Марка JAC стала главным донором российского автопрома: под брендом «Москвич» в столице выпускают JAC JS4, скоро добавятся другие моделей, а под логотипом Sollers в Татарстане делают фургоны и грузовички JAC. В общем, России грозит скрытая «жакизация». Но вот модель JS6 пришла к нам без всякого лицемерия под родным брендом, что, конечно, честнее. По индексу несложно догадаться, что JS6 крупнее «Москвича-3», а также мощнее, просторнее и современнее. Но, забегая вперед, скажем, что работа его коробки передач вызывает вопросы, равно как и настройка подвески. Впрочем, немало и сильных сторон.
В самом Китае кроссовер называется Sehol QX (я уже сетовал на путаницу с чайнабрендами) и сравнительно свеж: на родине модель дебютировала пару лет назад, то есть новее моделей, которые достались «Москвичу». Например, будущий «Москвич-5» станет перелицованным Sehol X6, который ведет родословную от JAC Refine S5 — модели 2013 года. То же касается нынешнего «Москвич-3»: его исходник JAC JS4 является вариацией модели Refine S4 2018 года. В этом, видимо, проявляется китайский прагматизм в отношениях с Россией: вроде бы дали разрешение на лицензионную сборку, но самые современные модели приберегли себе.
Чувствуется ли эта разница в поколениях между «Москвичом» и JAC JS6? Отчасти да.
Сравнить JS6 в лоб с тем же «Москвичом» трудно, потом что различаются классы моделей и цена: «трешка» стартует от 1,97 миллиона рублей, JS6 — от 2,6 миллиона. Но в любом случае JS6 выглядит современнее, что чувствуется, например, по оформлению интерьера: без чрезмерной креативности, зато приятное на вид и на ощупь, а еще довольно логичное.
Хороша и эргономика: руль регулируется по длине и вылету, у передних сидений есть электроприводы и регулировка поясничного подпора, подголовник находится там, где и должен — то есть под головой. Из заморочек: управление подогревом сидений. Физических кнопок не предусмотрели, а в меню эту функцию запрятали на третий экран, что не очень логично, ведь в морозы пользуешься ей ежедневно.
Изнутри автомобиль кажется несколько крупнее, чем он есть: волна передних крыльев, которую видишь в лобовое стекло, плюс высокая поясная линия создают ощущение, будто ходишь в кринолине. Требуется время, чтобы привыкнуть к габаритам.
Первое впечатление от езды связано с работой трансмиссии. Автомобиль оснащают только шестиступенчатым «роботом» с двойным сцеплением, и стоит включить режим D, как по кузову распространяется легкий гул, словно нечетное сцепление уже находится в полувыжатом состоянии. Эффект сохранялся на протяжении поездки. При включении нейтралки гул пропадал, и, подозреваю, это связано с алгоритмом работы автоматического сцепления, которое стремится даже в положении покоя выбрать все зазоры для быстрого старта. Но больше насторожило другое: при торможении перед полной остановкой ты чувствуешь толчки, словно ученик автошколы неловко бьет по педали сцепления (порой даже хочется выжать несуществующую левую педаль). Да и сами переключения «робота» бесшовными получаются не всегда, и в режиме газ в пол порой чувствуются моменты смены передач. Конечно, робот с одним сцеплением у Honda Civic образца 2008 года пинался куда сильнее, но тут всё же сцепления два. Фольксвагеновские трансмиссии DSG приучили нас к пулеметной скорости работы, и на этом фоне коробка JAC ощущается пока более грубой.
Озадачивает и работа страхующей электроники: если на светофоре утопить газ в пол, колеса взвизгнут, машина рванет было вперед, но вдруг словно провалится в воздушную яму, а на панели заморгает лампочка противобуксовочной системы. Может быть, такой алгоритм уместен для обледенелых покрытий, но на сухом асфальте провал тяги получается слишком сильным и затяжным.
Когда спадает электронная узда, JAC JS6 демонстрирует неплохой темп разгона. Сильно агрессивным его не назовешь, потому что все острые углы срезает электроника и трансмиссия, но для обгонов его тяги вполне достаточно. Интересно, кстати, что JAC JS6 не очень тяжелый (иногда это проблема для китайских машин): при снаряженной массе в районе 1560–1590 кг он сравним с мощными версиями Nissan X-Trail или Skoda Kodiaq. В характеристиках JAC не указано время разгона до 100 км/час, но я бы предположил, что за счет специфической работы трансмиссии он уступает тому же 180-сильному «Кодиаку», который делает «сотню» за 8,5 секунды.
И, конечно, вызывает тревогу форсировка мотора, потому что с 1,5-литров объема за счет ядреного турбонаддува снимают 180 л. с. Для сравнения: у того же Kodiaq эту мощность получают с 2-литрового турбоагрегата, и вообще форсировка более 100 л. с. с литра для европейских марок считается уделом разве что спортивных машин, но не кроссоверов для семейных утех. Однако китайцы с недавних пор полюбили двигатели чумовой форсировки, например, аналогичные параметры у мотора Changan Uni-V. Зато у нас есть интересная интрига: действительно ли китайские марки превзошли старожилов рынка или лет через пять владельцы этих турбозажигалок будут озабочены поиском турбокомпрессоров и деталей цилиндропоршневой группы? У меня нет ответа. Просто рассуждаю.
Чем JAC JS6 понравился — это настройкой рулевого управления: оно не резкое, но с натуральной обратной связью. У китайских автомобилей я пока не встречал более удачных настроек, и вообще чувствуется, что шасси у него с потенциалом (что, кстати, ставит его на ступеньку выше более инертного «Москвича-3»). Подвеска у JS6 находится где-то на полпути от европейских настроек к американским, то есть не жесткая и местами даже валкая, хотя и не настолько, чтобы укачать. При резких маневрах автомобиль кренится, но ты не теряешь взаимопонимания с ним, а с учетом неплохой боковой поддержки хочется даже позажигать, но... Вот если JAC удастся как следует поженить турбомотор с трансмиссией и электронными помощниками, чтобы реакции на газ стали более острыми и последовательными, пожалуй, он станет этаким поднебесным заменителем «Инфинити». Пока же возможности его шасси сложно прочувствовать из-за своеобразного алгоритма коробки, что особенно ощущается на выходе из поворотов.
Удачные настройки шасси неслучайны, потому что, в отличие от заготовок для «Москвича», JAC JS6 построен на новой модульной платформе, которую компания создавала для автомобилей под брендом Sehol. На полях заметим, что сам этот бренд Sehol остался JAC в наследство от совместного предприятия с Volkswagen (ранее оно называлось Sol), которое со временем немцы выкупили под выпуск своим моделей, а марку оставили китайской стороне. При этом к Volkswagen конструкция JAC JS6 отношения не имеет — это собственная разработка компании, просто относительно свежая.
Большие колеса (225/60 R18) и нетряская подвеска обеспечивают хороший уровень комфорта даже на убитеньких дорогах, так что в целом он кажется автомобилем почти вальяжным. Но у JAC JS6 очень маленький ход отбоя подвески, поэтому при съезде с лежачих полицейских то и дело слышишь удар во время обратного хода колеса. Подобное мне встречалось на некоторых корейских машинах и на Skoda Yeti, но у JAC эта черта настолько обострена, что привыкаешь тормозить перед «лежачими» с запасом. Написано на знаке ограничения скорости 20 км/час — тормозим до 15. Что, возможно, и неплохо.
У JAC JS6 исключительно передний привод и просвет всего 160 мм, то есть по проходимости он скорее легковой универсал, чем кроссовер. Интересно, что у него независимая задняя подвеска, хотя моноприводные кроссоверы довольно часто оснащают более дешевой «балкой» (полузависимой подвеской). У JAC в принципе нет 4WD-трансмиссий, и с моноприводом идет даже старший кроссовер S7, который со временем станет «Москвичом».
Не имея особенных козырей по проходимости, JS6 отличается неплохой вместительностью: и второй ряд сидений, и багажник у JAC JS6 напоминает автомобили старой школы. Да, грузовой отсек чуть меньше, чем у более крупных X-Trail, Kodiaq или RAV4, но в любом случае 490 литров — результат неплохой. Еще бы уровень порога снизить для погрузки тяжестей.
Выбора силовых агрегатов у JAC JS6 нет — только 180-сильный мотор и шестиступенчатый «робот». Да и комплектаций только две, хотя обе с хорошим оснащением. В базовой версии Comfort есть кондиционер, подогрев сидений, мультимедийная система, виртуальная панель приборов, бесключевой доступ, отделка салона эко-кожей, круиз-контроль, четыре подушки безопасности, АБС, система стабилизации, камера заднего вида, парктроник. Цена такой версии — 2,6 миллиона рублей. Доплатив 200 тысяч за версию Luxury получаем панорамную крышу, электропривод пятой двери, климат-контроль, электропривод передних сидений с памятью, боковые шторки безопасности.
Ценовая политика JAC JS6 соответствует печальному состоянию нашего рынка. Серьезным конкурентом выглядит Haval F7 тульской сборки, цена которого стартует от 2,25 миллиона рублей со 150-сильным мотором. 190-сильная версия стоит от 2,75 миллиона рублей, но уже в более богатой комплектации (например, есть двухзонный климат-контроль) и, главное, с полным приводом. Отвлекать внимание от JS6 будет и Haval Dargo, хотя он подороже — от 2,8 миллиона с 2WD, а с полным приводом — от 3 миллионов.
Более крупный Chery Tiggo 8 стоит от 2,88 миллиона рублей со 147-сильным мотором и только передним приводом. У Changan можно посмотреть модель CS75FL ценой от 2,47 миллиона рублей, правда, она вышла на рынок в 2013 году, то есть относится скорее к предыдущему поколению чайнакаров. Если же влекут «настоящие иномарки», то дилеры еще распродают, например, Nissan X-Trail и KIA Sportage V, но цены в основном более 3 миллионов рублей.
При сильной обезвоженности российского рынка именно в сегменте кроссоверов ценой 2,5–3 миллиона изрядная толкучка, поэтому JAC JS6 придется еще нащупать свою нишу. На его стороне неплохая практичность, убедительный интерьер и естественные ездовые повадки. Но вот настройки трансмиссии и страхующей электроники нужно еще гармонизировать, чтобы мотор задышал полной грудью, и тогда, может быть, он станет одним из самых сбалансированных кроссоверов своего класса. Потенциал чувствуется.
А у «Москвича» модели такого класса в обозримом будущем не появится: «Москвич-5» будет компактнее и сопоставим по классу с Volkswagen Tiguan, а флагманом, вероятно, станет модель на базе JAC S7, но он заметно крупнее JAC JS6.
Если же форм-фактор кроссовера вам не нужен, у Changan есть весьма зажигательная модель Uni-V за те же деньги, что и базовый JAC JS6. Из недавних новинок хороший старт взяла более компактная Omoda C5. А один из самых доступных китайских кроссоверов — это обновленный Chery Tiggo 4 Pro.
Посмотрите также обзор других новинок, которые выйдут весной 2023 года (о чудо, там не только «китайцы»).
Благодарим компанию «Аверс-Авто» за помощь в подготовке материала.