RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

южн.

740мм 37%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес Пиводка в законе

Пиводка в законе

В России набирает силу антиалкогольная кампания – на сей раз народные избранники решили «смешать» пиво с водкой. 6 октября в Госдуму внесен законопроект, который должен изменить статус пива и ограничить его продажу...

В России набирает силу антиалкогольная кампания – на сей раз народные избранники решили «смешать» пиво с водкой. 6 октября в Госдуму внесен законопроект, который должен изменить статус пива и ограничить его продажу. Думцы предлагают признать пенный напиток алкогольным и спиртосодержащим, то есть приравнять его к водке, коньяку и прочим крепким жидкостям. Если этот закон будет принят, производителям и продавцам пива потребуются лицензии, повысятся также акцизные сборы. На радио и ТВ запретят рекламу пива, а на каждую бутылку этого напитка крепостью выше 9 градусов надо будет клеить акцизную марку. И, наконец, самое главное – пиво должно исчезнуть из киосков, палаток и ларьков. Необходимость борьбы с вредными привычками россиян, особенно молодых, признают все эксперты Chel.ru. Но последствия принятия нового закона оценивают по-разному. Часть опрошенных специалистов прогнозирует резкий рост цен на пиво, снижение его ассортимента и разорение как минимум половины связанных с отраслью представителей малого бизнеса. Другие эксперты уверены, что общественные интересы превыше всего, а настоящие предприниматели всегда найдут свою нишу и без дела не останутся.

Идея ограничить популяризацию пива как способ оздоровления нации обсуждается в России уже давно. И хотя национальным напитком в нашей стране считается гораздо более высокоградусная жидкость, «пенные» бутылки и банки тоже находятся под колпаком госконтроля. Несколько лет назад были ужесточены меры по продаже пива несовершеннолетним, введен запрет на его употребление в детских образовательных, медицинских, культурных организациях и учреждениях, на территории физкультурных и спортивных сооружений, улицах, скверах, парках и в общественном транспорте. Летом 2009 года в правительстве заговорили об увеличении в три раза акциза на пиво – законопроект будет рассмотрен на осенней сессии Госдумы. Кроме того, обсуждаются самые разные ограничительные инициативы – от ночного сухого закона до продажи алкогольных напитков по паспорту и введения госмонополии.

Во вторник депутат Госдумы из фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков предложил признать утратившим силу так называемый пивной закон и переставить хмельной напиток в перечень продукции, попадающей под действие «водочного» документа (ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Законопроект, в котором пиво приравнивается к алкоголю, депутат уже внес на рассмотрение нижней палаты российского парламента. «За последние 17 лет употребление пива выросло в 8 раз (с 10 до 80 литров на человека в год). А уровень потребления водки и вина не изменился – 20 литров на человека в год, – поясняет г-н Беляков. – Поэтому нужно поставить пиво в равные экономические условия с другим алкоголем».

На практике это означает выдачу лицензий на производство и продажу пива (причем, торговать напитками крепостью более 9% можно только при наличии акцизных марок), резкое повышение акцизных ставок, запрет рекламы пива на телевидении и радио, а также на реализацию такой продукции в киосках, ларьках и на рынках. Все эти меры, по мнению депутата, будут способствовать оздоровлению российских граждан.

Производители пенного напитка опасаются, что подобные ужесточения и запреты ударят не только по самой пивоваренной отрасли, но и по малому бизнесу в целом. «Это приведет к закрытию половины малых предприятий, работающих в сфере торговли», – заявили в пресс-службе Союза российских пивоваров. Особенно беспокоит производителей грядущее увеличение акцизов: на 200% в 2010 году, на 11% – в 2011-м и еще на 20% в 2012 году. «В России две трети от общего объема потребления приходится на крепкий алкоголь, – говорил на прошедшем в сентябре в Екатеринбурге круглом столе директор филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика-Челябинск» Сергей Бабинский. – Последняя инициатива правительства лишь усугубит сложившийся дисбаланс на рынке пива, вина и крепкого алкоголя. За счет более благоприятного налогового режима фактически популяризуется крепкий алкоголь, стимулируется рост его потребления».

Что думают местные пивовары по поводу законодательного стирания граней между пивом и водкой, нам узнать не удалось. Руководитель отдела по связям с общественностью ОАО «Пивоваренная компания «Балтика-Челябинск» Анна Бушлякова в ответ на наше обращение сообщила, что «компания не будет комментировать эту тему».

Зато мы узнали точку зрения местных ретейлеров относительно новой инициативы думцев. Так, например, заместитель генерального директора по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов не скрывает своего видения складывающейся ситуации. «Цены увеличатся однозначно, а потребление, соответственно, снизится, – рассуждает наш собеседник. – Многие товарные марки станут нерентабельными, что приведет к сокращению ассортимента в торговле. Новые законодательные ограничения, безусловно, скажутся и на продажах – если не в денежном выражении (тут возможна компенсация за счет роста цен), то на объемах – точно». Если сейчас в магазинах в среднем представлено 60-70 наименований спиртных напитков, то после принятия закона примерно половина из них, по мнению топ-менеджера «Союза», исчезнет с прилавков.

Заместительпредседателя Челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Михаил Попов прогнозирует нелегкие времена для тех, кто занят торговлей пивом. «Приравнивание пива к алкоголю приведет к сокращению оборотов и у производителей, и у торговли, – комментирует представитель «Опоры России». – Особенно это ударит по ларечникам». В то же время Михаил Попов утверждает, что не все измеряется в деньгах. «Малому бизнесу нужно беспокоиться не только о собственных интересах – пришло время подумать и о здоровье нации, – призывает общественник. – Сейчас невозможно представить представителей молодежи, причем любого пола, без пива. Слишком доступен этот напиток: протянул руку – взял банку, два шага по улице сделал – купил бутылку. Нужно уменьшать количество соблазнов, закрывать слишком легкий путь к спиртным напиткам, даже слабоалкогольным. Иначе мы потеряем еще не одно поколение».

«Конечно, с доступностью алкоголя и в том числе пива давно пора что-то делать, и в этом смысле государство ведет правильную политику, – вторит нашему собеседнику Андрей Новокрещенов. – Но не стоит забывать, что до сих пор все меры, которые власти принимали по борьбе с алкоголизмом, имели одно неприятное последствие – всплеск производства контрафактной продукции. Надеюсь, что сейчас эта опасность будет учтена».

Минимум 15-20 процентов от всего оборота пива в Челябинске приходится на мелкорозничную торговлю, сообщили Chel.ru в городском управлении по торговле и услугам. При этом основной доход владельцев киосков, ларьков и павильончиков складывается от выручки за табачные изделия и напитки, преимущественно пиво. «На бакалее, консервах, газировке и жвачке не проживешь, – признает заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. – Но так или иначе предпринимателям придется приспосабливаться: государство вправе расставлять приоритеты. Необходимость снять наших граждан с «пивной иглы» – один из них».

В последнее время много говорилось о поддержке малого бизнеса, а теперь, выходит, принимаются законы, осложняющие его жизнь. В новых условиях, по мнению Михаила Попова, выживут предприниматели, готовые работать профессионально. То есть нужно лицензировать свою деятельность, вкладывать средства в развитие бизнеса, а не «просто спаивать народ». А Валентин Барановский в свою очередь уверен, что наши представители торгового бизнеса уже настолько закалены, что никакими нововведениями их «не задушишь, не убьешь».

Ранее на эту тему:

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления