Челябинские операторы техосмотра начали закрывать свои пункты. «Мы не можем бороться с шариковой ручкой и ноутбуком», – объясняют они. После того, как контроль за процедурой перешел от ГИБДД к Российской страховой ассоциации (РСА), система дала сбой – диагностическую карту сегодня можно получить даже на машину без колес и мотора, стоит лишь выложить 1000-1200 рублей. Эксперты Chel.ru считают, что реформа провалилась, и если до конца этого года ситуация не изменится, операторы ТО со спецоборудованием и набором необходимых компетенций прекратят свое существование.
Напомним, по новым правилам, введенным 1 января 2012 года, талон о прохождении ТО стал не нужен – ему на смену пришла диагностическая карта, которая привязывается не к регистрационным номерам автомобиля, а к идентификационному номеру машины. При оформлении диагностической карты составляются три экземпляра документа: два распечатываются на бумажном листе формата А4 (один экземпляр получает автовладелец, другой хранится в сервисе, где был проведен техосмотр), а третий в электронном виде пересылается в официальную базу данных РСА. На основании этой карты автовладелец покупает полис ОСАГО.
Целью реформы техосмотра было заявлено сокращение очередей при его прохождении и снижение коррупции, но получилось, как в крылатой фразе Виктора Черномырдина. После того, как контроль передали РСА, очередей стало меньше, но... появилось множество точек, в которых талоны техосмотра начали выдавать без фактической проверки автомобилей. По словам участников рынка, многие новоиспеченные «техосмотрщики» – те, кто раньше не мог пройти конкурсный отбор при ГИБДД Челябинской области. Как отмечает заместитель директора некоммерческого партнерства операторов технического осмотра (ОТО) Владимир Куликов, входной билет на рынок сегодня – 40 тысяч рублей; нужно лишь отправить ксерокопии необходимых документов в РСА, перечислить деньги на расчетный счет организации, и через две недели вы аккредитованный оператор.
При этом сама процедура ТО превратилась в фикцию. «Из 140 челябинских пунктов ТО реально работают единицы, остальные просто выписывают бумажки и деньги за это берут. Их главные инструменты – шариковая ручка, ноутбук и принтер», – говорит Куликов. Липовые диагностические карты продают и на авторынках, и в офисах страховых компаний, и у здания областной ГИБДД, где идет бойкая торговля. Разумеется, состояние машин этих людей не интересует.
«Мы недавно (за неделю до майских праздников. – Прим. автора) провели «контрольную закупку». Пришли в один из павильонов возле областной ГИБДД и получили диагностическую карту на машину, которая незадолго до этого была снята с учета и сдана в утилизацию, – рассказывает индивидуальный предприниматель Игорь Вырышев. – В комнате, где парень нам карту выписал, коробки лежат, в одной из них – автотестер. Спрашиваем, что это за прибор, так он и не знает, что ответить! А через пару дней туда же заезжал – работают, как и раньше. Ничего не боятся».
Профессиональные операторы ТО опускают руки – в этой ситуации продолжать работу бессмысленно. Несмотря на то, что их пункты оснащены спецоборудованием, они теряют порядка 90 процентов клиентов. Владимир Куликов уже закрыл один из своих пунктов ТО, Игорь Вырышев тоже рассматривает такую возможность. «Половину своих работников я уже отправил в вынужденный отпуск», – отмечает Вырышев. Масштабы потерь у всех разные – в зависимости от количества собственных диагностических линий и специалистов-операторов, затрат на аренду помещений и так далее. При этом хоть как-то компенсировать убытки не представляется возможным – пытаться продать оборудование, как отмечает Куликов, означало бы тратить время попусту. «Одна диагностическая линия стоит около одного миллиона 300 тысяч рублей, а ведь надо еще привезти оборудование, установить... Раньше все было по-взрослому: мы и ежегодную поверку проходили, и в переаттестацию операторов вкладывались. А сейчас это оборудование хоть на металлолом сдавай. В общем, если в течение полугода ничего не изменится, на системе можно ставить крест», – уверен Владимир Куликов.
На его столе лежит толстая папка бумаг – это поправки-предложения к ФЗ РФ от 1 июля 2011 года №170 «О техническом осмотре транспортных средств», разработанные членами ПО «Союз технических экспертов и операторов техосмотра». Эти поправки они пытаются продвигать на уровне правительства. «В 170-м законе прописано, что техосмотр должен проводиться с применением средств технического диагностирования или органолептическим методом, то есть визуально, – рассказывает об одном из нюансов Куликов. – Подразумевается, что сначала машину необходимо проверить приборами, а потом уже визуально, но вот эта «или» дает возможность использовать лишь один из методов. Нужно, чтобы вместо «или» стоял союз «и».
Техэксперты называют липовые диагностические карты «билетами на тот свет». Отстаивая свои интересы, они приводят, по их мнению, железный аргумент – происходящее не лучшим образом сказывается на безопасности. Да и сами автомобилисты это отмечают. «С одной стороны, процедура была упрощена, но на дорогах сейчас полно хлама, автомобилей, которые раньше не могли пройти техосмотр, – говорит владелец Hyunday i30 2010 года выпуска Борис Гриновский. – И таких становится все больше. Что же в этом хорошего?»
В начале прошлого года в России было зарегистрировано 2014 пунктов, а по состоянию на 10 февраля 2013 года их было уже 3289. На Южном Урале количество пунктов ТО выросло с 82 до 140.По данным ГИБДД, в 2012 году в России резко возросло количество аварий, случившихся из-за неисправности автомобилей. Рост ДТП по этой причине составил 21,6 процента, в то время как годом ранее – только 2,2 процента. «Что ж, в следующем году рост будет 100 процентов, через год – 200 процентов и так далее. Миллионы людей погибают на дорогах, но для нашей большой страны, видимо, миллионом больше или меньше – не так важно», – мрачно шутит Куликов.
Впрочем, сколько людей, столько и мнений. Челябинский автомобилист Валентин Кривошеев считает, что техосмотр вообще надо отменить. «Раньше на пунктах ТО было сплошное вымогательство, теперь страховщики рулят, только сейчас меньше головной боли стало: заплатил сколько надо – и катайся дальше. Техосмотр был и останется способом нажиться на автомобилистах, отменить его – и дело с концом».
Игроки рынка убеждены, что контролировать аккредитацию пунктов ТО должна государственная структура – иначе конторы по продаже диагностических карт так и будут появляться, как грибы после дождя. «Вчера человек пшеницу сеял, а сегодня он – технический эксперт. Это недопустимо», – говорит Игорь Вырышев.
Между тем, как заявил в конце апреля куратор реформы вице-премьер РФ Игорь Шувалов, контроль над ТО будет передан Центробанку. По словам Шувалова, созданный на базе ЦБ мегарегулятор возьмет под контроль работу страховых компаний в части соблюдения законодательства о техническом осмотре транспортных средств. «Надо сильнее и увереннее работать со страховыми организациями, вынуждая их к тому, чтобы они соблюдали правила, – сказал Шувалов. – Конечно, отменить технический осмотр невозможно, и нужно сделать так, чтобы это была не филькина грамота». Впрочем, техэксперты не спешат радоваться заявлениям чиновников – по их словам, все это пока вилами на воде писано.