RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

5 м/c,

южн.

728мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Бизнес Анатолий Гуревич, председатель совета директоров туристической фирмы «Сусанин»: «До делового туризма надо дорасти»

Анатолий Гуревич, председатель совета директоров туристической фирмы «Сусанин»: «До делового туризма надо дорасти»

" src=

В период летних отпусков мы решили… быть оригинальными и поговорить о работе. А точнее, о том, куда, с какой целью и каким образом совершают деловые поездки челябинские топ-менеджеры, сотрудники предприятий, чиновники, спортсмены и работники культуры, и с какими трудностями сталкиваются искушенные и привередливые москвичи, приезжающие в наш город. Об особенностях и проблемах индустрии бизнес-путешествий мы беседовали с председателем совета директоров туристической фирмы «Сусанин» Анатолием Гуревичем.

В качестве собеседника по данной теме Анатолий Ефимович был выбран неслучайно. Ведь компания, собственником которой он является и оперативным управлением которой с недавних пор занимается, – единственная в Челябинске специализируется на корпоративном обслуживании. Сегодня компания состоит из двух специализированных офисов – центра международного и центра делового туризма, в которых клиенты могут получить все виды туристических услуг. У «Сусанина» собственные авиакассы – российские и международные, собственный терминал РЖД, служба бронирования гостиниц, отдел организации мероприятий, собственная курьерская служба. Как выяснилось во время разговора с г-ном Гуревичем, это далеко не полный перечень достоинств туроператора, предоставляющего услуги в сфере делового туризма.

Анатолий Ефимович, наверняка вам не раз говорили о том, что выбрать для туристической фирмы название «Сусанин», мягко говоря, – смелое решение. Почему именно так была названа ваша компания?

– Начну с того, что решение создать саму турфирму мы приняли с партнерами несколько необдуманно. (Улыбается.) Фирма создавалась не как бизнес, а как возможность удовлетворить собственные потребности в путешествиях. Нам приходилось много ездить по работе в разные города России и за ее пределы, и при организации этих поездок мы постоянно сталкивались с какими-то проблемами. Понимали, что их надо как-то решать. Кто-то же этим занимается, так почему бы не сделать это самостоятельно «для себя любимых!» Отнеслись к этой идее достаточно легко. Потом, когда начали регистрировать фирму, поняли, что компания не может держаться на нас одних. Так не бывает. А это уже значило, что наше дело должно стать бизнесом.

Возник вопрос: а как нам назвать свою фирму? Перебрали множество вариантов. Естественно, приходило в голову «что-нибудь» – тур, «что-нибудь» – трэвэл и так далее. Но мы понимали, что таких названий – уйма, что, если открыть любой рекламный журнал, то увидишь 100 фирм, похожих друг на друга. Если так назваться, тебя никто никогда не вспомнит – надо было чем-то отличиться. И нам пришло в голову название «Сусанин». Вначале реакция компаньонов не была позитивной, но потом подумали: а почему нет! Если у человека есть чувство юмора, он воспримет это абсолютно нормально. А если чувство юмора отсутствует, значит, это не наш клиент.

Практика восьми лет работы показала, что да, определенный круг лиц воспринимает это неоднозначно, но таких людей крайне мало. Зато не было случаев, когда бы наше название перепутали с чьим-нибудь другим или забыли.

Возможно, вы столкнулись бы с большим непониманием, если бы создали компанию с таким названием в Польше...

– Как ни удивительно, поляки как раз на это абсолютно не реагируют. Для них название нашей фирмы не говорит ни о чем. Это больше наша история – поляки ее, думаю, не вспоминают.

Вы сказали, что фирма создавалась с компаньонами. То есть вы не единоличный собственник?

– Создавали фирму пять человек. Сейчас владельцев четверо. Я являюсь председателем совета директоров, а также, в настоящий момент, управляющим. Скорее всего, в дальнейшем эти функции буду выполнять я. Мне это нравится – я имею в виду не кресло гендиректора, а вообще туристическую деятельность.

Создавая в 2000 году турфирму, вы уже имели четкое представление о том, в каком именно сегменте туристического рынка нужно развиваться?

– Мы выбрали сектор делового туризма потому, что в тот момент основным бизнесом для меня была консалтинговая деятельность – управленческий, финансовый, налоговый консалтинг. За счет этого был большой круг контактов. Но бизнес-поездки – это составная часть потребностей клиента и организации бизнеса, и эти поездки нужно было как-то организовывать.

Вам сегодня есть чем гордиться?

– Можно сказать, что сегодня в Челябинске мы, наверное, единственные, кто специализируется на деловых поездках. В том или ином виде этим вопросом занимаются многие, но ни для кого это не является основным видом деятельности. Мы же акцентируем внимание на деловом туризме. Кроме того, мы оказываем самый широкий перечень возможных услуг – как в Челябинске по приему туристов, так и по поездкам на территории Российской Федерации. Мы работаем с клиентами от Южно-Сахалинска до Калининграда – в России практически нет точки, в которой бы мы не бронировали авиабилеты, не обеспечивали проживание в гостинице, либо не могли оказать услуги и так далее.

Сегодня компания по меркам туризма достаточно велика, в ней работает более 35 сотрудников. Это позволяет оказывать практически все виды услуг, связанные с деловым туризмом. Основная часть сотрудников работает более трех лет. Некоторые работают фактически со дня начала работы компании, что позволяет говорить о значительном опыте и понимании этого бизнеса. На сегодняшний день у нас более 300 клиентов. Мы гордимся тем, что многие из них пришли к нам по рекомендации тех, кто обслуживается у нас многие годы. Компании, которые мы обслуживаем, занимаются самыми разными видами деятельности: это и энергетика, и крупные промышленные предприятия, и предприятия малого бизнеса, и различные министерства и ведомства, театры и гастрольные агентства, спортсмены. Такой широкий спектр деятельности наших клиентов заставляет нас постоянно совершенствоваться, учиться решать те задачи, помимо основных, которые, на первый взгляд, даже трудно отнести к деловому туризму.

Наша главная цель – не просто оказать услугу, а создать клиенту такие условия, чтобы ему было удобно, чтобы он мог работать, не отвлекаясь на решение бытовых проблем. С каждым клиентом прописывается своя технология работы. Например, некоторым компаниям мы не только продаем услуги, но и готовим статистические отчеты, составляем реестры поездок, оцениваем направления, в которых они совершают максимальное количество поездок. В наиболее востребованных городах заключаем договоры с гостиницами для постоянного обслуживания. С некоторыми гостиницами мы работаем по три-четыре года. Благодаря этому для компаний, с которыми мы работаем, там всегда есть места. Они в какой-то сложной ситуации скорее откажут любому из заказчиков, но поселят наших клиентов, потому что мы для них надежные партнеры, которые обеспечивают достаточно серьезный оборот.

В чем основные конкурентные преимущества «Сусанина»?

Турфирма «Сусанин» – член Российской гостиничной ассоциации, член международной ассоциации авиатранспорта IATA, официальный партнер на Южном Урале авиакомпании «Австрийские авиалинии», с 2007 года включен в единый реестр туроператоров. Единственная в Уральском регионе туристическая компания, включенная в каталог «Россия. Конгресс-услуги». Данный каталог представляется от имени Российской Федерации только на зарубежных выставках.

– Основная масса игроков на рынке делового туризма выполняет стандартные заявки. Это связано с тем, что они работают с крупными операторами, системы бронирования которых обеспечивают достаточно широкий спектр гостиниц. Но так как их работа в большой степени автоматизирована, выйти за рамки того, что есть в этой системе, они не умеют и не хотят. Есть место в гостинице – вам его предоставят. Нет мест в гостиницах этого города (включенных в системы бронирования) – последует отказ. Для нас слова «отказ» просто не существует. Задача менеджера – в любом случае обеспечить услугу. Этим мы серьезно отличаемся от других компаний. Случается, что к нам приходят клиенты, которым не удалось забронировать номер в том или ином городе. Иногда заявку бывает выполнить крайне тяжело, но мы это делаем. Потому что понимаем, что если мы эту услугу обеспечим, то не исключено, что этот человек станет нашим постоянным клиентом. Зачастую так и происходит. Даже крупные компании переходят к нам от конкурентов из-за одной маленькой проблемы: им не сумели обеспечить гостиницу в нужном месте в нужное время.

Кто чаще всего прибегает к вашим услугам?

– Мы обслуживаем и небольшие компании, частных предпринимателей, которые ездят раз в год, и крупные предприятия, где трудятся тысячи человек.

И все же многие руководители в подготовке дальних поездок пока предпочитают обходиться собственными силами. Что вы им посоветуете? Почему выполнение такой услуги выгоднее поручать профессионалам?

– Это очень серьезная проблема. Она сохраняется до сего дня, как это ни удивительно. Причем это актуально даже в тех компаниях, руководителей которых я хорошо знаю. Люди привыкли работать по старинке. Приходятся вести разъяснительную работу, объяснять. Какие гарантии есть, что, приехав в тот или иной город, вы получите забронированный номер? Никаких. Если это пиковая дата, то вероятность того, что вас не поселят, очень высока. А мы отвечаем за результат. У нас юридические отношения с гостиницей, мы гарантируем место поселения, так как оно оплачено заранее, до заселения. И если даже возникнет какой-то сбой, менеджер, находясь на связи 24 часа в сутки, эту проблему решит.

Еще одна сторона проблемы: у нас не принято считать временные затраты как деньги. Самостоятельная организация поездки зачастую обходится намного дороже наших услуг. Нам за услуги платят авиакомпании, гостиницы, то есть сама наша работа для предприятия фактически ничего не стоит. При этом заказчик получает надлежащим образом оформленные документы, которые можно предъявить, например, в налоговую. Части предприятий мы делаем и отчетность, и статистику, и определяем их предпочтения. В соответствии с этими предпочтениями выбираются гостиницы – мы в состоянии составить и согласовать список отелей для конкретного предприятия...

На Западе аутсорсинг всех непрофильных услуг – дело почти обязательное. Наши компании тоже постепенно к этому приходят. Но до этой услуги надо дозреть. Практика показывает: кто один-два раза попробовал обратиться к специалисту, начинают понимать, насколько это удобно. Ведь при передаче всего комплекса услуг одной компании экономия времени и средств значительная. Представьте, если на предприятии билеты покупаются десятками или сотнями. Учитывая то, что бюджет поездок составляет от полупроцента до процента годового оборота, то экономия выливается в десятки тысяч рублей, а это уже серьезно.

Нам бы хотелось, чтобы люди уже перешли на новый уровень работы и обратились к специалистам. Мы объясняем клиентам: мы помогаем экономить ваши деньги. И чем больше предприятие, чем больше объем поездок, тем большие деньги вы сэкономите. И многие компании уже к этому пришли. Сейчас наступил тот момент, когда между игроками начинается конкуренция качеством и объемом предоставляемых услуг. У нас очень сильные позиции в этой нише. Прежде всего, благодаря профессионализму наших сотрудников.

Какие направления пользуются у деловых путешественников наибольшим спросом?

– В России это, естественно, Москва. Спрос на нее, наверное, неизбежен. В связи со спецификой наших клиентов также у нас огромный спрос на Тюмень и Ханты-Мансийск. Кроме того пользуются популярностью такие крупные города, как Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Норильск, Уфа, Казань.

По выездам за рубеж, в отличие от поездок на территории России, нет таких массовых сформировавшихся потоков. У корпоративных клиентов, для того чтобы выбрать конкретное направление для поездок, должен быть состоявшийся бизнес или контакты с представителем за границей.

Общепринятые стандартные пакеты существуют при организации бизнес-путешествия?

– Нет, здесь такое невозможно. Как готовить пакет, когда клиенты у нас разные: один, приехав в Москву, может купить там гостиницу за тысячу рублей в сутки, а другой – за тысячу евро. У нас есть такие клиенты, которые ездят только бизнес-классом, и их должна встречать машина у трапа. Сколько должен стоить такой пакет? Заранее неизвестно.

Каковы основные особенности делового туризма как бизнеса?

– Спецификой бизнес-туризма являются более высокие требования к квалификации менеджеров. Заграничный туризм или отдых, особенно по массовым направлениям, продавать гораздо легче. Есть крупные операторы, сформированный продукт – как в магазине, красиво упакованный. Только в супермаркете десять сортов молока, а у турагентства – десять отелей в Турции. Функция агентства – предложить клиенту все и помочь выбрать что-то одно, то есть убедить, что этот отель лучше другого. Но это во многом вопрос личных, индивидуальных предпочтений. А в деловых поездках такого нет – здесь практически невозможно определить, что лучше, а что хуже.

Из-за того, что к менеджерам предъявляются высокие требования, мы тратим много времени, сил и средств на обучение. В результате наших стараний мы стали первым и единственным партнерским офисом авиакомпании «Австрийские авиалинии». Это, в свою очередь, также потянуло за собой предъявление высоких требований к нашим офисам – к их оснащению, к внешнему виду. Также мы выучили своих кассиров – они сдали экзамены и получили соответствующие сертификаты Международной ассоциации авиаперевозок IATA.

То есть статус обязывает?

– Конечно, но мы и сами предъявляем к себе достаточно высокие требования. Например, мы пригласили голландских специалистов – представителей компании PUM, которая оказывает содействие в обучении малого бизнеса за рубежом. Они проводили исследования в нашей компании, две недели нас аттестовывали. Определяли наши сильные и слабые места, выявляли, что мы умеем, а что нет. В результате мы получили большую красивую книгу с отчетом, в котором была дана высокая оценка нашей деятельности. Это нас очень порадовало и, если честно, удивило.

Дело в том, что на Западе деловой туризм – это многолетний, установившийся бизнес. А в России до 1995 года его просто не существовало. То есть российский бизнес-туризм специфичен тем, что он очень молод. Нет толстого каталога, который можно открыть и что-то продать, а значит, компании, которые занимаются данным видом деятельности в нашей стране, являются фактически являются «самоучками». Особенно это касается игроков в регионах. Московские компании богаче, у них большие объемы и поэтому есть возможность учиться на Западе.

Мы равняемся и на московские, и на западные компании. Участвуем во всевозможных конференциях и выставках, посвященных деловому туризму. Учимся всему новому: отношению с клиентами, решению финансовых вопросов. Потому что чем больше компания, тем больше у нее клиентов, а значит – и документооборот. Также мы вынуждены заниматься постоянно автоматизацией бизнес-процессов. Но советоваться практически не с кем – все компании закрыты, мало кто идет на контакт.

С какими трудностями приходится сталкиваться игроку на рынке делового туризма при организации этого бизнеса?

– Главная трудность – заставить клиента понять, что такое комплекс услуг, в чем его преимущество. Продать авиабилет – не проблема. Это зависит от квалификации авиакассира и от того, на сколько серьезная компания и с каким числом контрагентов имеет договоры. Например, так сложилось, что мы первые в УрФО стали членами системы взаиморасчетов BSP и получили право на выписку в этой системе авиабилетов. У нас заключены прямые договоры с более чем 40 авиакомпаниями – и российскими, и зарубежными. Это позволяет нам выписывать в офисе любые авиабилеты, организовывать любые перевозки. Если что-то не сможем мы – всегда есть партнеры, которые смогут оказать эту услугу в срочном режиме.

В случае с гостиницами главная сложность – объем. Страна у нас большая, потребности, соответственно, тоже. На Западе с этим проще – есть система бронирования. То есть там бизнес в большей степени автоматизирован. Россия в этом отношении, к сожалению, отстает. Компьютер, конечно, вещь хорошая, но.. мы берем в руки телефон – и вперед!

С этой проблемой приходится сталкиваться и в организации и проведении всевозможных мероприятий: международных конференций, выставок и так далее. Например, в 2006 и 2007 годах мы участвовали в организации совместно с Российским трубным институтом международной трубной конференции в Челябинске. Более 300 человек приезжих плюс оборудование, прием, аккредитация, мероприятия, включая развлекательную программу, банкет... То есть оказание всего спектра услуг – от и до – является для нас, наверное, самым сложным. Самым сложным, но и самым, пожалуй, интересным.

Но есть ряд организаций, которые заказывают услуги в разных местах: один купил авиабилет, второй забронировал гостиницу, а третий – заказал транспорт.

То есть челябинский потребитель не находит логичным заказать все в одном месте?

– Практика показывает, что не находит. А потом возникают проблемы. Транспорт заказан не к тому рейсу, надо поменять вылет. Вылет поменяли – забыли про трансфер. Про то, что надо было перебронировать гостиницу, вообще никому в голову не пришло.

Компании с западным менеджментом сами занимаются аутсорсингом, а российские, если сами этого не делают, не всегда готовы довериться какому-то одному специалисту. В Челябинске, к сожалению, это встречается достаточно часто. Мы приходим на крупные предприятия, начинаем убеждать их в необходимости аутсорсинга и слышим в ответ: «Нам это не надо. Мы сами это делаем». Спрашивают, будет ли у нас дешевле и после того, как узнают, что мы не можем им продать билет дешевле, чем его продают РЖД, а гостиницу – дешевле, чем продает сам оператор, – отказываются.

Скажите, от каких факторов зависит увеличение объема и улучшение качества услуг на рынке делового туризма?

– По нашему опыту могу сказать, что, чем больше объема работы мы выполняем, тем лучше у нас качество. Потому что таким образом мы оттачиваем свои умения и учимся новому. Например, для нас очень важна обратная связь с клиентом: что понравилось, а что нет. Некоторые сердятся на нас за это: «Что вы к нам пристаете! Раз не позвонили, значит, все нормально». Но мы не можем контролировать все транспортные компании во всех городах. Как встречали в аэропорту, вовремя они или нево время приехали... Не все клиенты понимают, что нам нужна эта информация. Да, в какие-то города мы ездим, смотрим гостиницы, но в большинстве городов мы не были, поэтому нам важна обратная связь с клиентами. От этого тоже зависит качество предоставляемых нами услуг.

К сожалению, в бизнес-туризме в России недостаток достоверной информации – это большая проблема.

Конечно, рынок же еще молодой. Но ведь постепенно он развивается и, как я поняла, достаточно активно. Насколько высокими темпами?

– В прошлом и этом году – очень высокими. Подвижность бизнеса возросла достаточно серьезно. Думаю, это связано с общим улучшением экономической ситуации в стране.

Но, к сожалению, нам приходится констатировать рост цен, к которому оказываются готовы не все компании. У ряда предприятий есть лимиты на командировки, и организациям приходится вписываться в них либо отказываться от бизнес-поездок вообще. Мы подготавливаем специальные справки по статистике отдельных городов и убеждаем руководство предприятия в том, что они не смогут уложиться со своим лимитом в поездку в этот город; что им придется поселиться в гостинице очень низкого уровня. Говорим, что необходимо повысить лимит. Некоторые соглашаются, а некоторые – снижают деловую активность.

Анатолий Ефимович, какая обстановка сложилась сегодня на уральском рынке делового туризма и каким вы видите его будущее?

– В последнее время увеличился не только выезд за пределы региона, но и въезд в область. Это связано с экономическим ростом как в России в целом, так и на Южном Урале в частности. Москва уже перенасыщена деньгами и услугами, и они начинают перетекать в экономически развитые центры: Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Челябинск… Больше проходит выездных мероприятий, столичные компании организуют в других городах всевозможные презентации. Эта тенденция наблюдается с прошлого года, прослеживается в этом и, думаю, еще какое-то время будет активно нарастать.

Хотя в Челябинске в последнее время в некоторые даты обеспечивать потребности приезжающих становится трудно: не хватает качественных гостиниц. Темпы их строительства значительно отстают от потребностей клиентов.

Но несмотря на все трудности работать в сфере бизнес-туризма вам, как я вижу, все-таки интересно. Чем намерены приятно удивлять своих клиентов в ближайшем будущем?

– В силу специфики нашего бизнеса, параллельно с деловым туризмом мы начали заниматься и туризмом индивидуальным. Потому что трудно разделять потребности клиентов. Зачастую, отправляясь в деловую поездку, человек рассчитывает посвятить делам три дня, а еще три-четыре дня отдохнуть. Так вот, сегодня мы организуем еще больше индивидуальных поездок, то есть это направление в нашем бизнесе сейчас расширяется.

Также очень радует, что наши корпоративные клиенты начинают понимать, что, раз они ездят через нас по делам, то какой им смысл идти еще в какую-то компанию, чтобы заказать индивидуальный тур. Они лучше закажут все в «Сусанине». У нас есть специальные программы для корпоративных клиентов – с системой скидок, карточками почетных клиентов, в том числе для сотрудников предприятий, которые с нами работают. Причем действуют эти программы на все турпродукты.

Поскольку мы делаем очень много индивидуальных программ, с прошлого года включены в реестр туроператоров. Это обязательное требование и по международному туризму, и по российскому.

Уделяем также много внимания событийному, спортивному туризму. В основном организуем поездки на зарубежные мероприятия. Это и соревнования «Формулы-1», и карнавалы в Бразилии, и фестивали в Германии, и финалы кубков европейских чемпионов, и всевозможные статусные матчи…

На Евро в этот раз кого-нибудь отправили?

– Да, конечно, очень много – больше 30 человек. Даже удивительно было, что из Челябинска столько людей поехало.

Сами-то, Анатолий Ефимович, смотрите футбол?

– Поздновато его, к сожалению, показывают, но конечно смотрю.

Должен отметить, что кроме спортивных мероприятий, очень много поездок мы организуем на международные выставки – строительные, мебельные, металлообработки, дизайна… В связи с экономическим ростом в регионе к ним наблюдается большой интерес. Люди все чаще начинают участвовать в таких мероприятиях. Причем ездят челябинцы сегодня и на статусные выставки, которые на Западе входят в перечень обязательных для посещения.

С нашей торгово-промышленной палатой как-то взаимодействуете в этом направлении?

(Тяжело вздохнув) С торгово-промышленной палатой у нас сложные отношения. Есть определенный подход, который, с моей точки зрения, не очень правильный. Мы единственная туристическая компания в городе, которая имеет специальное соглашение об экономическом и прочем сотрудничестве с ЮУТПП. Конечно, мы сотрудничаем. Например, не так давно помогали палате в организации поездки в Москву предприятий Челябинской области. Но все-таки сотрудничества с палатой к сожалению мало, в большинстве случаев многие виды услуг они пытаются оказывать сами. Считают, что организация деловых поездок, в том числе, их работа.

То есть в чем-то мы с ЮУТПП взаимодействуем, а в чем-то – конкуренты. Но, с другой стороны, это нормально. Мы их заставляем делать что-то лучше, они, соответственно – нас. И ценовая конкуренция в любом случае во благо потребителю.

То есть более-менее серьезный конкурент в сегменте организации деловых поездок у вас в Челябинске, можно сказать, один? Ведь остальные занимаются этой деятельностью постольку-поскольку, так?

– Конечно, нет. В последние три года на рынке туризма сложилась такая ситуация: все предлагают услуги по обслуживанию корпоративных клиентов. То есть почти каждая туристическая компания декларирует это. Спрашиваешь: «А что именно вы делаете?» Отвечают: «Билеты продаем». Вот вам и все обслуживание. Да, где-то это нужно, где-то они могут выиграть по цене, но... Мы, я думаю, единственные, кто на корпоративном обслуживании специализируется. А так, этим, конечно, всерьез занимаются и крупные компании – «Пегас», «Вест-трэвэл», «Спутник». В чем-то, наверное, они лучше нас, но для них это не основное направление.

С моей точки зрения, этим бизнесом должны заниматься только крупные компании, потому что достаточно высока степень ответственности – как чисто деловой, репутационной, так и финансовой. Многие не понимают, что организация поездки (например, авиаперелет + гостиница) – это операторская услуга, и включение туристической компании в единый реестр туроператоров обязательно.

В Челябинской области, по данным на этот год, всего 23-24 туроператора, только они имеют право заниматься организацией деловых поездок.

А занимаются все…

– Да, несмотря на то что подавляющее большинство турфирм в Челябинске не имеет права на оказание этой услуги, они ее все равно оказывают. Во всяком случае, декларируют это.

Главная сложность для некрупных компаний, с моей точки зрения, – это количество видов оказываемых услуг и документооборот. Предприятия, которым оказываются услуги, требуют высокого уровня оперативности, счета-накладные, счета-фактуры, собственную курьерскую службу… А имеют все это в Челябинске немногие компании – только крупные.

Чем еще могут себе позволить заниматься крупные компании?

– Мы начали помимо делового активно развивать и непосредственно туристический сегмент. Раньше мы им практически не занимались, а сейчас расширяем и спектр, и объем предложений, прежде всего по международным направлениям.

Есть у нас ряд направлений, по которым мы имеем очень хорошие условия. Так, мы сейчас уделяем большое внимание лечебному отдыху. Это тоже во многом связано с нашей работой с предприятиями: сотрудники ездят отдыхать в одно место, начальники – в другое. (Улыбается.)

В Тайланд, на массажи?

– Нет, спа-процедуры – это, с моей точки зрения, развлечение, а не лечение. Сегодня в значительно большей, чем раньше, степени стали уделять внимание собственному здоровью. У людей появилось именно понимание необходимости этого. Раньше руководитель гордо мог сказать, что он три-четыре года не был в отпуске, что работает по 18 часов в сутки… Для бизнеса это, может, и хорошо, однако силы-то у человека не беспредельны, и продуктивность в результате такой напряженной работы падает. Да, слетать в Турцию, Египет, на Бали, на Мальдивы – это прекрасно, но это не очень укрепляет здоровье. Поэтому появляются потребности в лечебном отдыхе. Это, прежде всего, Чехия (Карловы Вары, Мариански Лазни), Словакия (Пьештани), Франция (Виши, Эвиан, Биарриц), Германия (Висбаден, Баден-Баден), Австрия (Бад Хофгаштайн), Швейцария (Лейкербад).

Здесь мы имеем очень сильные позиции – у нас прямые договоры с партнерами. То есть мы в состоянии обеспечивать весь комплекс – и отдых, и медицинские услуги.

Также новое для нашей страны направление – Венгрия, мировой центр лечения опорно-двигательного аппарата, к сожалению, на сегодня главной медицинской проблемы современного делового человека.

Венгерское направление – потому что интересно было попробовать или почувствовали спрос?

– Почувствовали спрос, да и сам проверил в мае этого года на себе уникальность крупнейшего в мире термального озера – Хевиз. Ведь, по статистике, 40% людей имеют проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом. И в Венгрии давно уже лечится весь мир, кроме россиян. За год там бывает 25 миллионов немцев и австрийцев, и всего 60 тысяч – жителей России.

Сейчас постепенно к этой стране начинается формироваться интерес. Не столько ради отдыха – хотя это прекрасная страна – сколько с целью профессионального лечения. Если Россия – это сплошные озера, то Венгрия – сплошные термальные источники и курорты.

А вообще, если кто-то не хочет в Венгрию или Чехию, у нас есть и другие предложения. Сегодня мы охватываем весь спектр международного туризма: от Антарктиды до Северного Полюса. Куда закажете, туда и завезем. (Улыбается.)

А вообще тема международного туризма – это все таки предмет другого подробного разговора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления