Очень интересно… особенно насчет использования визиток. узнал много нового, будем практиковаться : )
Гость
7 августа 2006, 14:23
Иногда просто не хватает корректных советов,адаптированных под наши российские условия ведения бизнеса. Замечательно,что будет продолжение.
Гость
7 августа 2006, 15:01
Интересно, сколько раз автор была на бизнес ланчах и была ли вообще...Я бы подавился от такого бизнес ланча, полного условностей и никому не нужных этичных жестов. Разумеется вести себя нужно прилично и по деловому..но не более. Атмосфера во многом зависит от встречающихся партнеров. Если вы встречаетесь с американцами она одна, с немцами - совсем другая...
Гость
7 августа 2006, 20:42
Уважаемый Dim (жаль, что скрываете свое настоящее имя), автор регулярно обедает с деловыми партнерами, причем, как в качестве гостя, так и в роли приглашающего. И в России, и в Европе. В хороших ресторанах. Кроме того, является сертифицированным Зальцбургскими туристическими школами (Австрия) экспертом по ресторанному сервису (извините за нескромность).
Что из изложенного выше Вы считаете «никому не нужными этичными жестами»? Что пригласивший должен прийти первым? Или, что в зале ресторана не принято разговаривать по мобильному?..Так это проявление элементарного уважения к партнеру и общепринято во всем цивилизованном мире.
Потом же соглашаетесь, что «вести себя нужно прилично и по-деловому». Но разве не об этом шла речь? В материале лишь изложены конкретные рекомендации, соответствующие современным правилам делового этикета. Не более. Ничего сложного и невыполнимого. Не считаете нужным – не придерживайтесь. Сколько людей, столько и мнений.
Гость
7 августа 2006, 20:46
(окончание)
Что касается обеда с зарубежными партнерами. Вы правы, существуют некоторые отличия, иногда весьма существенные, при общении с иностранцами. Это называется «национальные особенности поведения» : ) И это - совсем другая тема.
Кстати, в США самое большое количество школ протокола и этикета для бизнесменов и политиков, где на тренингах большое внимание уделяется правилам поведения за обеденным столом во время деловых обедов и на банкетах.
Гость
8 августа 2006, 12:00
Анжела, Вы, как всегда, молодец! Успехов!
Гость
8 августа 2006, 12:34
Супер! Хочется продолжения!
Гость
8 августа 2006, 19:42
Анжела, скажите, пожалуйста, а где можно приобрести вашу энциклопедию?
Гость
9 августа 2006, 15:22
Анжела, как Вас можно найти, есть потребность в частных уроках
Гость
9 августа 2006, 15:51
Очень интересный материал. Хотелось бы, чтобы автор вела постоянно эту рубрику. Интересуют темы:
- о корпоративных вечеринках: обязательно ли их посещать, уместно ли уйти раньше других;
- о подарках коллегам и начальнику;
- о том, где в Челябинске можно купить хорошую (и не запредельно дорогую) деловую классическую одежду.
Гость
9 августа 2006, 21:08
ОТВЕТЫ.Екатерине: книга была издана в 2000 г., и переиздавалась в 2001, 2003 гг., думаю, в продаже ее давно нет. Но я готова ответить на любые Ваши вопросы из области делового этикета и протокола, а также ресторанного сервиса на сайте 74.ru (chel.ru) Присылайте вопросы !
Светлане: я не даю частные уроки. Но Вы можете обратиться ко мне на международный факультет Челябинского гуманитарного института. Всем, чем могу – помогу.
Ольге: в ближайшие время обязательно напишу материал на интересующие Вас темы.
Гость
10 августа 2006, 11:42
Спасибо автору. Для Челябинска очень актуальная тема. Особенно насчет мобильника и опозданий. Я бы еще добавил курение за столом, если второй участник встречи не курит. Как минимум спросить разрешения, а как максимум вообще воздержаться. Надо уважать визави.
