На парковке вблизи перекрестка улицы Российской и проспекта Ленина установили «оптовые» знаки, обозначающие места для инвалидов. В результате пострадал расположенный рядом магазин «Спорт и танцы», потому что с парковкой и так были сложности, а теперь совсем швах. Рассказываем, что ответили в администрации Челябинска на вопрос по поводу обоснованности такого подхода.
Владелица магазина Татьяна Любова рассказывает:
— В последнее время мы катастрофически теряем клиентов из-за новых знаков, но за месяц, что они стоят, видели одного инвалида. Всё остальное время парковка пустая или клиенты на свой страх и риск ставят, забегают в магазин, быстро покупают товар и убегают. Остальная парковка переполнена клиентами банка. Что можно сделать в правовом поле?
Парковка выходит на улицу Российскую сразу за перекрестком с проспектом Ленина, если ехать в сторону железнодорожного вокзала. Помимо магазина, здесь расположены банк, почта, кафе и продуктовый супермаркет. Чуть дальше есть еще одна более вместительная парковка, но и она в будние дни, как правило, занята.
Инвалидам — 10% мест
В комитете дорожного хозяйства администрации Челябинска в ответ на запрос 74.RU сослались на закон «О социальной защите инвалидов в РФ», который обязывает организации всех форм собственности обеспечивать инвалидам возможность беспрепятственного доступа к различным социальным объектам, транспортной инфраструктуре, местам отдыха и так далее.
— Согласно части 9 статьи 15 указанного федерального закона на всех парковках общего пользования <…> выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей инвалидов.
В комитете уточнили, что места для инвалидов имеют другую размерность по сравнению со стандартными: по ГОСТ Р52289–2019 их ширина составляет 3,6 метра.
— Таким образом, в указанном месте обустроено три парковочных места для инвалидов, — добавили специалисты комитета, отметив, что в доме, помимо магазина, находятся почта, банк и другие организации.
С подобными обращениями мы сталкиваемся уже лет шесть: например, в 2017 году около одного из крупных супермаркетов под места для инвалидов отвели практически весь центр парковки, пытаясь выполнить закон дословно. Складывалось впечатление, что вся прилегающая территория отдана исключительно машинам инвалидов, на самом же деле им выделили всего 44 из 430 мест, просто выбрали именно сердцевину площадки. Наш рейд по челябинским супермаркетам тогда показал, что проблема «оптового» и не очень явного размещения мест для инвалидов встречается и в других местах, хотя и в менее острой форме. Позже владельцы супермаркетов отказались от «коврового» метода размещения парковок для инвалидов, а где-то и просто сократили количество таких мест. Но проблема порой возвращалась в повестку, когда очередной собственник магазина решал выполнить требования закона по упрощенной схеме, размечая места для инвалидов массово и не очень наглядно. Это усугублялось новым ГОСТом, допускающим нанесение эмблемы инвалида прямо на знак 6.4 «Парковка» (эти изменения внесли и в ПДД).
Но корень проблемы даже не в том, что инвалидам отдается 10% мест, — само по себе это оправдано. Но ГОСТ не конкретизирует, где именно должны располагаться эти места, поэтому власти частенько объединяют несколько парковок в одну, и в выбранном месте размечают скопом несколько мест для инвалидов как бы из расчета на все стоянки сразу. Например, обсуждаемая в этой статье парковка имеет длину 40 метров, то есть при ширине обычного парко-места 2,5 метра рассчитана на 16 машин. И 10% от этого числа явно меньше, чем три парко-места (тем более они широкие). Было бы логичнее распределять места для инвалидов вдоль всех парковок, которые учитывались в подсчете, а не у края одной из них.
— Сосредоточение парковок для инвалидов в одном месте неверно, — соглашается Татьяна Любова. — Конкретно на этой парковке большой бордюр, который на инвалидной коляске не преодолеть. Оптимально сделать одно парко-место для инвалидов у почты, одно — у банка.
За незаконную стоянку на месте для инвалида положена эвакуация (стоимость в Челябинске — порядка 2 тысяч рублей), а также штраф 5 тысяч, который в течение 20 суток можно оплатить со скидкой 50%. В любом случае это одно из самых дорогих нарушений, поэтому челябинцы чувствительны к появлению новых знаков.
Для законной стоянки на таких местах необходимо выполнить два условия: автомобиль должен быть внесен в реестр ФРИ, а на его стекле должен быть знак (мы подробно разъясняли этот вопрос). Наличие лишь регистрации в реестре ФРИ не дает права занимать места для инвалидов, поскольку, согласно букве ПДД, места адресованы именно автомобилям со знаком.
Год назад в Челябинске разгорелся скандал, когда машину матери с ребенком-инвалидов увезли на штрафстоянку. После этого МВД постановило временно прекратить эвакуацию автомобилей с таких мест, но возникла чехарда. В какой-то момент сотрудникам ГИБДД пришлось даже извиняться за эвакуацию машины. Сами инвалиды тогда жаловались на невозможность купить знак «Инвалид», поскольку при регистрации машины в бюро медико-социальной экспертизы его с 2021 года не выдают. Но его можно купить или распечатать самостоятельно: макет выдается в виде файла на «Госуслугах» при внесении машины в ФРИ.
Кстати, в этом году в Челябинске должны заработать платные парковки.