Владимир Денисенко, генеральный директор фирмы «Юничел»: «В обуви у россиян выбор невелик – или наша, или китайская»
Каждая уважающая себя барышня, находящаяся даже в самых стесненных обстоятельствах, знает: экономить можно на всём, кроме обуви. Это аксиома, в приличном обществе не обсуждаемая. Впрочем, в качестве символов дамской состоятельности фигурируют еще духи и сумка, но без них всё же можно обойтись. А вот без обуви никак – и колется, и не принято. Поэтому барышне ничего не остается, как пойти в близлежащий магазин и выбрать на последние оставшиеся что– нибудь приличное, желательно с ярлычком made in Italy. Далее, как и полагается, следует карьерный рост, получение всевозможных признаний, встреча личного счастья и ... Надо отдать должное дамским талантам, но итальянская обувь здесь ни при чем. Потому что в России, по словам владельца обувной фабрики «Юничел» Владимира Денисенко, её практически нет.
Ах, обмануть меня не сложно...
– Владимир Степанович, чья же обувь тогда продается под итальянскими марками?
– Конечно, китайская. В России настоящей итальянской обуви не более 5% от всех объемов. Если на рынке с надписью made in Italy есть 30 миллионов пар, то действительно из Италии будет не более пяти миллионов, еще десять могут быть лицензионными: сделанными в Китае под контролем итальянских фирм. По качеству эта обувь собственно итальянской мало уступает, но она не менее дорогая и продается, как правило, в бутиках. Всё остальное, что есть на рынках и в большинстве магазинов, это подделка. Недавний пример – в «Горках» видел одну и ту же пару китайских мужских мокасин, которые продавались в трех разных местах, под разными брендами и стоили от трех до восьми тысяч рублей.
– А разве местные производители ради продаваемости своей продукции не используют итальянские названия?
– Используют. Но в России они шьют, как правило, 5– 10% от общего объема обуви, идущей под их маркой. Делается это для того, чтобы оформить документы и сертификаты. Остальное везется из Китая.
– Хорошо, но ведь есть еще и другие европейские производители – Финляндия, Чехия, Германия...
– В этих странах обувное производство сокращается – Китай своей дешевизной его просто задавил. Несмотря на введенные защитные пошлины Евросоюза, предприятия, работающие там, по цене неконкурентоспособны: европейский рабочий получает зарплату в тысячу евро, а китаец – в 100 – 150 долларов. Другое дело, что в Европе производители и потребители борются за то, чтобы вся китайская обувь, в том числе и лицензионная, имела соответствующие ярлычки. В Италии, например, за их отсутствие очень сурово наказывают. И, что еще очень важно, там жесткий санитарный контроль: предприниматель, привезший вредный для здоровья товар, может разориться раз и навсегда. А в Россию, напротив, везти очень выгодно.
– В связи с чем?
– Во-первых, у нас практически нет контроля – сертификаты с печатями покупаются прямо на рынке. Во-вторых, очень высока рентабельность этого бизнеса – около 80 – 100%. В Китае шить обувь исключительно дешево: предприниматель, создающий производство, первые пять лет не платит налоги вообще, если он вывозит товар, то дотируется правительством, получает льготы по НДС и прочее. К этому добавьте дешевизну комплектующих, потому что там экономят на всём, в том числе и на безопасности материалов – вредная химия присутствует и в подошве, и в клее. Европейцы этот вопрос стараются контролировать, а российских бизнесменов интересует только внешний вид обуви и прибыль.
Неслучайно ведь, что из 200 – 250 миллионов пар, привозимых в Россию из Китая, официально регистрируется сейчас только шестая часть – и то лишь благодаря огромным усилиям Союза кожевенников и обувщиков. Остальное завозится по серым схемам.
– А может ли сам потребитель как-нибудь отличить настоящую импортную обувь от подделки?
– Прежде всего, нужно смотреть на качество кожи: хорошая кожа не должна трескаться на сгибах и портиться от влаги. Поскольку именно кожа составляет львиную долю стоимости обуви, то пара настоящих итальянских туфель у себя на родине стоит в среднем 20 – 30 евро. А в России с учетом доставки, таможенных сборов, прибыли оптового звена и розничной наценки, доходящей до 100%, она будет стоить не меньше 80 – 150 евро.
– То есть две тысячи рублей итальянские туфли стоить не могут?
– Нет, не могут. Минимум – три тысячи. Верхнего же предела нет, потому что фирменная дизайнерская обувь, как правило, за бренд получает стопроцентную надбавку от себестоимости.
– Есть еще способы определения подделки?
– У хорошей обуви стелька и подкладка всегда делается из натуральной кожи, а не из картона или кожзаменителя, как это обычно бывает в китайских вещах.
Китайскую обувь можно отличить и по запаху клея, настолько он сильный и ядовитый. Даже был такой случай, когда во время экскурсии по китайскому предприятию сопровождавший меня человек просто потерял сознание. В такую обувь не зря кладутся силиконовые вкладыши, устраняющие запах.
Есть еще одна деталь – обработка края не в обрезку, как это часто делаем мы, а с подворотом и застрачиванием. На вид более дорогая работа, но выполняется она для того, чтобы скрыть из чего сделана обувь. Дело в том, что подавляющее большинство китайской обуви в целях экономии сделано из спилка с полиуретановым покрытием.
– Спилок с полиуретановым покрытием – это что?
– Обычно кожа распиливается по толщине. Верхний слой обрабатывается: на него наносится краска, выполняется тиснение, создается лаковая или матовая фактура и т.д. Из него и шьется обувь. Оставшаяся нижняя часть – спилок – используется, как правило, на подкладку. Так делают европейцы, так делаем и мы. А китайцы этот спилок покрывают полиуретановой пленкой, внешне имеющей фактуру кожи, и обувь шьют именно из него. На вид – это кожа, а по свойствам – чистая синтетика: нога в таких туфлях совершенно не дышит. И подобной обуви на нашем рынке – около 80%.
– Получается, что у потребителя выбора практически нет?
– Он есть, но небольшой. Между российской обувью и китайской.
Наша Russia
– Разве это выбор? Традиционно отечественная обувь считалась как минимум некачественной...
– До недавнего времени так оно и было. Но за последние десять поменялось всё – материалы, комплектующие, дизайн, отношение.
– И с чем связаны столь радикальные перемены?
– С очень жесткой конкуренцией. В России за годы реформ и неконтролируемого импорта обувное производство практически вымерло – осталась только пятая часть. Зато остались самые работоспособные, самые упорные и самые грамотные, иначе в этом бизнесе не заработать. Рентабельность на производстве обуви в 15% возможна, если все принимаемые решения гениальны. Поэтому средние показатели колеблются в пределах 5 – 7%.
Отечественная обувь за последние десять лет стала конкурентоспособной. В своем ценовом диапазоне, рассчитанном на 80% российского населения, она по всем параметрам превосходит китайскую.
– Например?
– Например, по качеству кожи, которую мы, в основном, закупаем в Южной Корее. Это один из всемирных центров кожевенной промышленности: здесь качественное сырье, химия и технологии. По качеству комплектующих: ниток, клеев и т.д. – они, как правило, европейского производства. По характеру дизайна, в котором нет этой азиатской вычурности и аляповатости.
– А многие женщины, напротив, считают, что российской обуви не хватает «остроты»...
– Обувь, производимая в России сейчас, находится в русле европейской модной традиции. Здесь интересные решения появляются не за счет бисера, стразов и вышивки, а благодаря цвету, форме кроя, сочетанию разных фактур кожи.
– Вы сами можете назвать производителей у которых, на ваш взгляд, хорошая обувь?
– Без скромности, это наше предприятие – из всех российских оно самое крупное и технологически самое оснащенное. Кроме того, качественную обувь в женском ассортименте выпускает тульская фабрика (марка «Тофа»), в мужском ассортименте очень поднялись за последнее время ростовчане (марки «Амико», «Сенат», «Ральф Рингер»), неплохая обувь у белорусов. Это предприятия по сравнению с «Юничелом» небольшие, с маленькой серийностью, но зато более гибко реагирующие на спрос. Тип итальянских производств.
– Если учесть, что человек в одежде и обуви хочет быть индивидуален, насколько перспективно производство с большой серийностью? Может выгоднее предприятия как раз итальянского типа?
– Это зависит от системы дистрибуции. Большая серийность страшна, если продаешь всё в одном месте, если же есть большая география сбыта – а у нас по всей стране более 170 магазинов – это нормально. К тому же в магазинах из тысячи выставленных моделей моих только две трети, остальное – хорошая обувь других производителей. Покупателю есть что выбрать.
– Разве чужая обувь сбыту собственной не мешает?
– Дело в том, что сегодня фирменная сеть магазинов – это самостоятельный полноценный бизнес. И я не могу обязать их продавать только мою обувь. Во-первых, часть произведенного нужно продавать не через фирменные магазины для того, чтобы чувствовать изменения спроса. Во-вторых, обувь других производителей разнообразит предлагаемый ассортимент и создает необходимую конкуренцию. Если у меня плохая коллекция, торговый дом весь необходимый объем обуви может закупить у другой компании – тех же ростовчан. В противном случае, если моя коллекция будет закуплена, но не продана, – мы просто вместе разоримся.
Нелегкая промышленность
– В России импорт товаров легкой промышленности огромен. Вы можете спрогнозировать, как скажется на вашей отрасли вступление в ВТО?
– До недавних пор основным условием вступления было сохранение 15%– ной пошлины на ввозимые товары. И вдруг месяц назад на заседании Союза кожевенников и обувщиков мы узнаем, что нашу отрасль просто сдали. Использовали, как разменную монету. Все страны защищаются от китайских товаров именно пошлинами, а у нас через три года после подписания протокола она должна сойти к нулю. При этом пока шли переговоры, всё тщательно скрывалось. Нам говорили: не беспокойтесь, всё без изменений.
Защищали и машиностроение, и самолетостроение, и сельское хозяйство – всех, кроме нас. И это притом, что у отрасли есть хорошие перспективы роста, и это не нанотехнологии – здесь могут работать нормальные люди. А сейчас уже ничего не изменить, потому что протоколы подписаны.
– И каковы перспективы в таком случае?
– Думаю, что из тех, что существуют, выживет не более половины. «Юничел» останется, я не сомневаюсь. Но, естественно, снизится рентабельность, не будет денег на развитие. В конце концов, можно все распродать, людей распустить, помещения сдать в аренду и самим возить из Китая, зарабатывая на этом в пять раз больше.
– То есть для вас это выход?
– Теоретически, почему и нет. Если правительство так поступает, что остается делать. По крайней мере, торговая сеть для этого есть. Хотя лично для меня, наверно, такой вариант все-таки неприемлем. Я слишком долго проработал на этом предприятии. У нас уже был кризис после дефолта, когда собирались всё распродавать в счет задолженности перед иностранными поставщиками, но тогда хватило ума и упорства выбраться. Надеюсь, что их мне хватит и сейчас. Может быть, частично сократимся, частично перенесем производство в Китай.
Бой с тенью