В Челябинской области малый и средний бизнес не спешит пользоваться налоговыми льготами, которые региональные власти решили предоставить инвесторам. На прошедшем накануне круглом столе «Стратегические приоритеты инвестиционной политики Челябинской области» депутаты регионального Заксобрания сообщили, что льготой воспользовалась лишь одна компания. По словам зампреда комитета по экономической политике ЗСО Константина Захарова, исполнение закона будет проанализировано, и документ откорректируют. Эксперты считают, что инвесторам не интересны предлагаемые налоговые льготы, так как большинство вновь создаваемых предприятий использует упрощенный режим налогообложения. Еще одна причина – малая информированность бизнеса о подготовленных для них преференциях.
О том, что компании малого и среднего не пользуются налоговыми льготами, которые депутаты совместно с региональным правительством вводили в надежде привлечь инвесторов, сообщил Константин Захаров. Речь идет об инвестиционных проектах в диапазоне от восьми до 300 миллионов рублей. В 2011 году региональный парламент принял закон о льготах для нескольких категорий налогоплательщиков. В частности, это право получили компании, зарегистрированные после 1 января 2011 года и «осуществившие капитальные вложения производственного назначения на территории Челябинской области в размере не менее восьми миллионов рублей».
«Мы видим, что с 2011 года за налоговой льготой в размере 36 тысяч рублей обратилось лишь одно предприятие, – сказал Константин Захаров. – Закон не работает. Одной из причин может являться малая информированность бизнес-сообщества, но есть и другие причины, которые нам предстоит выяснить».
В большей степени налоговые льготы заинтересовали представителей крупного бизнеса, которые инвестируют в свои проекты более 300 миллионов рублей. Для этой категории, помимо льготы по налогу на прибыль, предусмотрено снижение нагрузки по налогу на имущество сроком на восемь лет.
По словам начальника главного экспертного управления Алексея Лошкина, заявки на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов – а это обязательное условие для получение льготы – подали 16 компаний, из которых было отобрано семь «Все эти проекты запланированы к реализации в 2013 году», – сказал он.
Вице-президент челябинского регионального отделения СПП Марк Лейвиков посетовал на сложный механизм реализации закона, который отпугивает инвесторов. «Год назад ЗСО приняло закон о льготах по налогу на прибыль и имущество для компаний, которые потратят на строительство новых производств не менее 300 миллионов рублей. Но на деле механизм реализации закона сложен настолько, что льготников почти нет, и только сегодня появляются первые прецеденты и рассматриваются первые заявки», – сказал Марк Лейвиков. – Это не плюс для инвестиционной привлекательности региона, и надо интенсифицировать работу над законом».
По мнению заместителя руководителя УФНС России по Челябинской области Марины Екимовой новые предприятия предпочитают использовать упрощенную систему налогообложения, которая не подразумевает уплату налога на прибыль, и поэтому в льготах не нуждаются. «УСН дает ряд преимуществ для вновь созданных предприятий, в частности, они не платят налог на имущество. За счет этого фактора круг субъектов, которые могли бы воспользоваться льготами, существенно сужается», – объяснила Марина Екимова участникам круглого стола.
Константин Захаров пообещал, что депутаты откорректируют законопроект. «После полуторагодичного цикла можно откорректировать моменты, которые действительно мешают развитию этого направления», – сказал Захаров.
Эксперты считают, что предложенные инвесторам льготы не существенны, а обязанность подтверждать статус «льготника» может быть для бизнеса дополнительным бременем.
По словам генерального директора юридической компании IMCOM Александра Матерухина, инвесторам предлагают взять на себя дополнительные обязательства. «Применение льгот в конкретном случае, как и в большинстве законов в России, подразумевает не столько возможность снизить налоговую нагрузку, сколько получить дополнительные обязательства по соответствию критериям данной категории льготников, предоставлению дополнительной отчетности для подтверждения такого соответствия», – считает Александр Матерухин. – В противовес этому упрощенка является более «либеральным» инструментом снижения налоговой нагрузки. Тем более в инвестиционных проектах, где этап получения прибыли отложен на неопределенный период времени и, соответственно, есть возможность уплачивать минимальные взносы».
Cпециалист Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH Анастасия Красных указывает на недостатки законопроекта. «Если обратиться к самому тексту закона, то первое, что сразу бросается в глаза, – это условие об уплате такими субъектами авансовых платежей по ставке, установленной для лиц, применяющих общую систему налогообложения. То есть получается, что в течение года субъект будет уплачивать авансовые платежи по налогу по ставке 20 %, и только по итогам календарного года у него будет возможность получить налоговую льготу. А следовательно, какая-то часть денежных средств будет, пусть даже и временно, изъята из хозяйственного оборота субъекта», – отметила она.
Предложение не заинтересовало предпринимателей, потому что эффект от применения льгот не велик, считает депутат Госдумы, совладелец ЧКПЗ Валерий Гартунг. «Это, скорее, декларация о намерениях помогать бизнесу, чем реальная помощь. Чтобы инвесторы действительно пошли в Россию и в Челябинскую область в частности, надо глобально менять подход на уровне правительства РФ. Инвестор, раздумывающий, где ему разместить производство, скорее выберет Казахстан, потому что условия создания бизнеса в России сейчас неконкурентоспособны по сравнению с другими странами», – высказал свое мнение Валерий Гартунг.