Южноуральские власти инициируют проект возрождения и развития транспортного коридора, который соединит Азию и Западную Европу. Для того, чтобы грузовой поток, идущий сухопутным путем из стран Азии в Россию, распределялся на территории Южного Урала, необходимо построить крупный терминал в точке пересечения железнодорожного пути и автомобильных дорог, увеличить пропускную способность ж/д узлов и «привести в порядок» трассу М-5.
К реализации проекта уже подключился региональный Союз промышленников и предпринимателей. Его представители уверены, что концентрация грузового потока в едином коридоре с маршрутом через Южный Урал сулит массу выгод. Негласное название проекта, который планируется презентовать на федеральном уровне, новый Шелковый путь. Однако некоторые эксперты высказывают сомнения по поводу реализации проекта, ссылаясь на то, что бизнес и транспортники нашли бы способ удовлетворить потребность в развитии логистики на Южном Урале, если бы она была.
Власти Челябинской области выступили с инициативой развития транспортного коридора, соединяющего Азию и Западную Европу, который бы проходил по территории региона. Информация об этом прозвучала на прошедшем 9 декабря заседании правления СПП. По словам исполнительного директора регионального Союза промышленников и предпринимателей Александра Гончарова, идея проекта заключается в том, чтобы создать в области наилучшие условия для транспортировки грузов, следующих из стран Азии в Россию и западную Европу и способствовать появлению единого грузопотока.
«Для этого у нашего региона есть все составляющие – и удачное географическое положение, и крупные транспортные узлы, которые соединяют железнодорожный и автомобильный транспорт. К тому же у Южно-Уральской железной дороги существует резерв для увеличения пропускной способности», – уточнил представитель СПП.
Александр Гончаров уже презентовал проект президенту РСПП Александру Шохину и в скором времени вопрос обсудят на правлении Союза промышленников и предпринимателей.
По словам одного из авторов проекта вице-губернатора Алексея Овакимяна, грузопоток, который следует из Азии в Россию и страны Западной Европы сухопутным путем, составляет примерно 16 миллионов тонн. «Задача заключается в том, чтобы создать логистические комплексы для этого потока. Тогда груз, который сейчас идет транзитом, будет распределяться и отправляться в соседние регионы из Челябинской области», – рассказал Алексей Овакимян. Оптимальное место для создания терминала – узел Троицк–Южноуральск. «Там планируется сортировка и перегрузка с железнодорожного транспорта на фуры, так как дальше уже выгодно везти груз автотранспортом», – отметил Алексей Овакимян. Также рассматриваются площадки под складской терминал вблизи челябинского железнодорожного узла. Потенциальные инвесторы, готовые вложить деньги в строительство логистического комплекса площадью около 500 тысяч кв. метров вблизи Южноуральска, уже есть, но пока они не называются. Интерес к проекту проявляет и китайская сторона, в ближайшее время должен состояться обмен делегациями с одной из провинций КНР.
Для того чтобы беспрепятственно везти грузы автомобильным транспортом, необходимо расширить трассу М-5, а именно участок в горнозаводской зоне. «Строительные работы на участке от границы с Башкирией до Кропачево протяженностью 80 километров уже проектируются, также ведутся работы на участке в районе поселка Тимирязевский», – говорит Алексей Овакимян. «Вдоль трассы, конечно, «вырастут» заведения общепита, ремонтные, заправочные и обслуживающие станции», – отмечает собеседник сайта.
Проект носит негласное название – Новый шелковый путь.
Появление такого транспортного коридора будет способствовать значительному сокращению срока перевозок и, как следствие, удешевлению стоимости продукции, уверен исполнительный директор СПП Челябинской области Александр Гончаров. «Могу привести такой пример: клинкер для предприятий нашего региона везли окружным путем через Санкт-Петербург. Представляете, как это отражается на его стоимости», – говорит он.
С ним согласен генеральный директор Агентства развития региона Игорь Кравченко. «Если «точка входа» из Казахстана будет в Челябинской области, то это будет очень выгодно для региона. Можно будет даже задуматься о строительстве платных автодорог. А для маленьких городов, которые находятся на пути следования, – это возможность создания новых рабочих мест», – сказал Игорь Кравченко.
«Это стратегический проект, который открывает новые перспективы для развития региона. После обсуждения на правлении СПП, где планируем заручиться поддержкой крупного бизнеса, мы намерены выйти на правительство и премьер-министра с нашими предложениями», – рассказал Александр Гончаров.
Между тем некоторые эксперты высказывают сомнения по поводу реализации проекта. Аргумент такой: если бы в развитии логистики на Южном Урале была потребность, то бизнес и транспортники уже нашли бы способ ее удовлетворить.
«Такие задачи ставятся потребителями, а не госструктурами, и если бы у РЖД была потребность в создании здесь распределительной станции, то ее бы уже построили. Сейчас железная дорога справляется с распределением и отправкой грузов существующими мощностями», – говорит директор компании E.R.A. Сергей Еремеев. Что касается логистических комплексов, то они, в первую очередь, обслуживают потребность региона. «Почему в Екатеринбурге много логистических комплексов? Потому что Екатеринбург и Свердловская область потребляют много товаров. В Челябинской же области потребление не настолько высоко, – считает эксперт. – Я думаю, что логистический комплекс действительно нужен в Челябинске, но не для транзитных грузов, а для самого города, в котором за последнее время появилось несколько крупных международных сетей».
Кстати, по мнению историков, было бы неправильно говорить, что некогда через Челябинскую область проходил Шелковый путь. Уральские горы и тогда являлись препятствием для торговых караванов. «То, что Шелковый путь проходил через Челябинскую область, это миф. Он шел намного южнее через оазисы Средней Азии на территории современного Узбекистана, – рассказал и. о. декана исторического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Сергей Баканов. – Причина в том, что путь с востока на запад через земли нашей области затруднен Уральскими горами. Единственный разрыв, который существовал в районе современного Оренбуржья, назывался «Уральскими воротами». Здесь и проходил транспортный коридор – самое северное ответвление Шелкового пути через который поставлялись товары в Северное Причерноморье».