Гость
10 августа 2006, 15:27
И мое огромное спасибо автору! В качестве продолжения темы хотелось бы прочитать материал об этике в трудовом коллективе.С недавних пор я работаю на одном крупном предприятии со славными трудовыми традициями. Но, видимо, не с культурными. Каждое утро повторяется одна и та же картина: иду в свой офис мимо мужиков-соседей с нижнего этажа, совершающих традиционный перекур. Хоть бы один поздоровался первым!!! Зато радостно отвечают на мое приветствие... Раньше нас учили, что мужчина при любых обстоятельствах здоровается с дамой первым. Исключения допускаются лишь в том случае, если ему лет под 90,тогда надо слабому полу проявить уважение к возрасту. Может, эта норма уже устарела? И еще вопрос: далеко не каждый начальник предлагает сесть, когда входишь к нему в кабинет. Стоять и ждать или, не дожидаясь любезности, молча усаживаться для разговора? Заранее благодарна. Пишите чаще, т.к. хамов от природы не много, многих просто не учили как себя вести - на вас вся надежда
Гость
10 августа 2006, 16:03
Постарайтесь сделать так, чтобы ваш гость сидел спиной к стене. Наукой доказано, что у человека повышается частота дыхания, сердцебиение и мозговое давление, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной постоянное движение. Напряжение еще больше возрастает, если за спиной оказывается входная дверь или окно.
Перед началом встречи уместно поинтересоваться, каким временем располагает ваш партнер.
Гость
10 августа 2006, 16:03
За границей, как правило, каждый платит за себя сам. Тем более женщины - если дама на Диком Западе соглашается, чтобы мужчина оплатил ее счет, это автоматически означает согласие и на более близкие отношения. Представители китайских фирм также расплачиваются чаще всего за себя сами - почти у всех есть корпоративные карты (пока еще не ставшие столь популярными в России). Среди наших деловых людей принято, чтобы тот, кто занимает более высокое положение, оплачивал счет партнера с более низким статусом. Если ваши позиции одинаковы, то счет оплачивает тот, от кого исходило предложение пообедать. Но случается, партнер хочет сохранить свою независимость и оплатить свой ланч сам. Здесь не надо настаивать на своей роли радушного хозяина. Ведь в бизнесе, даже если он замаскирован под чревоугодие, главное, даже безумства совершать осторожно.
Гость
10 августа 2006, 16:01
Анжела, спасибо эта рубрика действительно очень важна.
Согласен с Артуром насчёт курения.
А вот что хотелось добавить:
В Америке, кстати, в большей чести бизнес-завтраки. С утра за 45 минут можно быстренько решить все текущие вопросы и мчаться в офис. В России деловая жизнь достигает точки кипения значительно позже: в полдень наш человек активнее и раскованнее, чем в 8 часов утра. Да и времени на нужные разговоры бизнес-ланч отводит больше. В отличие же от ужина бизнес-ланч не так пафосен (ужин у русских может перерасти в попойку).
Обычно бизнес-ланч строится по одной из двух схем. Либо это деловые переговоры за едой, либо бизнес-ланч устраивается как перерыв во время переговоров, и тогда партнеры просто едят, отдыхают и ведут исключительно светскую беседу.
Еще один жест уважения - выбор места встречи поближе к месту работы вашего собеседника.
Гость
10 августа 2006, 21:20
Ирэн, Боже меня упаси учить взрослых серьезных людей «как себя вести»! : ) Просто, являясь практикующим специалистом в области международного делового этикета и протокола в течение 15 лет, владею информацией и имею определенный опыт, которыми и хочу поделиться. Что касается Ваших вопросов. К сожалению (или к счастью?), в официальной обстановке понятий «мужчина» и «женщина» не существует. Учитывается в первую очередь статус сотрудника – это классическое протокольное правило. Поэтому, при встрече со знакомыми в официальной обстановке первым здороваться положено тому, у кого менее высокая должность, вне зависимости, мужчина это или женщина. А если должности сопоставимы, первым предписывается поздороваться мужчине.
Садиться в кабинете руководителя полагается только после того, как он предложит. Если «пауза затянулась», попросим разрешения присесть и сделаем это только после того, как он согласится, хотя бы кивнет : ))
Артур и Дмитрий, спасибо за дополнения. Абсолютно согласна.
Гость
11 августа 2006, 12:26
Анжела Павловна, спасибо, что Вы есть! Я была Вашей студенткой в ЮУрГУ, жаль, что курс длился всего 1 семестр. Но то, что Вы дали нам за это время - неоценимая информация и опыт. Вы даже не представляете, сколько раз спасали меня эти знания и позволяли выйти из "скользких" ситуаций.
Но у меня есть два пробела (к сожалению, студенты иногда пропускают занятия:-)), поэтому хочется задать 2 конкретных вопроса:
1. Когда в ресторане человек заканчивает прием пищи и желает, чтобы официант забрал пустую тарелку - каким образом должны лежать вилка и нож по отношению друг к другу: параллельно или накрест?
2. Нормальным ли тоном считается, если я сажусь в служебный автомобиль не на переднее сиденье, а на заднее (переднее при этом остается пустым). Может, есть какие-то определенные слова, которыми можно объяснить ситуацию - водители не всегда воспринимают это адекватно.
Гость
11 августа 2006, 15:16
Инна, спасибо за добрые слова, я действительно насколько лет назад прочитала небольшой курс в ЮУрГУ.
Когда Вы закончили есть блюдо, и хотите, чтобы официант забрал тарелку, положите нож и вику параллельно друг другу, ручки должны «показывать» четыре часа.
Что касается второго вопроса. Я давала интервью на тему автомобильного этикета в 2004г. на сайте autochel.ru, наверно, Вы сможете найти его в архиве. Места на заднем сидении автомобиля по протоколу считаются самыми почетными (особенно то, что справа по ходу движения), их обычно занимают руководители в своих служебных машинах. Место рядом с водителем может занять помощник, секретарь или личный охранник. Так что делайте выводы ; )
Гость
11 августа 2006, 15:22
Анжела замечательный и интересный человек, ее занятия по этикету В Гуманитарном институте были самыми любимыми, очень многому научилась, и стараюсь соблюдать правила этикета в повседневной жизни.Спасибо большое за статью, буду рада читать все ваши статьи.Век живи-век учись
Гость
11 августа 2006, 17:36
Анжела, спасибо за ответ. Дело в том, что мне в настоящий момент сложно сформулировать интересующие меня вопросы. Скорее хотелось бы систематизировать имеющиеся знания и восполнить пробелы о которых я, возможно, и не подозреваю. Поэтому мне бы хотелось прочесть какие-либо книги по деловому этикету. Могли бы Вы что-нибудь рекомендовать?
Гость
12 августа 2006, 13:21
Здравствуйте, Анжела. Очень понравилась ваша статья. С нетерпением жду следующих выпусков. Хотелось бы, чтобы ваша рубрика была ежедневной
Гость
12 августа 2006, 23:20
Екатерина, сейчас издается много хороших книг по деловому этикету, кроме того, дельные статьи на эту тему публикуют авторитетные деловые журналы и интернет -издания. Я Вам рекомендую читать все, что сможете найти и купить в книжных магазинах. Правда, иногда в некоторых источниках встречаются противоречия. В таком случае, пишите – разберемся :-D
Гость
14 августа 2006, 15:50
Здравтвуйте, Анжела. Интересная статья. Современному человеку необходимо постоянно повышать знания об этикете, чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Моей настольной книгой является "Деловой этикет" М.Митчелл, Дж. Корр. Какие учебники по протоколу и этикету Вы посоветуете? Источников данной информации много, надеюсь услышать конкретные рекомендации. Можно ли посетить Ваш курс не будучи студентом?
Гость
14 августа 2006, 18:46
Понты корявые всё это. Экономика - в... сами знаете где, а тут- "бизнес-ланч", тудым-сюдым.. Как в одном анекдоте: Водитель - двум дипломатам на заднем сиденье: "Ребята, это ничего, что я к вам спиной сижу?"
Гость
14 августа 2006, 20:33
Ольга, книга М.Митчелл – одна из лучших. Но, повторяю, каждый год выходят новые издания, и если тема Вам интересна, регулярно посещайте книжные магазины, в том числе, и в интернете. Например, рекомендую книгу Н.В.Каплинской «Деловой протокол».
Если Вы хорошо владеете английским, можете найти на британских и американских сайтах интересные и полезные статьи и тесты на эти темы (конечно, некоторые рекомендации требуют адаптации к российской действительности : ) )
На второй вопрос пока ответить не могу, надо подумать.
Гость
15 августа 2006, 09:29
Ну, люди, вы даете. Можно ли уйти с корпоративной вечеринки. Да будет вам известно не Вы - для корпоративной вечеринки, а вечеринка - для Вас.
Гость
15 августа 2006, 10:18
Анжела, можно ли с Вами пообщаться по этикету в социально-культурной сфере поподробнее. Меня очень интересует данная тематика.
С уважением, Раиса
Гость
18 августа 2006, 12:24
Что касается мобильного телефона в ресторане, то это очень важное замечание. Не раз приходилось наблюдать картину, когда при звонке мобильного твой собеседник просто вскакивает из-за стола и выходит из зала поговорить, даже не извинившись и не спросив разрешения. Что тут скажешь?! нам многому еще надо учиться. Наверное становление бизнеса в нашей стране в постперестроечную эпоху наложило такой сильный отпечаток на людей, что порой как бы неуклюже не выглядели действия твоего бизнеспартнера, продолжаем с ним работать, закрыв на многое глаза. Ведь очень часто финансы имеют более весомые аргументы, нежели воспитанность.
Гость
18 августа 2006, 12:23
По долгу службы мне часто приходится соповождать своего шефа в различных деловых поездках не только по России, но и за рубежом. Как же неловко я себя чувствую за его незнание и неумение вести себя при деловых обедах или переговорах. Элементарное незнание поведения за столом при совместном обеде, несоблюдение и неуважение национальных традиций ( а мы ездим не только в Европу, но и в азиатские страны), все это приводит к довольно натянутому сотрудничеству. и если таковое еще продолжается, то только потому что в сделках заложены большие деньги. Но как только проявится еще один "богатенький Буратино", я уверена, перевес будут в сторону того, кто знает и умеет себя вести во всех сферах делового общения.
Гость
18 августа 2006, 12:23
Очень печально в комментариях к такой важной теме читать высказывания о "корявых понтах" и т.п. Хотя надо отдить должное, что на 20 высказываний негативных только два. Тема поведения и культуры в деловой среди между бизнесменами очень актуальна. Для некоторых это может прописные истины, но есть большая группа наших успешных бизнесменов, которые этого не знают и попросту «забивают» на подобные вещи.Свое нежелание учиться этикету и деловому протоколу они объясняют тем, что большинство их партнеров тоже в свое время "вылезло из грязи в князи". Однако не все так ПроЗаично. Человек воспитанный и придерживающийся соответствующих случаю норм поведения сразу чувствует из какой среды вышел его собеседник и делает выводы отнюдь не в пользу последнего.
Гость
19 августа 2006, 15:40
Очень полезная тема...
p.s. Ранее регулярно слушал Анжелу Мирзоян по областному радио...
Гость
21 августа 2006, 08:56
Вернее сказать, конечно, здорово всё это знать и умело пользоваться. Но этикет складывается годами, если не веками. И даже если человек знает когда надо взять вилочку там, для омаров или чего ещё, но при этом выраженье лица у него ... - партнеры сразу догадаются, кто перед ними. Воспитания нет-с! А его сразу вот так не приобретешь, хоть сто раз послушать лекции уважаемой Анжелы.
Вилкой и ножом надо есть с детства, чтобы это стало привычкой. А то получится, как в фильме "Москва слезам не верит", помните эпизод, когда "дочка профессора" приходит в гости к своему "жениху"?
Гость
22 августа 2006, 12:43
Для 33: ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА...
Гость
22 августа 2006, 15:57
Всё равно не поможет. Проще надо быть.
Гость
1 сентября 2006, 11:41
По своей работе общаюсь с людьми различного статуса (от мелких чиновников , до владельцев крупных предприятий). В первую очередь человек приходит в заведение общественного питания для того чтобы поесть и обременять его какими-то рамками неприятно, да и не к чему. Как вы себя поведете , так и ваш собеседник будет относиться к вам. Еже ли вы будете соблюдать все правила приличия, человек находившийся с утра на рабочем месте к обеду просто утомляется и в обед ему просто хочется расслабиться, а тут вы тут всань там , сесть ,я понимаю что это не культурно,но иногда об этом просто забываешь. Так что проще надо быть и тогда люди потянуться.
Гость
13 мая 2007, 20:06
Анжела, как получить квалификацию эксперта по ресторанному бизнесу? Судя по одному из ответов, Вы учились в Зальцбургской туристической школе - как туда попасть? Буду признательна за ответ на электропочтовый адрес xuxa@inbox.ru.
Сейчас-2°C
переменная облачность, небольшой снег
ощущается как -7
0 м/c,
729мм 80%Деловой обед: бизнес или ланч?