RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

3 м/c,

сев.

743мм 28%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес Александр Бенко, директор радиостанций «Народный хит» и «Абсолютное радио»: «Чем больше станций, тем легче конкурировать!»

Александр Бенко, директор радиостанций «Народный хит» и «Абсолютное радио»: «Чем больше станций, тем легче конкурировать!»

Если в Челябинске будет миллион станций, у каждой будет свой слушательВсе радиостанции у нас женскиеРадио не должно стареть вместе со своей аудиторией

Рынок музыкального радиовещания в Челябинске растет с каждым годом: на сегодняшний день он насчитывает 17 станций. Когда Александр Бенко начинал свою деятельность, в городе существовала лишь одна радиостанция FM-диапазона - «Интерволна». Именно Бенко десять лет назад открыл в Челябинске «Европу Плюс», которая и по сей день занимает лидирующие позиции на местном медиа-рынке. В настоящее время Александр Бенко является директором ставшей уже любимой в народе радиостанции «Народный хит» и открывшегося недавно «Абсолютного радио», которое активно завоевывает своего слушателя. С какими проблемами приходится сталкиваться в работе радиостанции, как складываются отношения с конкурентами и что происходит на рынке радиовещания в целом рассказывает Александр Бенко.

- Александр Рудольфович, вы закончили политехнический институт, работали как инженер-конструктор, как вы стали директором радиостанции?

- Перестройка-перекройка. Грубо говоря, просто перестали платить, да и перспектив никаких не было. В то время многие молодые специалисты быстро начинали ориентироваться и уходили в коммерцию. И я так же. Но со временем нужно было на чем-то специализироваться. Мне ближе производство, а радио - это то же самое производство. Так сложилось, что я решил открыть станцию «Европа Плюс» в Челябинске, в этом году ей исполнилось 10 лет. А что касается технического образования… У нас почти все предприниматели - технари, потому что самое лучшее образование в Советском Союзе было техническое.

- Оно помогает в нынешней работе?

- Помогает. Методы решения задач на самом деле одинаковы, как в технике, так и во всем остальном. В работе на радио, как в любом производстве, есть целый набор всяких задач: организационные, финансовые, технические, кадровые - все это, соответственно, решается.

- Как вы считаете, FM-радио – это прибыльный бизнес?

- Любой бизнес прибыльный. Нет неприбыльного бизнеса, это все легенды для непосвященных. Другое дело, что есть понятия нормы прибыли, массы прибыли - они разные в зависимости от вида бизнеса. Конечно, торговля оружием гораздо прибыльней. (смеется) Но мы работаем, постоянно ищем пути увеличения прибыли. Что такое FM-радио? Оно существует в мире уже лет 70-80 и постоянно меняется как с технической, так и с содержательной точки зрения. Это постоянный процесс, поэтому нельзя говорить, что мы сделали радио. Не сделали, а делаем. Та же ситуация с прессой, телевидением, театром. В свое время говорили, что театр умирает с появлением кинематографа, а кинематограф - с появлением видео. В итоге, все живет и процветает. И с радио будет то же самое. Чем больше станций, тем лучше. Тем легче конкурировать, что характерно.

- А почему?

- Когда мы только стартовали, в Челябинске была лишь «Интерволна». Вот тогда было очень тяжело. У рекламодателей всегда возникал вопрос, а зачем нам вторая музыкальная радиостанция, ведь уже есть «Интерволна»? Сейчас подобных вопросов не возникает. Каждый ищет свою целевую группу, сравнивает с целевой аудиторией радиостанции, с ее фактическим положением и так далее. Поэтому все идет так, как должно идти. И так будет.

- Считается, что рынок рекламодателей у нас не очень емкий…

- Экономика развивается, появляются новые производства. Есть такое понятие - цена входа на рынок. Если в эту цену лет десять назад входил капитальный ремонт помещения, обучение персонала, оборудование, материалы, то сейчас непременным атрибутом становится реклама. Рынок, наоборот, растет, все движется только вперед.

- Значит, особой борьбы за выживание нет?

- Ну почему нет? Она всегда есть.

- Что вы делаете для того, чтобы выделиться, быть лучше?

- Мы многое делаем во всех направлениях. И с точки зрения технического оснащения, и с точки зрения организации процесса. Все делаем для того, чтобы быть лучшими.

- Сейчас в городе 17 радиостанций, все форматы практически заняты. Что-то новое можно придумать?

- Да нет, форматов на самом деле очень много. Другое дело, что существующие форматы являются ориентирами. Простого копирования ведь никогда не получается, да это и не цель. Любое развитие идет от достигнутого, хочешь что-то сделать - изучи опыт. Мне кажется, что если в Челябинске будет миллион станций, у каждой будет свой слушатель. Просто борьба идет за массовость. В Интернете по идее должно быть уже тесно, и тем не менее открываются новые сайты и находят своего потребителя. Это бесконечный процесс.

- С какими проблемами приходится сталкиваться при открытии и работе радиостанции?

- Лучше спросить тогда, что без проблем происходит. Ответ будет более коротким. Везде проблемы. Да и что такое проблема по большому счету? Кого-то кошка черная остановила при выходе из дома, а кто-то полез через забор - и оказалось, что полез последний раз. Как говорил наш преподаватель военной кафедры ЧПИ, вся жизнь борьба - до обеда с голодом, после обеда со сном (смеется).

- У «Уралсвязьинформа» уже вторая FM-радиостанция открылась, будете еще открывать?

- Нужно будет - откроем. Все же диктуют жизненные условия. На самом деле все зависит от того, кто и как этим занимается. Вот например, существует «Русская медиа-группа», которая изначально и создавалась как «Русская медиа-группа». И как стояла себе «Европа Плюс», так и будет стоять. Ну да, они развивают холдинг: «Ретро FM» и так далее. Но это не самоцель. Кстати, взять любой завод напитков, скажем, «Ариант»: посмотрите, какой у них ассортимент невероятный. А Coca Cola чуть ли не одну кока-колу льет, и что? Много у них объектов производства? Периодически они что-то новое внедряют, но в итоге классическая кока-кола как была, так и остается..

- Какие радиостанции вы считаете своими конкурентами?

- Конкурента можно оценивать по разным критериям. Это либо форматное определение, либо коммерческое положение, хотя, в любом случае это вещи взаимосвязанные. Я считаю, в делах важно изучать опыт действующих предшественников, рассматривать теорию будущего построения. Но самое главное - делать свое дело. Поэтому нет смысла на кого бы то ни было оглядываться, называть конкурентами… Например, в разработке «Абсолютного радио» мы выискиваем брешь в радиослушании, выискиваем неудовлетворенную в этом плане часть населения. Кто тут нам конкурент?

- Вы говорите о рок-формате?

- С чего вы взяли, что это рок-формат, а почему не мужское радио? То, что мы выбрали, не рок-направление, но мы пока не будем об этом говорить. Еще идут исследования, мы пока определяемся с форматом.

- Но ведь на «Абсолютном радио» музыка звучит не такая, как везде…

- Мужская. Мужчины в массе своей не удовлетворены радиослушанием, все радиостанции у нас женские, по большому счету. Причем это было сделано сознательно в свое время. Считалось, что женщина - домохозяйка, она принимает решения и именно она интересна для рекламодателей в первую очередь. Это тоже закон спроса и предложения. Опять же мы играем на двух рынках: на рынке радиослушания боремся за массовость и на рекламном рынке показываем преимущество своей аудитории. Где-то это и попытка увеличения доли радиорынка на рынке рекламы в целом.

- Это правда, что «Абсолютное радио» собирается выходить на регион?

- А что, слухи такие есть? Ух ты! А вас это интересует как слушателя?

- Ведь есть же у нас московские, екатеринбургские радиостанции, почему же нет станции «Интерволна-Екатеринбург», к примеру?

- Не знаю, посмотрим. Если это будет целесообразно, то почему бы и не выйти на регион? Сейчас нет технических ограничений, так что никаких проблем.

- Рейтинги радиостанций у нас реально определяются?

- Цифры увидеть можно, их не скрывают, а даже навяливают многие. Другое дело, что общего признания не получил ни один из замеров. Gallup Media Russia с 1995 года регулярно измеряет рейтинги в России, уделяя особенное внимание Москве и Питеру, а в остальных городах идет выборка, репрезентативная по отношению к России в целом, она не строится по населению Челябинска конкретно. Но тем не менее Gallup - марка серьезная. И именно их данные все эти 10 лет показывают рекламодателям. Конечно, и мы этим пользуемся. Когда мы первые, почему бы этого не показать? Сейчас мы обсуждаем проблему исследований. Это все стоит денег и нужен регулярный сбыт полученных результатов. Рынок развивается в том плане, что рекламные службы становятся более профессиональными, и сами рекламодатели больше заинтересованы в исследованиях. Если раньше в Челябинске была пара радиостанций да пара телевизионных каналов, можно было везде тупо разместиться, и все - ты накрыл город. Сейчас 17 станций, 12-13 телеканалов, и люди начинают думать о том, насколько эффективно у них расходуются рекламные бюджеты, начинают задумываться о целевой аудитории. К примеру, в 1991 году мои знакомые парни привезли вагон растворимого кофе, так он с колес ушел. А сейчас попробуй продать вагон кофе! (смеется) Времена меняются, все меняется.

- Считается, что в регионах легче и выгоднее работать с сетевыми станциями, чем открывать собственные.

- Конечно, производство собственного программного продукта дороже, но эффективность на местном рынке, соответственно, выше. Ведь москвичи делают то же самое, что и мы, только у себя в Москве, а продукт экспортируется на 1/8 часть суши. Но самое-то главное - это удовлетворение местного радиослушателя. Мы уже доказали это «Народным хитом». Вкусовые пристрастия от региона к региону отличаются, поэтому говорить о том, что выгодней, нельзя.

- Вы сами какую музыку предпочитаете?

- Я с детства всеядный. Не сказал бы, что у меня есть какие-то определенные предпочтения в музыке. Мне нравится хорошая музыка прежде всего, а музыка не может быть национальной или какой-то стилевой. Она либо хорошая, либо плохая. Если музыка хорошая, то совсем неважно, в каком она жанре. Взять тот же рэп. Хоть и кричат, что это музыка негритянских кварталов, но ведь есть очень качественные произведения. Другое дело, что какому-то артисту для достижения успеха, надо чем-то подробно заниматься. Я не пишу музыку, а если бы писал, то писал бы рэп. А еще лучше предположить, что будет актуально через какое-то время, и работать в том направлении.

- А работая на радиостанции, нужно предполагать, что будет актуально в будущем?

- Конечно, нужно. Если у вас целевая аудитория 35-45 лет, то сегодня это одни люди, а через 10 лет уже другие. Им тоже по 35-45 лет, но они абсолютно другие. Кстати, я 10 лет занимаюсь «Европой Плюс». Установление нынешнего формата началось в 1997 году. Раньше это было радио для всех, а потом началась форматирование. Лет семь-восемь вроде в одну точку бьет, а посмотрите, как меняется станция. Это потому, что радио не должно стареть вместе со своей аудиторией.

- Вы бы хотели, чтобы ваши дети тоже работали в этом бизнесе?

- У каждого человека своя дорога. Мне было бы, наверное, приятно. Может, даже есть, что рассказать, чему-то научить. Но научить можно тому, что уже было, а человек должен стартовать сам и идти вперед. А получится это только, если ему интересно. Я просто по себе сужу. Работать лишь ради денег или чтобы на пенсию заработать я не стану. Нужно, чтобы был интерес. Я 10 лет занимаюсь радио, считаюсь радийщиком, до этого я был инженером-конструктором, и, надо сказать, небезуспешным. Просто поменялись времена, инженеры стали не нужны России. А вдруг опять понадобятся, кто его знает? Я считаю, что жить надо средним сроком, а планировать всю жизнь наперед - не те времена сейчас. Все постоянно меняется, и это не трагедия. Может, в этом как раз интерес жизни.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления