По американским меркам Евгений Сайкин – это типичный self-made man, то есть «человек, который сделал себя сам». В отличие от большинства представителей челябинской бизнес-элиты, сумевших сколотить приличное состояние и выбиться в люди на волне приватизационного бума или сделавших карьеру на обломках советской системы, Сайкина нельзя причислить ни к одной из этих категорий «счастливчиков». Скорее наоборот, он один из немногих в Челябинске, кого можно смело отнести к новому поколению бизнесменов, зарождающемуся в России. Начав карьеру с организатора молодежных вечеринок в одном из челябинских клубов, Евгений Сайкин за пять лет смог создать компанию, которая стала крупнейшим игроком на российском издательском рынке.
Коллеги по бизнесу и друзья отмечают в нем фантастическую деловую хватку, широту души и удаль, граничащую даже с некоторым авантюризмом. Он легко генерирует идеи, увлекается новыми проектами, идет на риск и не жалеет о потерях, стремясь в любой неудаче находить позитив. Его привлекает все новое и нагоняет скуку стабильность.
Свое отношение к бизнесу он формулирует так: «Нужно всегда стремиться к глобальности, иначе тебя поглотят конкуренты». Поэтому сегодня Сайкин не сомневается в перспективности российского рынка журнального глянца и готовится к экспансии на московский и питерский рынки.
– Женя, ты родом из Челябинска?
– Родился я действительно в Челябинске. До поступления в школу жил здесь. Потом, когда отца перевели в Златоуст, мы переехали туда. Он у меня связист. Сейчас, кстати, работает начальником цеха УКВ/FM на радиотелевизионном передающем центре. В то время в Златоусте как раз построили новую станцию, но не было специалистов, которые могли бы это оборудование наладить. Там я пошел в первый класс, там же и закончил школу.
– Если не ошибаюсь, мы с тобой коллеги?
– (Улыбается.) Если ты тоже заканчивала журфак ЧелГУ, тогда да…
– С журналистикой отношения не сложились?
– Почему же. В свое время я активно занимался развитием юнкоровской прессы, потом работал в газете и на радио. Так что за свою молодость я получил достаточно большой журналистский опыт. Сейчас в основном занимаюсь менеджментом. Но, так или иначе, связан со средствами массовой информации…
– Расскажи, как ты попал в журналистскую тусовку?
– В свое время существовала такая Ассоциация клубов начинающих журналистов. Это движение объединяло фанатиков по всей стране в возрасте от 13 до 20 лет, связанных с молодежными средствами массовой информации. У кого-то это были газеты, у кого-то телевизионные проекты. Я тогда являлся редактором газеты «Напрямик», которая выходила довольно большим тиражом в качестве приложения к «Златоустовскому рабочему». В Челябинске в это же время издавалась газета «Баста», в Екатеринбурге – «Окно», в Иркутске – «Мост». Однажды я побывал на одном из молодежных журналистских фестивалей и после него получил приглашение: «Ребята, мы узнали, что у вас там такая тема, а у нас тут «движуха», давайте к нам». Так мы начали активно ездить по всей России – Москва, Харьков, Екатеринбург, Казань, Набережные Челны. Такая вот бурная на поездки молодость. Основали службу информации, которая называлась «Молодежная информационная сеть «Ювента». На журналистских тусовках собирали новости, формировали из них пакет – получалось своеобразное подобие информационного агентства. Его у нас даже покупали «Новая ежедневная газета», «Комсомольская правда», «Пионерская правда». Но это был бизнес не ради денег. И вообще, это сложно было назвать бизнесом. Тогда ведь пресса еще финансировалось государством. Сейчас я предпочитаю не обращаться к власти за финансированием.
– Это правда, что в свое время ты работал заведующим буфета в молодежном рок-клубе «Минотавр»?
– (Смеется.) Не совсем так. Рок-клуб «Минотавр» располагался в третьем гуманитарном корпусе ЧелГУ, где я и учился. Прямо за углом находился пивной ларек. Народ приходил по пятницам на рок-концерты, забегал по соседству за пивом. Было очень удобно. Но в один прекрасный день ларек возле университета снесли, видимо из воспитательных целей. Начальство прознало, что студенты очень часто посещают его в учебное время. Тем не менее, посетители клуба были очень недовольны. Тогда мы с моим однокурсником Сергеем Обуховым решили организовать небольшое дело – привозили пиво перед концертами и продавали его посетителям. Кстати, администрация клуба пользовалась буфетом абсолютно бесплатно, все остальные покупали с небольшой наценкой. Но потом бизнес пришлось закрыть. Оказалось, что в то время Челябинский пивзавод не отпускал пиво, если ты не привозил им столько же пустых бутылок, да еще и в пластиковом ящике. Проблема заключалась в том, что взять их в принципе было негде: в свободной продаже их не наблюдалось, а в пунктах приема стеклотары ящики тоже никто продавать не хотел. Вот мы и занимались тем, что пытались их любыми способами достать. Правда, продолжалось это недолго. В один прекрасный день наш бизнес окончательно потерпел крах. Закупив пиво накануне концерта в пятницу, мы оставили его у Ромы Грибанова на балконе, который жил неподалеку. А ночью ударил мороз. Придя утром за ценным товаром, мы обнаружили, что все пиво замерзло, а половина бутылок потрескалась. В общем, на этом эпопея с пивом закончилась.
– В студенческие годы приходилось подрабатывать?
– Я работал все время, сколько себя помню. На первом курсе это был отдел информации «Челябинского рабочего», куда меня приняли внештатным корреспондентом. Параллельно устроился в компанию «Медиком». Тогда эта фирма только открылась и занималась продажей крупной оргтехники. Я устроился туда торговым агентом. Участвовал в проведении рекламных акций. Вместе с приятелями мы расклеивали по городу рекламные листовки.
Кстати в это же время я пришел на радио «Z». Этим проектом тогда занимался Олег Хлебников. Помню, как я удивился, когда впервые увидел, как работает отдел информации. Тогда это делалось так: брались свежие газеты, вырезались новости, наклеивались клейким карандашом на бумагу и получался выпуск отдела информации. Правда, это продолжалось недолго. Очень скоро началось развитие, появились информационные агентства, компьютеры. Но нам приходилось работать в спартанских условиях. Вообще, я считаю, что мне очень повезло, потому что я застал такой российский «золотой век радио». Сегодня уже нет такого фанатизма, как раньше. Это был 93-94 год. Музыкальное радио только зарождалось, его все слушали, ведущие были «звездами», на радио работать было очень интересно, хоть это и не приносило больших денег.
Это было какое-то особое сообщество. Сегодня его суть можно сформулировать примерно так: «радио для тех, кто ненавидит радио». Единственной русской группой, чьи песни появлялись в эфире на радио «Z» тех времен, был какой-нибудь «Николай Коперник». Там не было «Beatles» и других слащавых вещей. У нас играл «Rolling stones». А в соседней комнате сидел Олег Хлебников. Он уже тогда составлял плэй-листы, хотя вся музыка была на катушках. Помню, сидят звукорежиссеры: «Что у нас там следующее?» Катушку достанут, отмотают, послушают. Вот такое было радио. На зато это был суперпродукт! Ведь в то время на рынке кроме радио «Z» существовала только попсовая «Интерволна». Наше вещание было как глоток свежего воздуха. Но потом тогдашние владельцы посчитали, что это неправильный формат, и вся команда ушла со станции. Олег уехал в Екатеринбург, часть команды, в том числе и я, перешла на «Студию 1». Там как раз формировалась первая и самая сильная команда: это был Паша Картаев, Ваха Махарадзе, Наталья Фадеева, Сергей Белов, Юля Кузнецова и я.
– Твое имя связано еще с одним радийным проектом – «Европа+»…
– Я пришел туда после кризиса 98-го года. Тогда у радиостанции была масса проблем, долгов, впрочем, как и у всех. С одной стороны, был огромный запал, хотелось сделать как можно больше нового и интересного. С другой – ощущалась жесткая нехватка ресурсов, возникала масса сложностей. Мы тогда для себя определили такую концепцию развития: попытались повлиять на продажи за счет улучшения качества программного продукта. Хотя я прекрасно понимал, что существует московский продукт, и наша задача – его просто не портить. Можно сказать, что эта стратегия сработала. И «Европа+» достаточно быстро после кризиса встала на коммерческие рельсы. А с точки зрения рейтингов, эта радиостанция никогда не теряла своих лидирующих позиций. Проблема была лишь в том, что отсутствовал рекламодатель как таковой, у которого в тот время попросту не было денег.
– Есть такая категория бизнесменов, которые обладают поразительной способностью притягивать к себе деньги. Тебя в этом плане можно назвать везучим человеком?
– Людей, которые притягивают к себе деньги, я бы назвал фартовыми. Они могут ничего не делать или делать совсем не то, что нужно. Но в результате все оборачивается таким образом, что заветный чемоданчик с деньгами обязательно их находит. Я себя к таким людям не отношу. Не могу сказать, что мне не везет по жизни. Но в большей степени, все, что мне достается, зарабатывается руками и головой. Помню, как однажды мы размышляли с моим другом о том, как хорошо было бы сидеть, курить бамбук и ничего не делать. Он тогда посмотрел на меня и сказал: «Нет, ты никогда курить бамбук не будешь. Посидишь, покуришь и обязательно куда-нибудь побежишь – что-то организовывать, создавать». Думаю, что так или иначе он был прав…
– Тебя смело можно отнести к новому поколению бизнесменов. На приватизацию ты не успел, начинать делать карьеру, к примеру, где-нибудь в системе советской торговли тоже было уже поздно. С другой стороны, перед тобой была масса возможностей. Почему был выбран именно издательский бизнес?
– Не знаю, наверное, кто-то высший все же рулит нами, взял и подтолкнул.(Смеется.) А если говорить серьезно… Есть такой человек – Андрей Бондарюк, который в свое время был главным редактором журнала «Тип-топ», одним из учредителей которого была радиостанция «Европа +». Помимо этого, он являлся еще и промоутером клуба «Три поросенка». Мы познакомились и начали работать вместе. Собственно, тогда и появился «Paramon Promotion». Мы с Андреем занимались тем, что организовывали различные вечеринки в челябинских клубах. Когда они начали пользоваться большой популярностью, то было решено придумать нашему тандему бренд. Аналогия была примерно следующая: есть «Paramount Pictures», а у нас – «Paramon Promotion». Причем слово «Paramon» тогда писалось латинскими буквами, а «Promotion» кириллицей. Сегодня идея выглядит несколько бредовой.
Вместе мы реализовывали интересные проекты. К примеру, на День Святого Валентина договаривались с мебельным магазином, брали у них большую двуспальную кровать, во время вечеринки в клубе «Три поросенка» ставили ее на сцену. В результате, получала ее та пара, которая на этой кровати до большего дойдет. Не могу сказать, что это были клубные мероприятия в современном понимании. Скорее, массовые, веселые вечеринки для народа. Нам это было интересно, к тому же приносило определенные деньги.
В 2000 году журнал «Тип-топ» стал постепенно умирать. В то время как раз начался бум «путеводителей по развлечениям в Москве», были попытки создавать такие проекты в Челябинске. Так получилось, что мы начали выпускать «Выбирай» практически одновременно с другим челябинским проектом, который издавал владелец компании «Мир шоу» Илья Белов. Это было черно-белое издание небольшого объема. А буквально через две недели вышел в свет дебютный выпуск «Выбирай» – полноцветный журнал солидным для того времени тиражом в пять тысяч экземпляров. Это было абсолютно разное качество продукта. И спустя три номера наши конкуренты перестали выходить.
– Откуда была позаимствована идея «Выбирай»?
– На самом деле, «Выбирай» – это уникальный продукт, он ничего не копирует. Сама по себе концепция путеводителей, гидов по развлечениям стара как мир. К примеру, недавно мне принесли копии одного издания 1893 года из архива в Иркутске. Так вот, целый раздел в этой газете был посвящен расписанию торжественных мероприятий накануне каких-то праздников. И думаю, это далеко не первая попытка создавать нечто подобное. В этом отношении «Выбирай» нельзя назвать новым. Но с точки зрения доработки концепции издания под нестоличный город, он уникален. Сегодня мы имеем уже отработанные технологии создания такого продукта. Это позволяет нам издавать его в двадцати городах, и практически везде он успешен. Что касается московской «Афиши», то, во-первых, она более крупная по формату, во-вторых, ее нужно покупать. Плюс ко всему, это издание рассчитано не на любую аудиторию. Когда я слышу, как кто-то начинает говорить: «Выбирай? Да разве это журнал?», то всегда отвечаю: «Ради бога, называйте его как хотите. Мы считаем его журналом-справочником». Существует даже специальный тест для справочников. За определенное количество секунд ты должен найти в энциклопедии нужную информацию, иначе это плохая энциклопедия. Так вот, «Выбирай» этим требованиям отвечает. Плюс ко всему, он содержит обзорные экспертные материалы, которые никем не оплачены и отражают мнение редакции, и имеет хорошую периодичность – выходит два раза в неделю.
Кстати, издательский дом «Афиша industries», о котором я уже упоминал, – это наши хорошие партнеры. Мы занимаемся дистрибуцией их продуктов – к примеру, путеводителя «Афиша Мир». Кроме того, сейчас в ряде российских городов мы запустил совместный проект «Большой город». Те, кто бывает в Москве, очень хорошо знают этот проект. Он отличается от известной «Афиши» в первую очередь качеством журналистики. Здесь печатаются достаточно известные авторы, публикуются интересные материалы. Это такой интеллектуальный продукт. Кстати, в сентябре он появится в Челябинске.
– Когда вы впервые рискнули шагнуть в регионы?
– В 2002 году мы вышли на рынок Екатеринбурга. Тогда наша экспансия была воспринята свердловчанами достаточно агрессивно. Еще бы! Какая-то провинциальная компания рискнула прийти со своим продуктом в уральскую столицу. Там уже тогда издавалось 50 журналов, три из них имели формат, напоминающий «Выбирай». Сейчас из екатеринбургских изданий-путеводителей на местном рынке выходит только одно.
– Как вам удалось задавить конкурентов?
– На самом деле, пирог под названием «рекламный рынок» большой и его хватит на всех. У нас никогда не было и нет цели кого-либо задавить. А почему все получается? Прежде всего, есть четкое понимание того, какой продукт мы делаем, как мы его развиваем, существуют прописанные бизнес-процессы и отработанные технологии start-up’ов, есть профессионалы, которые этим занимаются в регионах. Сегодня этот процесс в компании поставлен на высоком уровне. Поэтому, когда я слышу о том, что какая-то команда из пяти человек запускает в Челябинске проект и заявляет о том, что сделает «такой журнал, как «Выбирай», только лучше», я просто пожимаю плечами. Да, и мы начинали командой в 10 человек. Правда, это было в 2000 году и на челябинском рынке выходил всего один журнал, тогда никто не знал, как это делается. Сегодня выйти на рынок с таким продуктом уже достаточно сложно.
– Какое-то время «Paramon» продавал франшизу на бренд «Выбирай» в регионах. Почему решено было отказаться от франчайзинговой схемы?
– Был определенный этап, когда мы активно начали продвигать свою сеть за счет франшизы. Перед нами была задача показать ее в Москве, познакомить с ней федерального рекламодателя. В последнее время мы открываем представительства в городах самостоятельно.
– Продавать франшизу не столь эффективно?
– Франшиза – это способ резкого количественного увеличения сети. А также путь развития бизнеса на этапе, когда ты уже не можешь эффективно управлять большим числом разрозненных филиалов. У нас есть возможность осуществлять управление сетью своими силами. Поэтому мы для себя выбрали такую стратегию – на хороших рынках работать самостоятельно, а не через партнеров.
– Все хорошие рынки уже заняты?
– Сейчас у нас задействовано уже 20 городов, из которых 17 – это российские регионы и 3 – Казахстан – Астана, Алма-Ата, Караганда. Кстати, в Казахстане на сегодняшний день наша сеть – единственная. Там есть ряд локальных изданий, небольших местных журнальчиков. Но другие сетевые фирменные продукты, такие, как «Выбирай», там не представлены.
В сентябре мы планируем запустить наш проект в Ростове-на-Дону и Самаре. После этого будем более внимательно присматриваться к Питеру и Москве.
При этом уже сегодня «Выбирай» – это не единственный наш сетевой продукт. У нас есть журнал «Интерьер», который уже сейчас выходит в семи городах и в ближайшее время расширит свое присутствие. Кроме того, мы готовим к выходу на рынок еще несколько новых продуктов, которые также будут сетевыми.
– В отличие от «Выбирай», «Покупай лучшее» – чисто локальный проект?
– Да, это так. Сегодня мы определяем формат этого издания следующим образом – «обзор и экспертные оценки потребительских рынков». Издание такого плана предполагает наличие высокого уровня аналитики. Копировать такой продукт легко в других городах не получится. Необходимо формировать команду из умного думающего редактора, журналистов, которые хорошо ориентируются в рынках. Поэтому «Покупай лучшее», скорее всего, так и останется чисто локальным продуктом.
– Но этот проект коммерчески успешен?
– Конечно. Мы никогда не занимаемся неуспешными коммерческими проектами, или успешными, но неперспективными идеями. Стараемся подходить к бизнесу достаточно хладнокровно. Любой проект должен зарабатывать деньги. Если этого не происходит, то одно из трех: либо ты не можешь на нем заработать, либо рынок к этому не готов, либо сам проект недостаточно хорош. В этом плане все наши продукты, безусловно, прибыльны. Кстати, по причине нерентабельности нам уже пришлось отказаться от идеи реализации проекта «HITech» в Челябинске.
– Как ты оцениваешь современное состояние рынка журнального глянца?
– Существует два глобальных игрока, которые работают в этом сегменте на федеральном уровне – это издательская группа «Paramon», представленная на рынке такими изданиями, как «Выбирай» и «Интерьер», и издательский дом «Абак-пресс», продвигающий бренд «Я покупаю» и «Деловой квартал». Кроме того, на каждом региональном рынке есть ряд локальных игроков. Такие проекты, как правило, рождаются с нуля и иногда оказываются довольно успешны.
Челябинский журнальный рынок достаточно большой, и он постоянно растет. В 2005 году его объем составил 148 406 568 рублей. При этом в Челябинске выпускалось 23 журнала. Понятно, что большинство этих изданий в плане эффективности зарабатывания рекламных денег маргинальны. Их присутствие незаметно. Хотя существуют достаточно интересные проекты. Взять хотя бы журнал «Миссия» – формат не новый, но достаточно качественно реализованный. Хотя я в такие проекты, как локальные, не верю с точки зрения глобальной перспективы.
– Сегодня ты бы рискнул запускать новый глянцевый проект?
– Я уже говорил, что рекламный пирог достаточно большой. Тем более, что рынок постоянно растет. Другой вопрос, если бы я не был профессионалом, не имел большого опыта, мощного ресурса в виде компании, которая хорошо известна на рынке, отработанных технологий, я бы никогда не стал этого делать. В нашей ситуации это оправдано. И мы будем реализовывать новые проекты.
Тут мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие проекты интересны мне как бизнесмену и нашей компании в целом. Я всегда считал, что надо заниматься только теми проектами, которые приносят деньги или будут приносить их в перспективе, а также проектами, у которых в принципе есть перспектива. Ведь очень часто люди занимаются делом, которое никуда вырасти не может.
По этой причине в этом году мы приняли решение отказаться от проведения конкурса «Мисс Челябинск» и полностью передать его нашим партнерам из агентства «Моделс». Это хороший конкурс, красивое зрелище, но он не способен развиваться и так и останется навсегда – «Мисс Челябинск». Мне с этой точки зрения не интересно сейчас заниматься проектами, которые никуда не вырастут. Точно также как любому из нас не интересно общаться с человеком, который с годами не развивается. Это все равно, что ты встречаешь случайно на улице своего школьного товарища, которого не видел 10-15 лет и понимаешь, что он нисколько не изменился. Тебе не о чем с ним разговаривать. То же самое можно сказать о бизнесе. Я не могу заниматься рутиной, которая может и будет приносить деньги, но навсегда рутиной и останется. Продуктовый магазин возле дома – это не моя тема. Хотя это нормальный стабильный бизнес. Более того, я знаю массу людей, которые говорят: «Я не хочу никуда двигаться, что-то развивать. Меня все устраивает. Мое дело приносит мне стабильный доход и этого достаточно». Но мне не интересно развитие только лишь ради денег.
– С этой точки зрения у другого вашего проекта – фестиваля БГВ – есть будущее?
– Конечно. И этим он интересен. Мы начинали этот проект пять лет назад. В то время вообще никаких фестивалей на местных горнолыжных курортах не проводилось. Это было обычное местечковое мероприятие, отсутствовал нормальный свет, звук, сцена, импровизированные конкурсы и огромное количество рекламы. Причем, все участники тогда остались довольны. Но если сравнить его с пятым фестивалем БГВ, который состоялся в этом году, то очевидно, что это совсем другой уровень. По итогам проведения пятых «Больших гонок», он был признан лучшим мероприятием сезона в России! За пять лет фестиваль БГВ из «тусовки для своих» вырос до самого масштабного open-air страны. В прошлом году БГВ была присвоена одна звезда по международной рейтинговой системе TTR &WSF. Сегодня отчеты по фестивалю-2006 уже отправлены в европейский офис TTR на рассмотрение. По всем прогнозам, к 2007 году БГВ будет иметь три звезды. А это уже рейтинг международных контестов. И конечно, он подразумевает некоторые изменения в плане уровня организации «Больших гонок», для того чтобы к нам на соревнования могли смело приехать «буржуйские райдеры». Так или иначе, мы видим что сегодня БГВ – это уже сам по себе достаточно мощный бренд. Поэтому этот проект нам интересен и мы им занимаемся. К тому же, если мы продвигаем журнал «Выбирай» на федеральном уровне, то и мероприятие должно быть федерального масштаба. И ему есть куда расти.
– Рекламная группа «Paramon» – это ведь не только крупный игрок на издательском рынке. Какое место в структуре бизнеса занимают другие направления компании?
– Дело в том, что в издательском бизнесе мы являемся игроками федерального масштаба. Все остальные направления являются, по большому счету, локальными. Пожалуй, за исключением «Paramon Expo» – выставочного оператора, который застраивает выставки не только в Челябинске, но и других регионах России. К примеру, у нас есть заказы в Ростове-на-Дону. Кому-то нужны мобильные стенды, кому-то – большие, оригинальные конструкции. В зависимости от потребностей заказчика, мы производим выставочные конструкции и стенды различного уровня сложности. Поэтому к нам обращаются.
Кроме того, я считаю, что у нас одна из лучших продакшн-студий. Но это направление все же остается локальным. В этом сегменте мы не претендуем на безусловное лидерство. У нас есть постоянные клиенты, появляются новые. Помимо всего прочего, это позволяет нам решать широкий комплекс внутренних задач. Такие проекты, как «Выбирай» и БГВ, требуют огромного количества ресурсов в плане продакшна. Иногда до 30% заказов наших подразделений – это внутренние заказы.
– Существует мнение, что диверсификация бизнеса сегодня неэффективна, напротив, четкая специализация усиливает компанию. Тебе близок этот подход?
– Конечно. В первую очередь из-за человеческого ресурса. Ты ведь не можешь клонировать себя, своих топов, сделать так, чтобы они могли работать по 48 часов в сутки. Если бы дело обстояло именно так, мы могли бы диверсифицироваться, открывать новые направления и работать эффективно. Но объективно у каждого и нас есть определенные ограничения. Поэтому я считаю, что нужно заниматься тем, что у тебя получается лучше всего, в чем ты лидер, обладаешь явными преимуществами по уровню опыта, знания бизнес-процессов. Если у нас классно получается издавать журнал, значит, мы должны сосредоточиться именно на этом. Издательская группа «Paramon» – это основное хэдлайнерское направление компании. В то же время, я прекрасно понимаю, что это естественный процесс – движения от простого к сложному, и наоборот – от сложного обратно к простому. Когда появился проект «Выбирай», у нас были большие амбиции по поводу освоения новых сегментов. Мы создали свое рекламное агентство, продакшн-студию, онлайн-компанию, выставочное подразделение. Все эти направления сегодня эффективно работают, чему я очень рад. Но они остаются локальными и развиваться в регионах не будут. В отличие от издательского бизнеса.
– Года три назад вы сделали попытку выйти в Интернет. Как многие считают, не совсем удачную. Как ты сам оцениваешь проект Aloepole.ru?
– Как вполне положительный опыт. Безусловно, по сравнению с таким ресурсом, как 74.ru, он имеет довольно низкую посещаемость – около 1000 уникальных посетителей в день. Зато это четкая, вполне конкретная аудитория. На сегодняшний день для нас Aloepole.ru – это некий полигон, на котором мы тестируем какие-то интересные идеи. Взяли идею, поэкспериментировали, сделали выводы, записали. Не скрою, у нас есть определенные планы на развитие бизнеса в Интернете. Более того, не исключено, что это будет не локальный, а федеральный портал. И у нас для этого имеются необходимее ресурсы. Мы ведь прекрасно понимаем, что именно за Интернетом будет достаточно большой кусок рекламного пирога. Поэтому как бизнесмены, смотрящие на перспективу, мы, конечно, задумываемся и о выходе в глобальную сеть. При этом, мы прекрасно понимаем, что, начав делать это намного позже других на рынке, нам следует поэкспериментировать, прежде чем делать серьезные вложения в данную сферу. Поэтому Aloepole.ru – это некий эксперимент, который при этом состоялся как удачный проект, учитывая динамику роста посещаемости этого ресурса.
У меня есть главный принцип: чтобы вкладывать инвестиции во что-либо, нужно прекрасно понимать, что ты в этой области являешься экспертом. Если я понимаю, то уровень моей оценки в той или иной сфере приближается к экспертному, значит можно доставать деньги и инвестировать. В противном случае, предпочитаю не рисковать.
– Какое-то время назад ходил упорный слух о том, что «Выбирай» Евгению Сайкину не принадлежит… Какая роль у тебя в компании сегодня?
– Региональная издательская сеть «Выбирай» принадлежит группе компаний «Paramon», которая в свою очередь имеет несколько учредителей. Я явлюсь генеральным директором группы компаний «Paramon» и совладельцем компании, в которой мне принадлежит самая крупная доля – почти 34%.
Что касается той роли, которую я выполняю в компании сегодня, то могу сказать, что сегодня я в меньшей степени занимаюсь отслеживанием оперативной ситуации, которая складывается в наших дочерних компаниях. Поскольку сегодня мы активно занялись продвижением издательского направления на федеральном уровне, то большую часть моего времени занимают вопросы, связанные с развитием в регионах, продвижением компании и ее продуктов в профессиональном сообществе в Москве, Питере и других городах. Челябинск все больше становится одним из сетевых городов. И тому есть подтверждение. Сегодня по количеству охваченных рынков мы являемся самой крупной региональной сетью в России. Кроме того, три года подряд мы получаем премию национальной тиражной службы и Союза журналистов России «Тираж – рекорд года». Я не просто считаю нас федеральным игроком. Мы являемся еще и одними из лидеров на рынке. Пока наш бренд не представлен а Москве и Питере. Но уже официально объявлено о наших планах – осенью 2007 года «Paramon» заходит на питерский рынок.
– Не слишком амбициозно?
– Отнюдь. Я считаю, что на рынке места хватит всем. Главное, грамотно растолкать локтями соседей. Иногда это может занять достаточно длительное время, потребовать много нервов и денег. Но игра стоит свеч. Если говорить про питерский рынок, то не думаю, что там мы столкнемся с какими-то серьезными сложностями. Дело в том, что все крупные рекламные агентства, которые занимаются размещением федеральных рекламодателей в региональной полноцветной печати, являются нашими хорошими и давними партнерами. Через нашу сеть проходит достаточно большой объем федеральной рекламы. К примеру, за первый квартал этого года федеральных денег в нашу сеть поступило больше, чем за весь 2005 год. Тенденция к росту есть. К тому же, у нас есть отлаженная технология, сильная команда.
Сегодня только в Челябинске в структуре компании работает 100 человек. У каждого направления есть свой руководитель. Знаешь, есть такой показатель оценки стабильности бизнеса. Существуют компании, которые держатся только на одном человеке. Убери его – и бизнеса не станет. Я рад, что сегодня мы довели управленческие процессы до такого уровня, что если завтра я перестану заниматься этим бизнесом, он будет продолжать работать дальше.
– То есть с делегированием полномочий у тебя все нормально?
– На данном этапе, да. Но мы ведь многому учимся. Причем, учимся у правильных людей в нужных местах. Может быть, поэтому многие кризисные ситуации, типичные для большинства российских компаний, мы преодолеваем с легкостью за счет того, что пытаемся играть на опережение. Таких типичных ошибок существует довольно много. К примеру, происходит резкий рост компании, а она не готова к этому, потому что структура управления не реформирована и осталась прежней. Это значит, что компания попросту развалится. Может случиться наоборот: ты создал сложную структуру, а в реальности твой бизнес находится на пять ступеней развития ниже.
– А как ты относишься к бизнес-образованию?
– В MBA я лично не верю. В этом плане мне импонирует точка зрения многих известных американских бизнесменов, которые принципиально не принимают на работу выпускников MBA. Более того, есть же статистика, согласно которой ни одни из известных миллионеров MBA не заканчивал.
Мне кажется, что, получая такое образование, человек во многом лишается творческой составляющей. Знаешь, чем отличается хороший актер от плохого? У плохого актера мало шаблонов, а у хорошего – много. Так и здесь. В бизнесе должно присутствовать творчество. Столкнувшись с какой-то проблемой, менеджер не должен, судорожно вспоминать десять возможных решений, которые ему заложили, и выбирать то, которое является наиболее подходящим, но лишь из этих десяти. Если ты находишься в свободном полете, относишься к бизнесу как творчеству, твое решение может идти в разрез с многочисленными кейсами, более того, со временем оно само может войти в состав кейсов. Вот почему я всегда считал, что лучше быть человеком, который будет эти кейсы создавать.
Тем не менее, учиться я люблю. Высшее образование у меня одно – филологическое. Кроме этого, пройдено неимоверное количество всевозможных курсов и семинаров. Одна из наиболее уважаемых мной компаний – институт тренинга «ARB Pro» в Санкт-Петербурге. Кстати, пять лет назад, впервые побывав там на семинаре Сергея Макшанова, я услышал любопытную точку зрения, которая повлияла на мое отношение к бизнесу. Это от него я впервые услышал: ты можешь вообще не заниматься бизнесом, а если ты им занимаешься, то должен всегда стремиться к глобальности. Иначе это сделают другие. Поэтому я предпочитаю не ждать, пока меня поглотят сильнейшие, а стремлюсь сам стать глобальным игроком.
– Чем ты любишь заниматься кроме бизнеса?
– Для души и для тела у меня есть сноуборд. Я катаюсь уже восемь лет. Первые пять лет занимался горными лыжами, а последние три года катаюсь на сноуборде.
Кроме того, мы создали у себя профессиональную пейнтбольную команду и уже провели свой первый сезон: в прошлом году заняли третье место на всероссийском турнире Русской лиги. Это не просто игры в войнушку в лесу, а настоящий профессиональный спорт: электронное оборудование с огромной скорострельностью до 15 шаров в секунду, правильная экипировка, надувное поле, другие скорости, другие правила и т.д. Начинается сезон, у нас, как и положено, двухчасовые тренировки два раза в неделю: физика, тактика, стратегия. К примеру, ты можешь целых 15 минут просто отрабатывать какой-нибудь разворот. Такие детали очень важны в этом спорте. В новом сезоне в Русской лиге у нас стоит задача войти в десятку лучших команд России. Постараемся выполнить.
– А отпуск у тебя бывает?
– Конечно. Я довольно много путешествую. Стараюсь летом съездить куда-нибудь на море, чтобы просто поваляться на песке. Кроме этого, как минимум один раз в год обычно езжу куда-нибудь в Европу. Европейские страны мне нравятся больше, чем азиатские. Вот, например, Лондон – это мой город.