Челябинскую сеть ювелирной торговли «Золотая рыбка» представлять не надо. Она настолько хорошо известна челябинцам, что они назвали ее брендом 2007 года. Почему Людмила Николаевна Зыкович – владелица «Золотой рыбки» – не покупает того, что привозит с выставок? Какие драгоценные камни она считает магическими? Почему «Золотая рыбка» отказывается от рекламы скидок? Об этом и многом другом читайте в нашем интервью.
– Людмила Николаевна, если это не бизнес-секрет, когда вы почувствовали особый интерес покупателей к салонам «Золотая рыбка»?
– С момента открытия в 1997 году. Первым был магазин на Комсомольском проспекте, 22. Там сразу пошли очень хорошие продажи и вскоре образовался круг постоянных покупателей. Изучая рынок, мы держали цену ниже, чем у конкурентов. Не зря говорят, самая лучшая реклама – сарафанное радио. Если ты хорошо работаешь, один клиент приведет к тебе еще несколько. Спасибо челябинцам за высокую оценку нашего бренда.
– Клиента сложно влюбить в себя, но, наверное, еще сложнее удержать? У «Золотой рыбки» есть рецепт, который помог решить и эту задачу?
– Основное наше отличие от подобных предприятий в Челябинске, а, может быть, и в России – очень жесткий подход к качеству изделий. Недавно на ювелирной выставке в Сокольниках, когда наши девочки отбирали турецкий товар и ничего не взяли, турок стал перекупать у меня моих специалистов. (Смеется.) Он говорил: «Я впервые вижу такой профессиональный подход к качеству изделий! Я хочу, чтобы эти девочки работали у меня»! Мы готовим именно таких специалистов, потому что сами продаем ювелирные изделия. К тому же, по собственной инициативе увеличили срок гарантии на все – один год. Это выше, чем требует закон. И два года – на изделия собственного производства. Мы настолько тщательно отбираем товар, что взяли на себя такой риск.
– То есть вы сломали представления советских людей о том, что такое ювелирный магазин? Ведь все мы помним времена, когда в таких магазинах скупали все – лишь бы обрести кусочек золота... И никаких претензий к качеству, весу, дизайну...
– Да, было такое. Но с низким качеством сталкиваемся до сих пор, иногда до половины поставки приходится возвращать. А ювелирная продукция должна быть безупречного качества. Отчасти поэтому и решили открыть свое производство «Ренессанс-Даймонд». Много лет о нас ходили слухи, я бы сказала даже – страшилки. Ювелиры боялись у нас работать, потому что таких требований к качеству при финишной обработке не было и нет ни на одном предприятии. Сами ювелиры друг друга пугали, что на «Ренессанс Даймонд» жуткий ОТК. Наверное, слухи были оправданы. Но мы здесь живем, развиваемся – иначе нельзя. Это наша вотчина.
– Такой патриотизм, вероятно, очень стимулирует?
– Знаете, я родилась и выросла в небольшом городке. У нас принято было следить за своим поведением, потому что ты на виду. Это я проецирую теперь на ситуацию в бизнесе. Мне очень важна моя репутация – здесь растут мои дети, они ходят в школу, многие знают, чем занимаются их родители... Я стремлюсь делать свой бизнес красиво и качественно.
– Теперь меня не удивляет тот факт, что у вас есть даже собственные курсы продавцов...
– Если мы уйдем от товара и цены, то самое главное преимущество в конкурентной среде – это сервис. Мы ведь продаем не колбасу. К покупке золота у всех отношение трепетное. Колбаса – тоже нужный продукт, но ювелирные украшения – то, что может храниться вечно, что станет фамильной ценностью, что будет передаваться по наследству, что составит инвестиционный запас семьи. Ведь золото и драгоценные камни никогда не теряют цену. Поэтому покупатель «Золотой рыбки» должен чувствовать особенно внимательное отношение к себе и видеть перед собой грамотного человека, который может ответить на все вопросы, убедить в правильности покупки. Мы преподаем основы технологии производства ювелирных изделий. А сама я читаю вводные лекции, рассказываю о компании. И практически все топ-менеджеры встречаются с новым набором учащихся. Чтобы люди чувствовали: они приходят в семью. А семья – это взаимная ответственность.
– Как относитесь к лозунгу «реклама – двигатель торговли»?
– Конечно, мы проводим рекламные кампании. Очень красивая была у нас в прошлом году. Она решала сразу все: содержала уникальное предложение, продвигала бренд, вызывала приятные эмоции, уважение к ювелирной продукции как к продукту вообще. Но чистый пиар нам никогда не был интересен. И никогда вы не видели и не увидите нас с рекламой скидок. Мне кажется, это вообще недостойно нашего товара и нечестно по отношению к покупателю.
– Людмила Николаевна, а почему ваше собственное ювелирное производство получило название «Ренессанс-Даймонд», а не «Уральские алмазы», скажем?
– Дело не в романтичности звучания. В 1998 году мы были вообще первым предприятием с российским частным капиталом по огранке алмазов. А поскольку тогда гранильное производство на базе «Кристалла», к которому относилось и предприятие в Кусе, было в упадке, получилось, что, привлекая кусинских огранщиков, мы возрождали уральский бриллиант. Слово «ренессанс» было вполне уместным.
– Мне кажется, нужно не только уметь продавать, но и любить то, что продаешь. Как часто не можете устоять перед изделием и покупаете его для себя?
– Практически никогда ничего не покупаю. Вернее, начинается так: я загораюсь, когда отбираю товар для магазина, понимаю, что не смогу удержаться и тут же на себя все это надену. Когда привожу сюда – вторая волна восторга, потому что народ начинает рассматривать все вот на этом столе и восклицать. Но когда я это привожу в магазины, отдаю все. Потому что жалко оставлять что-то себе – ведь тогда этого никто не увидит! Хочется поделиться своим восхищением.
Меня недавно знакомый спросил: «Ты о свекле тоже так можешь рассказывать»? Мы с ним совместный проект затеяли по... овощам. (Смеется.) А я ему стала рассказывать о ювелирных изделиях... Наши украшения нужно видеть! Приходите в наш новый бутик de Valeur в «Теореме», вы все поймете.
– Наверное, не стоит говорить, каким ювелирным брендам вы отдаете предпочтение, но скажите, какие камни любите?
– Все! Важно только, чтобы они оформлены были со вкусом. Даже малахит, к которому мы, уральцы, привыкли, может в изделии вас изумить. Камень, который сейчас особенно меня радует – опалесцирующий кварц. Он из Бразилии. Вы верно задали вопрос. Я отдаю предпочтение камням загадочным. Полупрозрачным. И нравится мне кабошон-огранка – круглая, без граней. Такие камни притягивают. И, конечно, мне нравятся совсем прозрачные камни. У нас большая интересная коллекция с цитринами разной расцветки – тоже из Бразилии. Чем они хороши? Крупные и безупречной окраски: цвет виски, солнца, шампанского, абсолютно чистой воды. На них смотреть можно бесконечно – магические камни. И жемчуг я очень люблю. Женственнее жемчуга, загадочнее, притягательнее нет ничего. Это и бизнес-вариант, и романтический, и вечерний... все сразу.
– Вы стараетесь бывать на самых престижных выставках. Какие производят особенное впечатление?
– К сожалению, ни разу не была на выставках восточных. Только в Бангкоке и Паттайе, не думаю, что этого достаточно. Восточные выставки серьезно отличаются от европейских – они роскошны. Была я на самой знаменитой выставке Виченце (Италия), все ювелиры собираются в этом городке между Венецией и Вероной. В этой местности, кстати, расположено большинство ювелирных производств Италии. Все бренды. На этой выставке, конечно, можно увидеть все.
– Пора, наверное, рассказать подробнее о вашей новой творческой идее.
– Мы хотим предложить челябинцам то, что видим на выставках и чем восхищаемся. Может быть, даже шокировать поначалу своих покупателей, но лишь для того, чтобы приобщить к мировым достижениям ювелиров. Чтобы Челябинск подтянулся. Проект, конечно, очень эмоциональный. Совсем другая визуализация, другое оформление. Здесь также два направления – бизнес и премиум. Бутик бизнес-класса уже открылся в «Теореме», ему всего несколько дней. Продажи уже идут, но в основном покупатели пока приходят как на выставку. Они изучают нас, мы изучаем их спрос. На месте часового завода скоро открывается торговый центр «КУБа», там тоже будет наш бутик бизнес-класса, а премиум-класса de Valer откроем в апреле на перекрестке улицы Пушкина и проспекта Ленина.
– Какие бренды уже выбраны для бутиков?
– Серебряная коллекция известного российского дизайнера Кабирски. Бразильская коллекция. Она очень выделяется. Интересная немецкая коллекция – для бизнес-женщин. Настоящее немецкое качество, прекрасный стиль, и одновременно украшения на каждый день. С итальянскими известными брендами мы работаем: Novarese & Sannazzaro, Giampiero Fiorini, Favero, Alfieri, Escada. В дороге у нас Stefan Hafner, поставщик королевских дворов и арабских шейхов. Эти изделия изысканные, тонкие, по-настоящему королевские. Компания IO-SI – молодежный дизайн и необычные камни. Самый мой любимый дизайнер – американец John Hardy. Камни для своих изделий он подыскивает годами. Это уже коллекционные изделия с мировой славой.
Создать достойный бутик – безумно сложное дело. Сегодня мы стоим даже не на пороге, а только в самом начале пути. Но, думаю, замысел стоит таких затрат и челябинцы останутся довольны.