Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

РЖД повысит тарифы на грузоперевозки

Президент компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин объявил о решении Федеральной службы...

Поделиться

Поделиться

Президент компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин объявил о решении Федеральной службы по тарифам дополнительно проиндексировать плату за грузоперевозки еще на 4 %, что приведет к повышению стоимости этого вида транспортировки уже в первой половине августа. РЖД планирует получить порядка 9 миллиардов рублей дохода для компенсации растущих издержек: за первое полугодие компания недополучила 10,5 миллиарда рублей. Эксперты считают, что в результате повышения тарифов увеличится частный подвижной состав, а импортно-экспортные грузы будут переориентироваться на порты. По их мнению, подобный шаг также может стать предпосылкой к частичной отмене госрегулирования железнодорожных тарифов, в которой заинтересована компания.

ОАО «Российские железные дороги» (единственный акционер которого – государство) является крупнейшей транспортной компанией страны, на долю которой приходится порядка 40 % совокупного грузооборота и перевозок пассажиров. Доход от грузовых перевозок в 2004 году составил около 530 миллиардов рублей (на 13 % больше, чем в 2003 году), чистая прибыль – 8,8 миллиарда. Однако, по словам президента компании, в 2005 году динамика доходов изменилась в худшую сторону: доход за первое полугодие составил менее 47 % от годового плана. Например, снизили погрузки Куйбышевская, Юго-Восточная, Западно-Сибирская и Южно-Уральская железные дороги.

Стремление РЖД повысить тарифы на транспортировку грузов связано с ростом издержек и уменьшением дохода от перевозок. По словам специалистов, тариф на перевозки индексируется в зависимости от запланированного уровня инфляции, поэтому первоначально повышение стоимости в 2005 году должно было составить 8,5 %, однако уже в 2004 году рост издержек составил 26 %. Президент РЖД Владимир Якунин, выступая на селекторном совещании, сказал, что нынешнее положение компании отнюдь не оптимистично: «Наша рентабельность минимальна, износ основных средств близок к критическому, рыночные позиции компании имеют тенденцию к ухудшению – мы теряем рынки высокодоходных грузов». Кроме того, по его словам, рост тарифов на электроэнергию составил в разных регионах от 10 до 15 %, поэтому компания за первое полугодие недополучила запланированных 10,5 миллиарда рублей. В результате было принято решение обратиться в Федеральную службу по тарифам с просьбой проиндексировать тарифы на грузоперевозки еще на 4 %, что позволит получить порядка 9 миллиардов рублей дополнительных доходов.

Эксперты полагают, что при сохранении нынешних пропорций тарифных составляющих (вагонная, инфраструктурная и диспетчерская) и при росте частного вагонного парка повышение тарифов даст краткосрочный эффект, однако приведет к увеличению подвижного состава у частных операторов. Кроме того, источники в РЖД говорят, что в компании явно ухудшается структура сообщений и грузов: экспортно-импортные перевозки переориентируются с погранпереходов на порты, в результате чего потери компании могут составить порядка 17 миллиардов рублей. Повышение тарифов, по мнению наблюдателей, может усугубить эту ситуацию, так как экспортно-импортные грузы наиболее чувствительны к росту стоимости перевозок.

РЖД как естественная монополия не может устанавливать тарифы самостоятельно, в отличие от частных перевозчиков, поэтому в нынешней доиндексации специалисты видят желание компании изменить эту ситуацию. Однако, по их словам, РЖД может получить контроль над тарифами не раньше, чем через два года с помощью системы дочерних предприятий, создание которых является частью второго этапа реформы РЖД.

Как заявили в пресс-службе ЮУЖД, комментарии о повышении тарифов на Южно-Уральской железной дороге будут сделаны после проведения индексации.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter