Маршрутные конкурсы в Магнитогорске проводятся с грубыми нарушениями антимонопольного законодательства – к такому выводу пришли специалисты регионального управления ФАС. С участников торгов требовали документы, противоречащие действующим нормативным актам, в частности, копии договоров страхования гражданской ответственности. Эксперты Chel.ru отмечают, что коррупция в сфере распределения муниципальных маршрутов в конечном итоге приводит к повышению стоимости перевозок.
Многочисленные нарушения конкурсных процедур были выявлены челябинским УФАС в ходе рассмотрения жалоб магнитогорских предпринимателей. По информации УФАС, действия мэрии Магнитогорска обжаловали семь хозяйствующих субъектов, занимающихся пассажирскими перевозками, в том числе «Магнитогорское автотранспортное предприятие №2».
Как пояснили в управлении, некоторые из требований к предпринимателям шли вразрез с нормативным актом о проведении конкурсов, который администрация Магнитогорска сама же утвердила в 2011 году. В частности, чиновники потребовали копии договоров страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда и здоровья пассажиру – из-за этого предпринимателям пришлось раскошелиться на страхование. Таким образом, затраты на подготовку документации у некоторых предпринимателей составили около 500 тысяч рублей (объемы расходов каждого из претендентов варьировались, исходя из количества представленных на конкурс автомобилей).
«Но участники конкурса являются лишь потенциальными перевозчиками, поэтому такое требование неправомерно», – отметила заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Сапрыкина. Одним из очевидных признаков нарушений антимонопольщики посчитали и тот факт, что два победителя (кстати, отец и сын) представили на конкурс страховые договоры с одним и тем же номером, а также идентичные списки транспортных средств.
Вопреки установленным правилам итоги конкурса не были опубликованы, а мэрия поспешила заключить контракты с победителями. Остальные претенденты оставались в неведении относительно своего участия в конкурсе, а когда узнали об итогах, обратились с жалобами в УФАС.
Но в связи с тем, что большинство контрактов уже заключены, УФАС не вправе выдать предписание об их расторжении. «Предпринимателям остается лишь обращаться в суд», – говорит Наталья Сапрыкина.
Администрация Магнитогорска, в свою очередь, заявила, что готова оспаривать решение ФАС в суде.
По словам заместителя директора «МАП №2» по пассажирским перевозкам Виталия Федорцова, они намерены не только бороться за отмену результатов конкурса в Арбитражном суде, но и написать о происходящем на сайт президента России – по его мнению, это должно возыметь эффект. «Победителями торгов стали предприниматели, только что получившие лицензии, а наша компания, которая работает на рынке не один десяток лет, осталась не у дел», – удивляется Виталий Федорцов. При этом он уверен, что конкурс проходил по сговору. «Меня даже вызывали в администрацию города и просили не подавать заявки на эти маршруты, потому что они уже обещаны» («МАП №2» претендовало на пять городских маршрутов. – Прим. автора), – говорит Виталий Федорцов. – При этом один из маршрутов мне все-таки предлагали. Сказали: «Лучше один, чем ноль».
Напомним, челябинские перевозчики тоже неоднократно жаловались на администрацию города при проведении торгов на муниципальные маршруты, и некоторые претензии УФАС признавало обоснованными. Но если в Магнитогорске, как отмечают антимонопольщики, подобные нарушения повторяются уже на протяжении нескольких лет, то в Челябинске ситуация уже не такая напряженная, как раньше.
Впрочем, сами перевозчики не разделяют это мнение. «Ничего подобного, эти конкурсы – абсолютно коррупционная схема, которая ущемляет интересы одних перевозчиков в пользу других, – говорит индивидуальный предприниматель Иван Пузырев. – Ничего в этом плане не меняется, торги проводятся крайне несправедливо, поэтому мы и не хотим в них участвовать. Все распределяется в пользу фирм, аффилированных с администрацией».
Мнение о том, что в любом конкурсе присутствует коррупционная составляющая, озвучивает и директор ООО «Казачий двор» Юрий Русин. «По-прежнему считаю, что такие конкурсы вообще не должны проводиться, они в любом случае незаконны», – говорит Юрий Русин и обращает внимание, что эта проблема характерна для многих российских городов. «Кто-то пытается с этим бороться, кто-то – нет, но после конкурсов везде происходит одно и то же: на замену предпринимателям, которые адекватно относятся к своему бизнесу, приходят случайные люди, а цены начинают расти», – резюмирует он.