Бизнес Родители заберут у школ детей и деньги

Родители заберут у школ детей и деньги

Родители, выбравшие для своих детей домашнее образование, требуют возвращать им деньги, которое государство выделяет школам на их обучение. Такую позицию высказал председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Парфенов, предложив внести изменения в новую редакцию закона «Об образовании». В Челябинской области возмещение затрат на обучающихся на дому школьников не предусмотрено, но, по мнению общественников, количество таких детей может существенно увеличиться со вступлением в силу новых стандартов образования.

Статья 17 нового закона «Об образовании» гласит, что получить среднее образование можно и вне стен школы: на дому, занимаясь с репетиторами или самостоятельно. Но, как убежденно сообщает Павел Парфенов, школы сегодня препятствуют желанию родителей перевести детей на домашнее образование. «Сегодня школы воспринимают учеников как свою собственность: если родители выражают желание дать ребенку образование на дому, администрации школ и органы управления пишут жалобы в службы опеки и попечительства, угрожают забрать детей», – заявил он на круглом столе, посвященном семейному образованию в Общественной палате России. По мнению Павла Парфенова, все дело в деньгах: объем финансирования школы зависит от числа учеников. «Они не желают терять деньги, выделяемые государством», – уверен эксперт. Финансирование образовательных учреждений на самом деле зависит от количества учеников, в том числе и в Челябинской области. По данным министерства образования Челябинской области, в год на содержание ребенка школа получает от 15 479 рублей до 23 552 рублей. Для сравнения: в Москве эти суммы гораздо больше – до 100 тысяч рублей. «Размер финансирования зависит от ступени, на которой обучается школьник, а также от образовательной программы, которая реализуется в учреждении – в него включены затраты на фонд оплаты труда и учебные расходы», – поясняют в региональном министерстве образования.

Семейная форма обучения в регионе пока не пользуется особой популярностью. По данным, озвученным в марте начальником управления общего и специального коррекционного образования министерства образования области Еленой Тюриной, в регионе 26 таких семей, и половина из них проживает в Челябинске. «Желание дать семейное образование младшим школьникам наблюдается в семьях, где есть профессиональные педагоги», – говорит Елена Тюрина, добавляя, что старшеклассники-надомники чаще всего обучаются за границей, а итоговую и промежуточную аттестацию проходят на родине – это предусмотрено законом. Среди школьников, получающих образование на дому, много спортсменов и одаренных детей, которые готовятся к узкоспециализированному обучению. В Минобре отмечают: не стоит путать домашнее образование с экстернатом. Экстерном школьник получает образование в школе, а семейное предполагает, что за образование ребенка полностью отвечают родители, а школа обязана лишь создать условия для сдачи экзаменов (принимаются бесплатно. – Прим. авт.), которые дают право на получение аттестата.

При этом по закону никакие выплаты и компенсации родителям, чьи дети проходят школьную программу на дому, не предусмотрены. Деньги за ребенка в этом случае по-прежнему перечисляются в школу, за которой он закреплен. «Когда-то в регионе компенсации за семейное обучение присутствовали. Но, судя по всему, больше областное правительство на это не пойдет», – комментирует председатель Челябинского губернского родительского комитета Татьяна Кошелева. По ее словам, в полной мере выплата денежных компенсаций за семейное обучение реализована лишь в Москве и Московской области, да и то не во всех учреждениях. Но стоит учитывать, что с введением новых стандартов многие родители захотят перевестись на семейное образование, считает Татьяна Кошелева. «С сентября дополнительные уроки будут платными. И многие родители предпочтут сами обучать своих детей либо нанимать репетиторов. И было бы правильно компенсировать им эти затраты – на время и силы, на покупку учебников и пособий», – говорит Татьяна Кошелева. К тому же далеко не в каждой семье есть квалифицированный педагог, который сможет дать ребенку знания по всем предметам. В любом случае родителям придется прибегнуть к услугам наемных преподавателей, так как список обязательных предметов, по которым принимается аттестация, несмотря на сокращение с 17 до 9, по-прежнему велик.

В среднем, по данным руководителя репетиторского центра «Авеню» Александра Кашина, один час занятий с репетитором стоит 250 рублей. «Некоторые преподаватели, особенно студенты, занижают расценки. А высокопрофессиональные педагоги с многолетним стажем выставляют ценник в 400-500 рублей», – говорит специалист. Плюсом идут затраты на проезд, если преподаватель выезжает на дом. По словам Александра Кашина, учитывая, что в школе занятия по каждому предмету проводятся в среднем по два часа в неделю, затраты на репетитора по одному предмету могут составить не менее двух тысяч рублей в месяц.

Вопрос о выборе формы обучения довольно спорный. «С точки зрения полноты знаний индивидуальные занятия, безусловно, дают больший эффект», – говорит преподаватель географии МОУ СОШ №5 Усть-Катава Светлана Азбаганова. По ее словам, в семейном образовании есть большой минус – оторванность от коллектива: детям, которые прошли школьную программу на дому, сложнее адаптироваться в обществе. «К тому же во время занятий ученики формируют свое мнение по тому или иному вопросу, слышат доводы друг друга, учатся принимать чужую точку зрения. А при надомном обучении есть только два мнения: репетитора (родителя) и самого обучаемого», – говорит Светлана Азбаганова. По мнению преподавателя, те ученики, которые хотели бы хорошо сдать экзамены, но при этом чувствуют, что «не дотягивают», прибегают к услугам репетиторов.

«Школа без репетитора возможна, а вот репетитор без школы – нет», – считает Александр Кашин. По его мнению, репетиторство призвано лишь исправлять те ошибки, которые допустило государственное образование, но не подменять его.

Пока же в Челябинской области ежемесячно выплачиваются денежные компенсации для родителей, чьи дети по состоянию здоровья вынуждены обучаться на дому – 7428 рублей. Однако, как пояснили в аппарате уполномоченного по правам человека в Челябинской области, эти суммы по сравнению с другими регионами в УрФО очень малы. «Депутаты в других регионах порядочнее и человечнее, они пришли в Думу для того, чтобы сделать лучше жизнь граждан, а не свою собственную. Наши же депутаты видят в вопросах поддержания сиротства и материнства только обратную сторону – то, что на увеличении социальных льгот будут зарабатывать нечистые на руку люди», – поясняют в аппарате. По словам источника сайта, на прием к уполномоченному по правам человека ежедневно приходят южноуральцы, которые удивляются размерам материнских пособий – 220 рублей в месяц – на стакан молока и кусок хлеба для ребенка? Матери-одиночки получают 440 рублей. При этом ежемесячное пособие по социальному сиротству при живых, но лишенных прав родителях составляет 5 тысяч рублей.

«По сути, за госсчет мы финансируем нищету, вместо того чтобы поддерживать благополучные семьи и помогать им растить здоровых детей», – говорит источник. По его мнению, подобные законы с немалой коррупционной составляющей лоббируются теми людьми, в чьих карманах потом и оседают бюджетные деньги.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления