Запасы нереализованных автомобилей в России у некоторых марок достигли двухмесячного уровня продаж, поэтому производители отказались от январского повышения цен, а дилеры все охотнее демпингуют. По некоторым оценкам, до трети ввезенных в 2023 году «китайцев» остались на складах. Увеличение стоков фиксируется и у АВТОВАЗа. Что происходит на авторынке и ждать ли ценопада — в нашем обзоре.
О затоваривании складов автодилеры рассказали еще в конце года. При этом декабрь оказался очень успешным месяцем, когда в стране реализовали 120 тысяч автомобилей, тогда как январь традиционно считается худшим месяцем с точки зрения продаж. По данным газеты «Ведомости», на складах скопились двухмесячные запасы машин, причем размер стоков максимальный с начала 2022 года. Глава ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин отметил, что стоки растут и у отечественных производителей, например, скапливаются двухмесячные запасы Lada Vesta. По мнению эксперта, это связано с ценами на вазовскую модель, которые уже почти сравнялась со стоимостью китайских кроссоверов. Например, Lada Vesta SW Sportline стоит, как лучше оснащенный Jetour Dashing.
Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая заявила, что порядка 35% машин, импортированных из Китая в 2023 году, остались не распроданы к началу января. Она считает, что это подтолкнет дилеров идти на уступки, чтобы не «морозить» деньги в металле.
Почему рынок захлебнулся
В первой половине 2023 года на авторынке чувствовался дефицит. Но в августе, после поднятия утилизационных сборов и роста ключевой ставки, спрос начал остывать, а поставки автомобилей напротив пошли бодрее. В результате впервые за долгое время стали появляться «излишки». Пока они не критичные, и запас автомобилей на 2–3 месяца работы считается нормальным. Тем не менее планы дилеров стали расходиться с реальным спросом, что остановило рост цен.
Рост ключевой ставки Банка России многие дилеры называют основной причины охлаждения спроса: по их оценкам, до 75–80% китайских машин люди покупали на заемные деньги, тогда как у дилеров Lada эта доля была примерно вдвое меньше.
Автомобили действительно дешевеют?
В общем, да, хотя точечно и несильно. Процесс начался еще в декабре, когда ряд марок чуть облегчила прайс-листы, а другие ввели безусловные скидки в 100–200 тысяч рублей. Стоит отметить, что АВТОВАЗ при этом продолжал увеличивать стоимость Lada Vesta, и только за осень прайс-лист корректировали трижды.
И в 2024 году традиционного январского роста цен пока незаметно. Напротив, по данным агентства «Автостат», Chery снизила стоимость Tiggo 8 на 240 тысяч рублей, а Dogfeng 580 подешевел на 101 тысячу. Geely подняла цену автомобилей на 10–20 тысяч рублей (на 0,3–0,7%), кроме того, дороже стали УАЗы. Но на фоне обычного синхронного роста цен в январе такие корректировки выглядят статистической погрешностью.
Однако предпосылок к резкому обвалу цен пока нет. Все факторы, провоцировавшие «автомобильную инфляцию», остаются в силе: высокие курсы валют, сложности с логистикой, низкая доля иномарок российской сборки, возросшие утилизационные сборы. В сегменте до 1,7 миллиона рублей продукция АВТОВАЗа и УАЗа остается безальтернативной, что позволяет назначать цены в ультимативном порядке. Что касается «чайнакаров», скоро начнется китайский Новый год, который временно снизит поставки автомобилей. Кроме того, уровень спроса учитывается производителями при планировании, чтобы избежать формирования излишков, так что многие дилеры смотрят на текущее затоваривание как на временное явление.
По данным «Автостата», в прошлом году самые популярные модели подорожали в пределах 2–4%. Рекордсмены — Lada Niva Travel и Lada Vesta, цены на которые изменились на 20% и 10%. При этом указанная на графике стоимость Vesta (от 1,24 миллиона рублей) хоть и фигурирует в прайс-листах, но на деле купить такой автомобиль нам не удалось, а первая реальная комплектация стоит от 1,6 миллиона рублей. Похожая ситуация с Lada Granta: по прайсу она стоит от 700 тысяч, но версии с мотором Евро-2 больше не выпускают, поэтому реальная цена начинается от 849 тысяч. За год также существенно выросли цены на Omoda C5, на которую был повышенный спрос в начале 2023 года.
Ранее мы публиковали подробную статистику продаж в 2023 году.