В Челябинске маршрутные перевозчики намерены объявить забастовку в знак протеста против криминогенной ситуации, которая сложилась на рынке пассажирских перевозок. Бастовать готовы водители пяти маршрутов, на которых идет война между несколькими перевозчиками. В борьбе за маршруты разбиваются автомобили, режутся покрышки, а водители получают постоянные угрозы. Представители профсоюзной организации, в которую объединились маршрутчики, утверждают, что в городе никак не регулируются отношения между участниками рынка перевозок.
Сегодня, 12 апреля, маршрутчики провели кратковременную акцию, задержав рейс на 90-м маршруте на 15 минут. Если ситуация не изменится, то водители маршрутов готовы объявить уже настоящую забастовку.
Представители первичной профсоюзной организации ООО «Автобус» обратились с письмом в адрес правоохранительных органов и исполнительной власти, в котором сообщают, что в сфере маршрутных перевозок обострилась криминогенная обстановка. «Участились случаи поджога автотранспорта, избиения водителей, угроз водителям и пассажирам, нанесение имущественного вреда собственникам предприятий-перевозчиков», – говорится в письме. Также сообщается, что на маршрутах №№ 213, 248, 300, 90 социальная напряженность достигла своего пика. «Предприниматели и водители доведены до отчаяния и готовы на забастовки», – пишут маршрутчики, прося, представителей власти включиться в переговорный процесс между субъектами рынка.
По словам председателя первичной профсоюзной организации ООО «Автобус» Владимира Маколова, конкурентная борьба ведется такими методами, что водители боятся выходить на работу. «В группу компаний «Автобус» входит Кременкульское АТП. У них есть маршрут, который они длительное время накатывали. Этот маршрут выставляется на тендер, АТП выигрывает тендер, но работать им не дают. В машины подсаживаются жуликоватой наружности мальчики, пугают водителей, бьют машины, угрожают семьям. В конечном итоге водители боятся выходить на линию», – рассказал Владимир Маколов.
«Ведомство, на которое возложен контроль рынка пассажирских перевозок, – управление транспорта областного минстроя не имеет полномочий вмешиваться в конфликт между перевозчиками», – говорит заместитель председателя Южно-Уральского отделения межрегионального межотраслевого профсоюза «Содружество» Денис Гнеушев.
«Мы направляли письмо в минстрой, и нам ответили, что ведомство не может регулировать эти конфликты, так как Законодательное собрание области отменило административные наказания за нарушения, которые допускают перевозчики. Это означает, что механизма для регулирования отношений между субъектами рынка перевозок в области не существует», – считает Денис Гнеушев.
По его мнению, конкурентная борьба между перевозчиками вышла за грань закона после того, как маршруты стали выставляться на конкурсы. «Дело в том, что по федеральному закону, если у тебя есть соответствующая лицензия, то ты имеешь право возить пассажиров без всяких конкурсов. У нас же с помощью конкурсов на маршруты зашли новые перевозчики, а старые не хотят оставлять свои накатанные годами маршруты. Поэтому конфликты участились, а война за маршруты идет с привлечением явного криминала», – рассказал представитель профсоюзной организации.
Жертвой последних «боевых» действий стала маршрутка 213-го маршрута – смотрите видео.
В министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области сегодня не смогли прокомментировать эту ситуацию, сославшись на то, что она находится на личном контроле у министра. А он в настоящее время, как сообщили в пресс-службе, находится в командировке.
Неофициально чиновники говорят о том, что маршрутную войну развязали перевозчики, не сумевшие получить право на маршрут на официальном конкурсе. «На нашем сайте опубликован реестр перевозчиков, и можно увидеть, кто из них действует легально, а кто нет», – сказал собеседник сайта.
В пресс-службе управления транспорта администрации Челябинска говорят о том, что перевозчики должны решать конфликты с участием правоохранительных органов. «Каким образом мы можем вмешаться в эту ситуацию? Если речь идет о криминале, этим должны заниматься правоохранительные органы», – считают в пресс-службе.
Предприниматель Иван Пузырев считает, что если власть не будет принимать участия в разрешении конфликтных ситуаций, то маршрутчики начнут искать помощь у других структур. «Власти должны как-то реагировать на это, иначе те, кто сейчас страдает от противоправных действий, также начнут обращаться за помощью к криминалу, – рассуждает предприниматель. – Эта сфера законодательно вообще никак не урегулирована, а тут еще вместо здоровой конкурентной борьбы начинается подключение административного ресурса или, как уже говорилось, криминальных группировок».
На самом деле федеральное законодательство напрямую не предусматривает необходимость распределения маршрутов общественного транспорта на конкурсной основе, говорит генеральный директор юридической компании IMCOM Александр Матерухин. «Есть только опосредованная связь через законодательство о порядке проведения конкурсов, об общих принципах муниципального самоуправления и о безопасности дорожного движения. Большинство администраций, используя данные акты, разрабатывают свои правила предоставления маршрутов. Разумеется, перевозчикам приходится работать по таким установленным правилам, так как любой нормативный акт, если он не оспорен в соответствующем порядке, обязателен к исполнению», – считает юрист.
Фото: Видео предоставлено заместителем председателя Южно-Уральского отделения профсоюза «Содружество» Денисом Гнеушевым и с сайта youtube.com пользователя Денис Челябинский