Инвесторам на Южном Урале в отдельных случаях не нужно будет получать разрешение на строительство. Законопроект об этом обсуждался сегодня, 18 сентября, на заседании комитета по строительной политике Законодательного собрания Челябинской области. Документ рекомендован к принятию в первом чтении, но, по мнению экспертов, нуждается в доработке. Какие преференции могут быть обеспечены бизнесу и чего опасаются чиновники – в материале Chel.ru.
Законопроект, который позволит упростить процедуру получения разрешения на строительство ряда объектов инженерно-технического обеспечения, был разработан по рекомендации губернатора Челябинской области Михаила Юревича в рамках реализации инвестиционной политики. Инициатива направлена на устранение излишних административных барьеров и предусматривает строительство линейных электропередающих объектов (ЛЭП) без проектов планировки и межевания, исключает проведение экспертизы проектной документации и госнадзора. По планам разработчиков, нововведение позволит значительно сократить сроки строительства объектов и ввода их в эксплуатацию.
Как отметила исполняющая обязанности начальника Главного экспертного управления Челябинской области Наталья Лугачева, объекты, на строительство которых не потребуется разрешение, следует относить к сооружениям нормального уровня. «А что касается объектов, относящихся к категории повышенной опасности, то их строительство будет осуществляться в действующем порядке», – сказала Лугачева и подчеркнула, что обязанности по соблюдению строительных норм и техрегламента остаются в силе для всех организаций, причастных к строительству.
Президент «Ассоциации малой энергетики Урала» Максим Загорнов согласен с тем, что госэкспертиза и госнадзор в отношении линейных объектов – излишество. «Мы сейчас строим газопровод в Свердловской области, проект должен пройти госэкспертизу, – рассказал Загорнов. – Но его еще утверждает и газоснабжающая организация, которая, собственно, и будет эксплуатировать объект. То есть профильные структуры, в том числе и МРСК Урала, все равно проверяют проекты, так что заключение госэкспертизы – просто лишнее. Выходит и долго, и дорого».
По словам заместителя председателя комитета по экономической политике Законодательного собрания Челябинской области Константина Захарова, бизнес-сообщество одобряет нововведения, но, по мнению предпринимателей, было бы правильно вообще исключить роль государства из системы контроля за строительством линейных объектов.
«При этом может быть введено обязательное страхование, какие-то дополнительные меры ответственности, чтобы строители и эксплуатанты четко придерживались установленных норм», – отметил Захаров.
Предприниматели также обращают внимание, что поправки касаются в основном крупных и средних строительных организаций. Но есть еще и предприятия, которые занимаются строительством внутри своей компании, и этот процесс тоже нуждается в упрощенке.
Председатель комитета по строительной политике Законодательного собрания Челябинской области Юрий Карликанов назвал законопроект «очень неоднозначным».
«Тут есть как позитивные, так и негативные стороны, – отметил он. – Например, не совсем понятно, каким образом будет осуществляться запуск объекта – то ли ставиться на учет с молчаливого согласия регистрирующих органов, то ли должны быть какие-то дополнительные требования к инициатору стройки». Как пояснила Наталья Лугачева, уже вступили в силу изменения в федеральный закон, согласно которым для регистрации созданных объектов недвижимости необходимо предоставлять только правоустанавливающие документы на землю и декларацию. «Поэтому, думаю, вопрос с Росреестром исчерпан», – добавила эксперт.
Эксперты затронули и другой спорный вопрос. С одной стороны, в рамках «Дорожной карты» власти выполняют поручение президента по повышению доступности энергетической инфраструктуры, с другой – возникает опасность порождения «несистемных сетевых операторов», которые, как выразился глава комитета, «просто по рукам и ногам нас повяжут».
Председатель регионального комитета «Единый тарифный орган» Сергей Образцов подтвердил, что новый порядок чреват серьезным увеличением затрат на сетевое хозяйство. «Когда любой желающий будет строиться когда захочет, затраты на сетевое хозяйство вырастут в разы. А мы уже сейчас имеем бессистемную застройку из-за льготников, к которым присоединяются другие потребители», – сказал Образцов. Сложнейшие последствия для тарифной политики прогнозирует и заместитель председателя правительства Челябинской области Сергей Шаль: «Происходить будет таким образом: любая сетевая организация нарисует какой-то проект, принесет в ЕТО и скажет: «Утверждай тариф». А если у компании есть инвестиционная программа, он имеет право на ее защиту, и это будет сложнейшая проблема».
По словам руководителя СК «Артель-С» Николая Янова, рассматриваемые поправки еще «обрастут дополнительными пунктами» с разъяснениями и ограничениями. «Во-первых, мне, как застройщику, интересно, как у нас будут строиться взаимоотношения с монополистами, у каждого из которых есть правила технологического присоединения объектов. И они, как правило, хотят строить самостоятельно – говорят, дайте нам деньги, и мы сами все сделаем! – говорит руководитель строительной компании. – Во-вторых, построенные сети мы кому-то должны передать в эксплуатацию. То есть, не отправляя проект в экспертизу, все равно вынуждены согласовать его с электрическими сетями, тепловыми и так далее».
Уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров призывает к решительности. «Недавно в Кыштыме предприниматели жаловались, что не могут подключиться к сетям, получают разрешение уже более двух лет. Разве это нормально? – задает риторический вопрос бизнес-омбудсмен. – Понятно, что у профильных ведомств работы может прибавиться, но нужно делать первый шаг. Тем более такой порядок уже действует в некоторых других регионах. Других опасений, кроме тех, что «может быть когда-нибудь ситуация ухудшится», я не вижу».