О компании «Братья Гримм» и ее основателях – Владимире и Анатолии Гримм – поисковые системы выдают поразительно мало информации. Но даже те немногочисленные ссылки, которые всплывают в Сети, дают понять: у челябинского бизнеса есть своя уникальная история развития. Компании «Братья Гримм», основанной в 1991 году, 20 декабря исполняется 20 лет. Для коммерческой организации, выросшей из небольшой монтажной бригады, это огромный промежуток времени. Между тем фирма братьев Гримм остается молодой, пережив не один экономический кризис, а руководство компании строит новые планы на будущее. Секретами того, как удается на протяжении многих лет вести стабильный бизнес в России, делится президент ООО «Братья Гримм» Владимир Гримм.
Конечно, фирма «Братья Гримм» в отличие от многочисленных кооперативов, возникших в перестройку, когда каждый второй пытался открыть свое дело, была создана не на пустом месте. Один из основателей фирмы Владимир Гримм обладал большим опытом работы на Челябинском тракторном заводе. По всем правилам эпохи он начинал с ученика электрика и дорос до замначальника цеха. Но кроме этого за спиной Владимира была мощная поддержка семьи и брата Анатолия, с ним и был основан бизнес, которым можно гордиться. Из года в год спектр деятельности компании «Братья Гримм» рос, как и авторитет у заказчиков. А в их списке фигурируют гиганты отечественной промышленности, такие как ОАО «ЧТПЗ», Уфалейникель, Миасский машиностроительный завод и зарубежные партнеры в лице SMSMeer Gmbh (Германия), Nores (Польша), SIMEM S.p.A. (Италия) и другие. Не всегда было гладко, но и раньше, и сейчас Владимира Гримма отличает безусловная вера в себя, и главное – в свою семью и коллектив.
«Братья Гримм»: вчера, сегодня, завтра
– Владимир Горольдович, компания «Братья Гримм» в этом месяце отмечает двадцатилетний юбилей. Это большой срок, а значит, самое время вспомнить, с чего все начиналось.
– До основания собственной фирмы я занимался наладкой, монтажом оборудования на Челябинском тракторном заводе, являясь по специальности инженером-электриком. После решил применить свои знания и навыки в собственном деле. Организовал работу монтажной бригады, затем основал кооператив, наконец, в 1991 году вместе с братом создал фирму, которую мы и назвали «Братья Гримм». Конечно, 20 лет назад были совсем другие условия, все было впервые, не было опыта, не было денег. Но я имел опыт руководства монтажными бригадами и работы с техникой. Решение открыть свое дело ко мне пришло еще до перестройки, ведь просто ради премий нет стимула развиваться. И если человек может организовать свое дело, он должен это делать. Есть люди ведомые, а есть ведущие. Я себя отношу к ведущим, к тем, кто может вести за собой коллектив.
– По всей видимости, во многом приходилось быть первооткрывателем?
– Конечно. К примеру, тогда только начинали развиваться компьютерные сети, начинали развиваться биржи. И я один из первых в Челябинске организовал систему передачи данных с московскими биржами. Бывало, по ночам сидели, принимали информацию, потом передавали ее к нам на биржу. В то время меня называли королем информации. (Смеется.)
– Значит, спектр деятельности компании практически сразу был достаточно широк и не ограничивался словосочетанием «монтаж оборудования»?
– Да. Сейчас мы занимаемся несколькими направлениями. Конечно, это, как и ранее, монтажные работы, причем работы «под ключ». Есть направление по наладке компьютерных сетей, пожарной сигнализации, слаботочных сетей. А в прошлом я один из первых инвестировал в телефонную связь, фактически строил телефонные станции за свой счет. Тогда в телефонных номерах был страшный дефицит. В 90-е годы мы построили несколько станций и дали городу около 4,5 тысяч новых номеров. В сфере связи еще тогда мы завоевали авторитет, нас ценят, поэтому сейчас компания заключает договора с такими компаниями, как «Вымпелком», например.
– А вообще сейчас сложнее вести бизнес, чем 15-20 лет назад?
– Сейчас труднее, но одновременно и интереснее. Чтобы выигрывать на рынке, необходимо быть постоянно в состоянии тренинга: воли, лидерских качеств, знаний, перспектив. Законы маркетинга и менеджмента не позволяют почивать на лаврах, конкурентная борьба подстегивает к принятию новых, порой сложных решений. Конкуренция выросла в разы. Пропорционально выросли объемы производимых услуг, потребность в них. Особенно сложно было в период кризиса. Но сейчас я наблюдаю, что именно заказчики ищут подрядчиков, а не наоборот. Большой объем производства требует большего количества фирм, предоставляющих разные услуги. Губернатор ведет в область новых инвесторов, это говорит о появлении новых производств, о строительстве. А значит, увеличится объем работы и для нас.
– Владимир Горольдович, а какими уже воплощенными в жизнь проектами вы по-настоящему гордитесь?
– Проект по телефонизации был новинкой для Челябинска. Конечно, я испытываю за него гордость. Что касается недавних проектов – это работа на Челябинском трубопрокатном заводе. На «Высоте-239» мы смонтировали почти все краны, занимались автоматизацией тепла, освещения, компьютерными сетями, системами охраны и пожарной сигнализации. Планируем и дальше работать с ЧТПЗ.
– А в будущем будете браться за подобные масштабные проекты?
– В планах сотрудничество с компанией SIMEM, которая занимается системами водоподготовки. Это большой рынок, востребованный в связи с возрастающими требованиями к воде, ее стокам и сбросу, забору воды из естественных источников. Мы прорабатываем проекты на Челябинском цинковом, Трубопрокатном, Первоуральском заводах, на «Мечеле». Пока это в стадии обсуждения, но уже есть договор о сотрудничестве. SIMEM – одна из ведущих в мире компаний, чьи технические решения признаны одними из лучших.
Бизнес без границ
– Вообще вы активно сотрудничаете со многими иностранными партнерами...
– Да, среди них немецкие, итальянские, польские компании. Есть прямые контракты с SMS Meer, SIMEM. В партнерстве с последними мы выступаем как субдилеры. А вообще за рубеж наша компания стала выходить еще в годы становления. И сейчас я регулярно посещаю выставки, участвую в поездках губернатора, общаюсь с партнерами из-за рубежа. А так как имею двойное, российско-германское гражданство, меня можно рассматривать и как иностранного инвестора. (Смеется.) То, что зарабатываю здесь и там, я вкладываю в развитие своей фирмы, развитие отрасли.
– И где бизнес вести проще, в России или за рубежом?
– Каждому проще там, где он привык. В Германии я менее приспособлен, есть сложности с языком, все это сказывается на бизнесе. А родное всегда ближе. Мои дети долгое время живут за границей, в Лондоне, Германии. У них уже свои привычки, им тяжелее здесь, они не хотят возвращаться. Два разных поколения и два разных мнения: мне проще здесь, а им – там. Сын, к примеру, сейчас помогает мне в бизнесе, но скоро уедет на службу в Германию.
– Другие дети тоже не спешат возвращаться в Россию?
– Одна из дочек имеет совместное российско-германское предприятие. А всего у меня пятеро детей, и каждый избрал свой путь. Вообще это не вопрос о том, где проще вести бизнес, а проблема отцов и детей. (Улыбается.) Главное, что сейчас для общения нет преград, устраиваем видеоконференции, а на Новый год все соберутся здесь. Сначала Рождество отпразднуем, потом – юбилей фирмы, а затем – и Новый год. (Улыбается.)
– Значит, бизнес все же остается семейным? А в чем отличие семейного бизнеса от любого другого?
– Семья поддерживает и в тяжелые, и в хорошие времена. Семья – основа общества, все стимулы для развития идут от нее. Только одиночки и отшельники творят ради идеи. В самые тяжелые времена меня поддерживала единственная мысль, что будет с детьми, если я не смогу их поднять. Приходилось и на колени падать, но только мысли о семье давали стимул к возрождению. Во время дефолта, когда рухнуло все, помогала только мысль о родных.
– Все дети за границей, брат, с которым вы основали фирму, тоже. Нет желания поехать за ними и пожить спокойно?
– У меня уже был опыт жизни за рубежом. Семь лет я работал в Германии. А затем заново все начал в России. Тогда было тяжело вновь войти в рынок, занять на нем свое место. Рынок уже был поделен, каждый знал свой сегмент, приходилось бороться. А если вы имеете в виду возможность уехать, став там пенсионером, то для меня это страшно. (Улыбается.) Пока я работаю, я живу.
От кризиса до кризиса
Компания «Братья Гримм» основана в 1991 году. Сейчас компания выполняет полный спектр работ «под ключ» по монтажу и пуско-наладке передовых разработок российских и зарубежных производителей оборудования для предприятий промышленного комплекса РФ. Кроме монтажных и пуско-наладочных работ (ПНР) в сфере сложного технического оборудования фирма «Братья Гримм» выполняет комплексные работы по устройству сетей электроснабжения, линий и сетей связи.
На сегодняшний день компания стремительно развивает свои возможности. В марте 2011 г. в ходе визита в ФРГ деловой делегации во главе с губернатором Челябинской области в числе членов Южно-Уральской торгово-промышленной палаты фирмой «Братья Гримм» были достигнуты договоренности об открытии представительств и сервисно-учебных центров зарубежных заводов-производителей промышленного оборудования на территории Южного Урала.
– Ваша компания с момента становления пережила не один кризис, как же всегда удавалось держаться на плаву?
– За счет организованности фирмы и дружного коллектива. Если бы коллектив был разрозненным, мы бы погибли. Каждый кризис – это тяжелые потери, финансовые и кадровые. Как любая болезнь, кризис не проходит бесследно, какие-то следы всегда остаются.
– Сейчас многие предрекают новый кризис, готовы к нему?
– Не ожидаю в следующем году большого кризиса, так как вижу, что страна хорошо развивается. Да, в Европе наблюдаются финансовые потрясения, но вся жизнь идет по синусоиде: спад, падение и снова взлет. В любом случае, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, нужно просто стабильно работать. Мы занимаемся услугами, значит, чем выше качество услуг, тем больше спрос, тем более конкурентны мы на рынке. А чем более мы конкурентны, тем мы стабильнее работаем даже в кризис. Да, в 2008 году было тяжело, приходилось выживать на пределе своих возможностей. Но сейчас работа компании стабилизировалась, и мы снова почувствовали резкий подъем.
– Вы уже сказали, что многое зависит от коллектива, но ни для кого не секрет, что в России сейчас очень остро стоит проблема кадров. Как же удается сохранять такой коллектив?
– Как и раньше, мы тщательно подходим к вопросу подбора и обучения кадров. Во время перестройки был большой провал в обучении. Сейчас люди среднего возраста не дотягивают до нужного уровня, не хватает квалификации, а молодые специалисты идут более подготовленными. Но нет кадров рабочих специальностей. Их приходится брать с нуля, постепенно вытягивая на необходимый уровень. Отмечу, многие ученики, которых я воспитал, занимают в городе ведущее положение, это директора и владельцы фирм. В настоящее время, чтобы готовить такие кадры, мы заключаем договоры с институтами и колледжами, нанимаем преподавателей для своих работников и поддерживаем наставничество в коллективе. Компания сотрудничает с Челябинским монтажным колледжем на этапе обучения мастеров и рабочих. Идут переговоры с ЮУрГУ по программам повышения квалификации инженерного состава. Иногда отрываем сотрудников от работы и сажаем целыми группами за парты учебных заведений для повышения квалификации. Считаю, что в будущем учебные заведения должны работать вместе с бизнесом, как это происходит за рубежом.
– Говорите, что воспитали учеников, за которых можно гордиться, а сейчас продолжаете личную практику наставничества?
– Раньше я учил специалистов, начиная с электрики. Сейчас уровень моих наставнических интересов выше, это управленческие кадры. Вообще наставник изнутри знает все технологические нюансы, процессы и продукты, а благодаря выстроенной системе наставничества новичок в нашей компании не только получает адекватную поддержку на этапе адаптации, но и быстро набирает профессионализм. Наставник же из просто хорошего специалиста становится человеком, который передает опыт эффективных технологий и создает условия для его внедрения, что свидетельствует о его личной зрелости.
– Жаль, наверное, когда уходят специалисты, выращенные компанией?
– Это гордость, если у человека получается оторваться. Валерий Панов, например, гордится, что работал у нас. В будущем такие люди становятся хорошими партнерами. Таким образом получается формировать вокруг себя цивилизованный рынок, в том числе с помощью своих учеников. Сейчас фирма у нас молодая, средний возраст сотрудников – 30 лет. Все перспективные, думаю, многие смогут создать свой бизнес.
Когда социальная ответственность – не пустой звук
– Владимир Горольдович, вы рассказывали про строительство телефонных станций, я правильно понимаю, что это был своего рода социальный проект?
– Да. Мы тесно сотрудничали с областными властями, городской администрацией. Нуждающимся, инвалидам, ветеранам и реабилитированным номера выдавались бесплатно. Кроме того, с момента основания компания «Братья Гримм» активно участвовала в социальной жизни города, спонсировала детские творческие коллективы, оказывала финансовую поддержку проектам на местных телевизионных каналах, инвестировала в городские социально значимые проекты, содействовала проведению праздничных мероприятий, посвященных Дню города...
– Выражение «социальная ответственность бизнеса» для многих стало просто стереотипом, не несущим смысловой нагрузки... А вы как к этому относитесь?
– С моей точки зрения, социальная ответственность в бизнесе – это добровольная обязанность предпринимателей проводить такую политику, принимать такие решения, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Социальная ответственность бизнеса в экономике – это должное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, нормальные условия работы персонала и так далее. Проще говоря, компания должна задуматься о том, как еще она может послужить обществу, проявляя свою социальную ответственность.
– В свое время вы задумались и... решили спонсировать челябинский «Трактор».
– Поддержка команды «Трактор» с 91-го по 94-й годы стала еще одним важным социальным проектом компании. Возможностей содержать команду тогда ни у кого не было. Челябинский тракторный завод погибал, предприятия находились в кризисном состоянии. Руководство «Трактора» попросило о помощи, и наша компания стала генеральным спонсором команды.
– Но почему именно «Трактор»?
– Сам я почти 20 лет отработал на ЧТЗ, поэтому команда была близка мне. Когда Марк Винницкий (В 90-е годы директор ДС «Юность». – Прим. автора) подошел и переговорил со мной, я помог чем мог. До сих пор многие благодарны мне, что тогда я сохранил команду. Ведь вопрос был даже не в деньгах, это был вопрос выживания команды, самих хоккеистов и хоккея в Челябинске. Ребятам не в чем было тренироваться, не было формы. По сравнению с сегодняшним днем деньги, вкладываемые компанией в команду, были не значительными, но существенными настолько, что игра команды стабилизировалась. Мало того, дважды она выигрывала бронзовые медали на чемпионате России.
– Сейчас вы решили возобновить работу с «Трактором»?
– Я не спонсирую команду, но отношения действительно возобновляются. В команду пришли те же люди, с кем я работал раньше. Это Винницкий, Белоусов (В начале 90-х главный тренер ХК «Трактор». – Прим. автора) Я с ними встречаюсь, поддерживаю их и болею за команду. Выступаю как рекламодатель, может быть, буду помогать в каких-то организационных делах. Дружить будем дальше. (Улыбается.)
Счастлив работник – успешна компания
– Какой стратегии развития компания будет придерживаться в ближайшее время?
– Вообще буду стараться развивать два направления. Это отношения с зарубежными партнерами и обучение персонала компании, в том числе и за рубежом. Рынок пока справляется с объемом работ, но чувствуется нехватка специалистов. А я хочу, чтобы мои сотрудники были самодостаточными людьми, имели все необходимое, чтобы жить со своей семьей. Вижу, что сейчас многие их них покупают квартиры, значит, они верят в будущее, в компанию, где работают. Чем счастливее они будут, тем благополучнее будет и компания.
– Владимир Горольдович, а помимо работы чем вы занимаетесь, хватает ли времени на что-то другое?
– Работа занимает практически все время. Наверное, это тот идеальный случай, когда работа становится хобби. Но, конечно, есть выходные, хожу на хоккей и в плавательный бассейн, занимаюсь спортом. Раньше много путешествовал, проехал много стран, ведь с визой проблем нет. (Улыбается.) Всю Европу объездил, не вспомню сейчас страну, где не был.
– Благодаря своему опыту вы можете проводить параллели: как здесь и как там, как было тогда и сейчас. Так что же изменилось у нас за эти двадцать лет?
– Моя жена не устает повторять, как все изменилось. К примеру, Челябинск по темпам развития отличается от той же Германии, как небо от земли. У нас темпы на порядок выше! Даже если смотреть по строительству дорог, жилья: ведь колоссальный объем работ сделан! А такие торговые комплексы, которые построены у нас, в Европе найти сложно. Изменился и бизнес. В 90-е годы он был у всех мелкий. Сейчас он вырос. Те, с кем я одновременно начинал работу в перестройку – с Мительманом, Спиридоновым, стали крупными бизнесменами. Именно они являются основными инвесторами области, постоянно вкладывая в ее развитие. А у молодежи есть примеры, как работать, у кого учиться и перенимать опыт. Конечно, им, как и нам, тяжело начинать. Но тяжело в любой отправной точке, но как только двинешься в путь, сразу становится легче.