RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

0 м/c,

737мм 31%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Авто Недоливчег!

Недоливчег!

Недолив измеряли самым простым и очевидным способом – с помощью мерных емкостей. Дело было так...

Опрос читателей Autochel.ru показал, что среди разнообразных трат на машину больше всего вас волнуют расходы на топливо.

Бензин в России переоценен – так считают многие. Но все оперируют официальной ценой бензина, той, что обозначена на чеке. А есть еще неофициальная, которую вы реально отдаете за литр попавшего в бак топлива. Разница появляется при недоливе. Насколько она существенна?

Мера честности

Недолив измеряли самым простым и очевидным способом – с помощью мерных емкостей. Дело было так. В кассе я оплачивал ровно пять литров бензина АИ-92. В одном случае – на Сибнефти – оператор выбила 5,11 литра (сподручнее сдавать сдачу), поэтому в итоговой таблице мы привели величину к пяти литрам.

Бензин набирали в предварительно смоченную металлическую канистру, не забывая сливать остатки из шланга, насколько позволяла конструкция колонки. Затем топливо переливалось в мерную емкость (также смоченную) с крупной шкалой, тарированную в лаборатории ГСМ Сертификационного центра автотракторной техники (пр. Ленина, 2). Если обнаруживался недолив, измеряли его величину с помощью поверенного мерника ценой деления один миллилитр. Делать это пришлось в семи случаях из девяти.

Мы не претендуем на сверхвысокую точность измерений: по нашим оценкам, погрешность составляла плюс/минус 0,02 литра (20 мл). Величины недоливов превышали эту величину, так что как минимум методика позволяла фиксировать сам факт недолива сверх нормы. Напомним, что по закону недостача в пределах 0,5% допустима (25 мл на пять литров).

Накануне теста мы приглашали всех желающих выступить в роли наблюдателей, так что заборы проб и измерения проходили под присмотром добровольцев, которые затем расписывались в ведомостях. Также на тесте присутствовала руководитель лаборатории ГСМ СЦ АТТ Анна Преснякова. Сотрудники АЗС не были поставлены в известность о предстоящем тесте заранее, и заправки мы выбирали, по большому счету, случайно.

Если результаты вызывают у кого-то сомнения, предлагаем следующее: отправляйте контакты на почту (krasnov@info74.ru), когда наберется группа желающих, выберем день и проедемся еще раз, и не обязательно по тем же самым АЗС. Можете приезжать со своей мерной тарой: убедимся в точности тарировки поверенными мерниками – и вперед.

Результаты

Во время прошлого теста многие заправщики посмеивались: «Недоливы? Да вы что, не 90-е ведь. Приезжайте, проверяйте – столько нальем, что отпивать придется...» А на деле?

А на деле недоливают. Из девяти проверенных АЗС пять литров по бровку отмерили лишь на двух, еще на одной недолив оказался меньше погрешности (4,99 литра вместо пяти), поэтому ее мы тоже занесли в список хорошистов.

Самый большой недолив составил 0,37 литра или 7,4% при допустимой норме 0,5%. В пересчете на 50-литровый бак это эквивалентно 3,7 литра или переплате в 74 рубля.

Есть мнение, что процент недолива растет при увеличении объема «отгружаемого» топлива. Возможно, ведь точность налива чаще всего проверяют с помощью 10-литрового мерника, а какова погрешность при пробе в 50 или 100 литров – Бог его знает. К тому же мы тестировали заправки в черте города, а на трассе, говорят, дела еще хуже. Недоливать там безопаснее – шансов, что человек вернется и затеет разборки, в разы меньше.

В день теста цена бензина АИ-92 на подопытных АЗС колебалась от 19,5 до 21,7 рубля за литр, но то была цена официальная. А реальная? Самой дешевой оказалась неприметная контейнерная АЗС за троллейбусным кольцом на пересечении улиц Молодогвардейцев и Кашириных, где бензин и так был дешевым, да еще и налили точно. Итого реальная цена составила всего 19,54 рубля за литр.

Самый дорогой бензин оказался на Челнефти – небольшой недолив поднял цену до отметки почти 22 рубля за литр.

Забавно, что иногда «дешевые» АЗС оказываются не такими уж выгодными: заправка на Героев Танкограда при декларируемой цене 20 рублей за литр фактически берет на 1,6 рубля больше, и топливо получается дороже, чем на брендовых АЗС.

Заметим, что не стоит воспринимать данные слишком буквально. Мы не проверяли по несколько заправок одной сети, так что, возможно, где-то есть более (или менее) точные колонки. Можете относиться к подобным рейдам как к лотерее – кому-то повезло, кому-то нет. Оправданий у заправщиков много: постфактум кто-то говорил, что изначально все было окей, просто погрешность растет со временем (почему?). Кто-то ссылался на недолив по причине простоя колонки в течение нескольких часов: дескать, часть топлива тратится на смачивание механизмов, и получается минус. В общем, у каждого своя правда. Но даже если абстрагироваться от конкретных брендов, главный вывод таков – недоливы есть. Подробные результаты – в таблице.

Результаты измерения недолива топлива на челябинских АЗС

* Приведено к объему пять литров. Оплаченный объем – 5,11 л, реальный – 4,92 л.
** Погрешность реальной цены – плюс-минус 9 копеек.

Капитализация недолива

Может быть, в недоливах виновата... зима? АЗС покупают топливо в тоннах, а продают в литрах. При падении температуры от +20 до -20 градусов тонна «худеет» на 55-60 литров (-4,4%), а это более тысячи рублей.

Есть и другая «сезонная» тонкость. Сами заправщики жалуются на несовершенство методик контроля недолива. Так при отрицательных температурах проверяющие органы используют мерники типа МО2-10, рассчитанные на работу при +15...+25 градусах. В результате, чтобы удовлетворить стандарту, допустим, при -10 градусах, максимальный недолив должен составлять не 0,5%, а всего 0,34%. То есть вместо пяти литров в худшем случае можно налить 4,983 литра. Иначе после приведения к +20 градусам недолив превысит допустимую норму.

Короче говоря, зимой оступиться проще и выгоднее. Тем более рисков не так и много. Сами заправщики рассказали, что сегодня в России фактически отсутствует система государственного контроля точности налива на АЗС. Большинство проверок носит кампанейский характер, и контролируются обычно менее «наукоемкие» аспекты, вроде наличия на территории АЗС мусора или целостности электропроводки. А морочиться с мерниками, допусками и температурными поправками – это слишком хлопотно. Да и в принципе по закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...» проверять их можно раз в три года, уведомив за три дня до начала рейда. Так что пока точность налива остается на совести владельцев АЗС: чем, как и когда проверять колонки, они решают сами.

Естественно, возникает соблазн чуть-чуть обвесить. Тем более небольшой недолив может принести вполне серьезные деньги. Взять, к примеру, заправщика, который нагревает клиентов за счет трехпроцентных недоливов. Перепродавая неучтенное топливо через свою же АЗС, он получает «премию» в 10 тысяч с каждой колонки ежемесячно, ничего особенно не делая. Пять колонок – пятьдесят тысяч.

Можно посмотреть на ситуацию глобально. Российские НПЗ поставляют на АЗС страны порядка 3 миллионов тонн топлива в месяц. Даже если недолив составляет разрешенные 0,5%, в год можно «наварить» 5 миллиардов рублей – и это вполне легально! А где полпроцента, там и процент, а где процент – там уже 10 миллиардов. А сколько в действительности?

Как поймать недоливщиков?

Допустим, вы заподозрили обман. Забавно, что иногда эти подозрения не вполне обоснованны. Например, измерение залитого объема по стрелке топливомера слишком грубо, чтобы отловить проценты недолива. Заливая полный бак, иной раз не стоит удивляться, что получился объем больше паспортного: есть еще горловина, в которую входит 3-5 литров, иногда больше. Разумеется, если вам перелили литров 20 – это уже повод задуматься.

Хотите проверить точнее – изготовьте мерник из обычной пятилитровой бутылки, разметив ее пищевой емкостью или чем-то вроде того. Точность такого «прибора» будет невысока, но грубый недолив вы заметите. На АЗС набирайте топливо в металлическую канистру, как требуют правила техники безопасности. Для больших доз можно использовать 25-литровую канистру, переливая ее в мерную емкость частями.

Выявили существенный недолив – обращайтесь к оператору АЗС или к менеджеру: иногда он находится на заправке или поблизости. Собственно, можете делать это и без предварительного замера, просто в этом случае сами не будете уверены, что вас «обвесили». Выполнять все лучше в присутствии свидетелей.

Попросите представителей АЗС провести контрольный эксперимент с помощью поверенного мерника, наличие которого на АЗС обязательно. Отказать в контрольном замере вам не могут, и, если что, ссылайтесь на «Правила продажи отдельных видов товаров...», где имеется такой пункт: «Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование».

Сначала прибор смочат топливом (никакой черной магии – этого требует методика), затем проведут два замера. Чаще всего на АЗС имеются 10-литровые мерники, некоторые имеют подвижные шкалы для корректировки по температуре или типу топлива. Недолив на грани допустимых 0,5% вряд ли стоит ваших нервов, поэтому обращайте внимание на серьезные недостачи.

Ну а дальше – как договоритесь. Если обнаружен недолив, большинство адекватных заправщиков предложат вам компенсировать его пропорционально объему купленного топлива. Рассчитывать, что они расщедрятся на год бесплатной заправки, наивно, ведь шансов, что вы доведете дело до серьезных разборок, немного. Проблематично также склонить заправщиков к измерению недолива в больших объемах – они скажут, что просто не имеют соответствующих пробников.

Если заправщик не признал вины или вы решили наказать его во что бы то ни стало, составляйте акт, где отражайте все существенные факты, включая имена и телефоны свидетелей, данные представителей АЗС, дату и время забора, название и номер АЗС, тип мерника, температуру воздуха, показания прибора. В идеале работники заправочной станции должны расписаться под актом, если отказываются – отражайте это в документе. Не забывайте и чек с АЗС.

Далее – к официальным структурам. Внеплановые проверки на точность налива могут проводить соответствующие отделы милиции, органы государственной инспекции по защите прав потребителей или суды. В Челябинске можете обращаться в местное отделение Роспотребнадзора (ул. Елькина, 73, тел.: 263-64-90, 263-85-77).

Ваше заявление и акт дадут основание провести внеплановую проверку, однако заправщика поставят в известность за сутки, так что время подготовиться у него будет. Есть шанс, что во время проверки колонки будут нещадно переливать, хотя все пломбы окажутся нетронутыми – трюкачи есть в каждой профессии. Некоторые юристы утверждают, что основанием для возбуждения административного дела являются ваши заявление и грамотно составленный акт, и никакой дополнительной проверки не понадобится.

Но прежде чем вы ввяжетесь в войну с заправщиками, расскажем вам о том, что стоит на кону. Даже если вы докажете вину АЗС, в самой пиковой ситуации юридическое лицо попадет на штраф... только не смейтесь: от 10 до 20 тысяч рублей (ст. 14.7 КоАП РФ). Для должностных лиц или граждан штраф и вовсе 1000-2000 рублей. Делов-то. Заправщики не скрывают, что если такие штрафы им и выписывают, сугубо для отчетности контролирующих органов с согласия обеих сторон.

Выхода нет

Складывается впечатление, что с недоливами проще смириться, чем бороться. Ну разве что иногда полезно пугнуть заправщиков, чтобы они компенсировали вам пару литров, заблудившихся в колонке. А хождения по надзорам и судам – занятие для людей с избытком свободного времени и жаждой отрицательных эмоций. Решить проблему радикально может лишь государство, но ему, похоже, эта тема неинтересна. В Роспотребнадзоре нам сообщили, что заявлений по поводу недолива топлива еще не писал никто.

Можно действовать по-другому: составить более полный рейтинг АЗС с точки зрения недолива и реальной цены, который мотивирует заправщиков относиться к вопросу тщательней. Но для этого нужна ваша помощь, уважаемые читатели. Если соберется инициативная группа из 7-10 человек, готовых потратить в новом году дня четыре на масштабную проверку недоливов, мы готовы поддержать идею и даже раздобыть удобный мерник, чтобы максимально ускорить процедуру (krasnov@info74.ru).

Ну а если желающих не найдется... Будем считать это знаком, что текущее положение всех устраивает. Лично меня, если хотите, 70 рублей «обвеса» на АЗС волнуют куда меньше, чем размер коммунальной платы или стоимость автомобильной страховки.

Официальные партнеры проекта «Лаборатория»:
холдинг «Сейхо-Моторс»,
лаборатория ГСМ Сертификационного центра автотракторной техники
.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления