВТОВАЗ планировали объединить с румынской компанией Dacia, которая является автором популярных моделей Logan, Sandero и Duster (известны в России под брендом Renault). В 2022 году АВТОВАЗ планировал презентовать сменщицу Lada Granta и запустить производство третьего поколения Renault Logan, а в ближайшие несколько лет перевести на иностранные платформы остальные машины, включая Lada Vesta и Niva.
![Эскиз будущей Lada Niva | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/28/e6/6e28e6429f4d10811dec560be4c2f04b/656x484_1_05893d44218d8ec37fd8ae882d2bb956@2282x1681_0xF8nHZp8f_8705302539409256055.jpg.webp)
Зависимость АВТОВАЗа от Renault пока неравномерна: например, большая часть выпускаемых сейчас машин — это российские разработки. Однако завод был вплетен в международную систему поставок комплектующих, и Renault задавала стандарты качества, уровень менеджмента и перспективу развития.
Что такое НАМИ?
ФГУП «НАМИ», которому предположительно передадут долю Renault в АВТОВАЗе — это крупнейший в стране институт, занимающийся вопросами развития автопрома. В последнее время он прославился как разработчик модульной платформы для представительских автомобилей семейства Aurus.
![Катафалк на базе Aurus Lafet. В таком хоронили Владимира Жириновского | Источник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/12/b3/b3/12b3b362cd41b5ec932a0aeba0d5f373/656x438_1_629644fcc21575a8bd404a42462e987a@1280x853_0x8Bzo3o5s_2756790325212110366.jpg.webp)
Созданный в 1920 году институт НАМИ в советское время занимался перспективными разработками и созданием опытных образцов, большинство из которых в серию так и не пошли. Один из последних концептов — KAMAZ-1221 ШАТЛ, автопилотируемый электробус малого класса.
Опыта управлениями крупными предприятиями автопрома у специалистов НАМИ нет, но, по словам Дениса Мантурова, институт совместно с Ростехом назначит новое руководство АВТОВАЗа. Судя по всему, потенциальная сделка с НАМИ рассматривается правительством РФ как форма консервации отношений с Renault. Это оставляет концерну возможность вернуться, но в случае затягивания вопроса Минпромторг намерен искать для АВТОВАЗа новых партнеров.
Сможет ли АВТОВАЗ выпускать машины без Renault?
Да, вопрос лишь в ассортименте и качестве машин. Здесь существует несколько фундаментальных проблем.
Три модели с низкой зависимостью от импорта (Lada Granta, Niva Legend, Niva Travel) АВТОВАЗ выпускал еще до перехода под контроль Renault, поэтому их «русификация» является вопросом времени. Но и здесь есть сложности: в конце апреля АВТОВАЗ не смог возобновить выпуск своей самой архаичной модели Niva Legend из-за отсутствия датчиков АБС. Ожидается, что с июня АВТОВАЗ перейдет на выпуск машин с минимальным количеством электроники, а Минпромторг подстроит под это законодательную базу, снизив требования к экологичности и безопасности машин.
![Lada Niva Legend кажется сугубо российской моделью, но даже она зависит от импортных компонентов. Например, иностранными являются блок управления двигателем, дроссельный патрубок, многочисленные датчики, подшипники, гидроусилитель руля, гидроагрегат АБС | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/99/c1/ca/99c1ca3d3420d779643072082b5d61ce/656x438_1:5723_b2ca76c1da7460e9c9f4725ff13bc366@1024x683_0xrNhKxqAC_2537899016194281523.jpg.webp)
Lada Vesta создавалась при частичном участии Renault и больше зависит от импорта, но переключение модели на другой пул поставщиков, скорее всего, возможно, хотя потребует больше времени и усилий. В публичном поле нет детальной информации о том, кто именно владеет патентами и технологиями производства Lada Vesta, но, судя по всему, правовые вопросы в настоящее время отходят на второй план.
«Импортные» модели АВТОВАЗа, XRAY и Largus, помимо набора комплектующих используют иностранную интеллектуальную собственность и технологии. На вопрос о перспективах таких моделей Денис Мантуров сообщил следующее:
— Мы исходим из того, что основные платформы сохранятся, если Renault в итоге сохранит свою текущую позицию, но мы поменяем логистику и поставщиков компонентов в первую очередь на российских.
Насколько это реалистичный план, сказать сложно. Многое будет зависеть от настроя самой Renault, и если компания займет бескомпромиссную позицию, сохранить выпуск исконно европейских моделей будет сложнее (если вообще целесообразно).
Еще больше скепсиса вызывают перспективы новых моделей АВТОВАЗа на платформе CMF-B-LS. Инициатива принадлежала французской стороне, а ее воплощение зависит от международных поставок компонентов и технологий.
Не исключено, что АВТОВАЗу грозит путешествие на десять-пятнадцать лет назад, очередной застой и снижение качества продукции.
Зачем вообще Renault купила АВТОВАЗ?
Это было обоюдное решение: правительство России хотело передать проблемный завод надежным управленцам, а Renault искала активы для развития собственного бизнеса.
Сделка по приобретению АВТОВАЗа французами проходила в 2008–2018 годах. До этого завод находился в упадническом состоянии, требовал постоянной господдержки и выпускал автомобили сомнительного качества. В меню были Lada Kalina и Priora, а также устаревшие 4x4, ВАЗ-2107 и семейство переднеприводных ВАЗ-2113 / 2114 / 2115.
![АВТОВАЗ является градообразующим предприятием Тольятти, и двадцать лет назад руководство завода хорошо освоило технологии выбивания денег из казны для исключения социального кризиса | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/01/ba/a7/01baa77c370ab0ea51e3dc03c9b8759a/656x483_1_c14addf3f6bf921984ddfc4e49565a98@840x618_0xmDrJ7go0_0974536881623832487.jpg.webp)
Поиск партнеров для проблемного АВТОВАЗа стартовал в нулевых годах, и первоначально на эту роль претендовала General Motors. С американской компанией возник совместный проект по выпуску Chevrolet Niva и неудачной Viva. Развития это партнерство не получило, и американцы передали права на Niva российской стороне в 2020 году.
Приход Renault существенно изменил управленческую структуру АВТОВАЗа, технологические процессы и качество продукции. Однако нынешние бестселлеры АВТОВАЗа Lada Granta и Vesta созданы еще без прямого участия инженеров Renault. Параллельно выпускались две модели, построенные на платформах французского концерна, Lada Largus и XRAY. Кроме того, на тольяттинском заводе собирали Renault Logan и Sandero, а до 2020 года делали модели партнерской компании Datsun (перелицованные «Гранты»).
Есть ли у Renault шанс вернуть, как было?
Есть, но, скорее, теоретический. По словам Дениса Мантурова, у Renault останется опцион сроком на 5–6 лет на обратный выкуп акций, однако риторика министра была достаточно жесткой:
— Если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких «подарков» здесь не будет.
![Выйти из этого пике будет непросто | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/74/5c/28/745c28c36ed51b5ecb9d43d9c0f9a042/656x438_1:5723_d6a366bf969059494ffd44ad1a28a317@1280x854_0xleM64PBG_4165473499569858871.jpg.webp)
Денис Мантуров исключил возможность национализации завода, однако подчеркнул следующее:
— Если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением.
Захочет ли Renault возвращаться?
Ответ зависит от множества неизвестных, в том числе от сроков спецоперации.
До кризиса российский рынок был очень значим для Renault, например, по объему проданных концерном машин Россия лишь чуть-чуть уступала Франции и существенно опережала другие рынки. Выручка АВТОВАЗ в 2021 году превысила 3 миллиарда евро, а чистая прибыль по МСФО составила 166 миллионов евро. Вклад АВТОВАЗа в общую выручку Renault в 2021 году достиг 6,2%.
![Renault исповедовала прагматичный подход к российскому рынку, например, не спешила менять популярную Lada Granta. Но в 2023 году планировался выпуск ее наследницы... | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/da/e8/cf/dae8cf6ba984a99cab53a503e2b7c87d/656x438_1_9aa55e50426d0e3da6b48afe366540fc@929x619_0xWOSVu1Kq_7833251003008267660.jpg.webp)
Очевидно, что передача такого ресурса за символические деньги — шаг крайне болезненный для Renault. Если ситуация стабилизируется в обозримом будущем, вопрос о возврате актива наверняка появится в повестке, но его решение будет зависеть от оценок рисков и перспектив российского рынка на ближайшие годы.
По итогам 2021 года концерн Renault-Nissan-Mitsubishi и подконтрольные ему марки продали в России 565 тысяч автомобилей, заняв 36% рынка. Ближайший преследователь, альянс Hyundai-Kia, контролирует только 24% рынка. Из топ-10 самых популярных моделей России половина выпускается под патронажем франко-японского концерна.
Что будет с московским заводом Renault?
В Москве Renault выпускала популярные кроссоверы Duster, Kaptur, Arkana и соплатформенный Nissan Terrano. Производство было остановлено еще в марте, но российская сторона после передачи завода Москве планирует наладить здесь выпуск других машин. Логично предположить, что ими станут те или иные модели АВТОВАЗа, но не исключен также вариант сборки китайских машин.
![Renault Kaptur: необычная попытка придать грубоватому «Дастер» немного французского шарма | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/03/c9/2b03c9219b12d34bd9ab3682d9898a59/656x440_1:5723_0c65ea67e3e093bbfe7b25278452c774@1280x857_0xQrKQnHyy_1672010734407558710.jpg.webp)
Renault — одна из немногих иностранных компаний, имевшая собственный инженерный центр в России и занимавшаяся глубокой адаптацией моделей для нашего рынка. Например, Renault Kaptur был симбиозом платформы «Дастера» и дизайна французской модели Captur. А Renault Arkana разработали специально под запросы российской аудитории.