15 октября вторник
СЕЙЧАС +5°С

Помеха справа. Не преувеличивайте

Случаи, когда правило правой руки недействительно.

Поделиться

Из комментариев и писем в редакцию складывается впечатление, что водители склонны преувеличивать всемогущество понятия «помеха справа». Хотя то, что справа, не всегда помеха.

Понятие-расчлененка

Народный бренд «помеха справа» в ПДД не фигурирует, и сам принцип раскидан по трем пунктам.

На пересечении равнозначных дорог действует п. 13.11, например, когда смыкаются две второстепенные дороги, а главная поворачивает.

Для одновременного перестроения действует п. 8.4, который, с одной стороны, обязывает при смене полосы уступать тем, кто полосу не меняет, а с другой – отдает приоритет машине в правом ряду, если попутные автомобили меняют рядность одновременно.

Наконец, для ситуаций, когда траектории пересекаются и очередность не оговорена, действует п. 8.9.

На крайний случай

В целом понятие «помехи справа» служит этакой заглушкой на случай, когда не действуют другие пункты ПДД. Поэтому если очередность проезда регулируется иным образом, о «правой руке» нужно забыть. Скажем, если автомобиль объезжает аварийную машину, смещаясь влево под идущий поток, у потока, конечно, возникает формальная помеха справа. Но в данном случае эта самая помеха и обязана уступать.

Если знаки указывают, с какой стороны сужается дорога, то при перестроении уступает тот, кто «лишился» полосы из-за сужения.

Или такой пример: одна машина разворачивается на основной зеленый, вторая поворачивает направо на стрелку дополнительной секции, причем их траектории пересекаются. В таких случаях те, кто поворачивает, любят вспоминать про помеху справа, хотя в данном случае действует п. 13.5, обязывающий тех, кто едет на стрелку, уступить дорогу остальным.

Спорные ситуации

К сожалению, многие ситуации допускают двоякое толкование, и примеров – миллион. Скажем, как отличить выезды из дворов и с прилегающих территорий от пересечений равнозначных дорог? Иногда есть знаки, бывает, это очевидно. Но полно примеров, когда ни один из визуальных признаков не даст внятного ответа, какой из пунктов ПДД работает в данном случае: то ли дворовый проезд, то ли полноценная дорога…

Прилегающие территории – как отличить и кто уступает?

Аналогично с затронутой недавно темой стертой разметки. Скажем, схема движения предполагает, что на сужении проезжей части исчезает правый ряд. Но если разметки не видно, то формально можно прикрутить п. 8.9 и правило правой руки, вынудив «левых» уступать.

И кто прав, если визуальные признаки говорят одно, а схемы – другое? Сидя за рулем, водитель не имеет телепатического доступа к дислокации невидимых знаков или, например, к карте города, где жилые зоны отделены от дорог.

К сожалению, в случае ДТП не избежать муторного разбирательства, а исход его весьма непредсказуем. Например, в слякотную погоду водитель не сумел разглядеть разметку, положившись на правило правой руки. А при разбирательстве в суде к делу приложены фотографии, где разметку пусть плохо, но видно. И судья вполне может оправдать более зоркого водителя.

Рецепт

Когда очередность проезда по каким-то причинам стала неочевидной, исходить лучше из наименее благоприятного варианта. Не пропускают – уступить. Даже если с точки зрения вселенского разума (после года разбирательств) правда на вашей стороне.

И аккуратнее с «помехой справа». Если потом выяснится, что действовали иные пункты ПДД, сослаться на помеху уже не получится.

К счастью, в подавляющем большинстве спорных ситуаций достаточно лишь чуть убавить амбиции и степень нажатия на газ. На скорость доезда это, как правило, не влияет.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
10 апр 2017 в 10:40

бесят, когда при левом повороте находится еще один или два умника, которые заходят справа

Гость
10 апр 2017 в 11:45

Очень много на дорогах ездунов, по всей видимости вступивших в секту противников указателей поворотов. Когда они мечутся по дорогам или поворачивают, религия им не позволяет опустить палец на рычаг указателя поворота (бедолаги как они мучаются наверное).

Gav
10 апр 2017 в 10:53

Иногда для того, чтобы избежать столкновения, можно слегка нажать на педаль тормоза. Но ему это "в лом", он же имеет приоритет. Вместо этого "принципиальный" водитель давит на клавишу звукового сигнала. После - масса потраченного времени и нервов, а то - и финансовые затраты.