Регионам могут запретить проводить массовую кадастровую оценку чаще, чем раз в три года. С такими поправками выступило Минэкономразвития. Руководство регионов и мэрия Москвы и Санкт-Петербурга выступили против этих поправок, указывая, что «чем чаще проводится кадастровая оценка, тем актуальнее информация». А представители бизнеса уверены, что это значительно облегчит им жизнь, сократив финансовые и временные издержки. Подробности – в статье на Chel.ru.
Минэкономразвития РФ предложило запретить регионам проводить массовую кадастровую оценку чаще, чем раз в три года. Подготовленные ко второму чтению поправки в закон об оценке сегодня, 2 июня, рассмотрит правительственная комиссия по законопроектной деятельности, сообщают «Ведомости». Сейчас регионы могут проводить ревизию оценки ежегодно. А судебные решения, пересматривающие ее результаты, не имеют обратной силы (поправки отменяют и это ограничение). Это бьет по бизнесу, жаловались предприниматели: стоимость земли завышается, соответственно, растут расходы бизнеса.
При этом мэрии Москвы и Санкт-Петербурга предложили не распространять на них действие поправок, аргументируя это стремлением к актуализации: «Чем чаще проводится кадастровая оценка, тем актуальнее информация». Исключить из поправок положения о предельной частоте оценки и ретроспективный подход просит и президент Татарстана Рустам Минниханов в письме премьеру Дмитрию Медведеву. Чтобы учесть все изменения в рыночной стоимости, требуется более частая оценка, чем раз в три года, а обратная сила судебных решений приведет не только к недобору доходов, но и к увеличению расходов: придется возмещать ранее уплаченные налоги.
Поступления от налогов на имущество в 2013 году составили 900 млрд рублей – 11 процентов доходов регионов. Это «островок стабильности» региональных бюджетов, поправки же делают их доходы еще менее прогнозируемыми.
Регулирование сроков проведения кадастровой оценки является закономерным результатом развития земельных отношений в данном направлении. Главное для законодателя в любой сфере – соблюсти баланс интересов, считают эксперты Chel.ru.
«Это очень грамотное решение, но запоздалое, – считает заместитель председателя совета ЧРО «Опора России» Денис Константинов. – По причине отсутствия механизмов мягкой эффективной корректировки кадастровой стоимости земли для компаний эти поправки необходимо было принять уже давно. Сказать, что кадастровая оценка земель поселений выполнена в Челябинской области в 2010 году из рук вон плохо, – не сказать ничего».
«Предложения Минэкономразвития, безусловно, положительны для повышения стабильности ведения бизнеса, – соглашается партнер, руководитель департамента юридических услуг консалтинговой компании LA'consulting Нелли Жучкова. – Оно обеспечит возможность стратегического планирования ведения предпринимательской деятельности на более длительный период. Кроме того, снизятся риски по данному пункту для компаний при заключении долгосрочных контрактов. А как известно, количество возможных рисков (например, повышение налоговой нагрузки, возможность судебного оспаривания и, как следствие, затрат) увеличивает стоимость продукта, работ и услуг».
Согласно судебной практике, ежегодно более 1000 предприятий Южного Урала оспаривают результаты кадастровой оценки, указывают эксперты.
«Ни для кого не секрет, что минимальные затраты компаний на оспаривание превышают 100 тысяч рублей, – продолжает Денис Константинов. – Это значит, что региональный бизнес за пять лет понес примерно 500 миллионов рублей прямых затрат. Эти средства не были вложены в модернизацию. А как правило, большие площади сегодня находятся в пользовании именно у производственного бизнеса. В общем, процедура оспаривания кадастровой оценки для компаний болезненна, выполнять ее ежегодно компаниям экономически нереально».
«Бесценным является наличие «обратной силы» для судебных решений, – комментирует Нелли Жучкова. – В целом на оспаривание утвержденной правительством оценки уходит от трех до шести месяцев. К тому же общество несет немалые расходы на проведение независимой оценки земельного участка, экспертизы, судебные расходы. К слову, при выигрыше в суде взыскать с госоргана можно только судебные расходы, а расходы на оценку и экспертизу (львиная доля затрат) – нет. В итоге даже если суд признает оценку, представленную компанией, предприятие сможет воспользоваться новым расчетом только со следующего года – такую жесткую позицию заняли налоговый орган и органы государственного кадастра».
Нелли Жучкова пояснила ситуацию на примере обсчета в магазине: «Вы узнали об этом и доказали свою правоту. Вам отвечают: мы признаем, что вы правы, но лишнюю плату не вернем, поскольку признали вашу правоту только сейчас, после обсчета».
Практика показала, что массовая оценка земель в разы увеличила кадастровую стоимость. Независимая оценка компании, проведенная на ту же дату, что и массовая оценка, порой в 10 и более раз ниже, указывают респонденты Chel.ru.
Помимо прямых расходов бизнес несет и косвенные – тратится значительное время на судебные процессы, обращают внимание эксперты.
«Процесс судебного оспаривания кадастровой оценки несовершенен, а потому очень длителен по времени – среднее разбирательство с учетом стадии апелляционного обжалования составляет до семи-восьми месяцев, – комментирует господин Константинов. – В результате бизнес зачастую лишается возможности оспорить результаты кадастровой оценки за текущий год и вынужден переплачивать даже по выигранным спорам. А с учетом того, что кадастровая переоценка раньше могла проводиться ежегодно, в судебных решениях не было никакого смысла. Оспорила компания, а на следующий год ей нужно уже новые результаты оспаривать».
Затратность и длительность судебных процессов станут для бизнеса оправданными, уверена юрист, партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ирина Трякшина. «Стоит отметить, что от начала проведения оценки до получения на руки готового решения проходит в самом лучшем случае три месяца, – рассказывает она. – Выиграют от нововведения и муниципальные учреждения (к примеру, дворцы спорта и тому подобные), которым принадлежат земельные участки. Ведь дополнительных средств на судебные мероприятия для бюджетных учреждений не выделяется, в результате приходится тратить денежные средства, которые могли пойти на приобретение нового оборудования или ремонт».
С другой стороны, регионы в рамках развития рыночной экономики смогут своевременно корректировать кадастровую стоимость земельных участков в целях налогообложения, ведь поправками вводится разумный срок в три года, указывает Ирина Трякшина. «Стоит отметить, что земельные отношения и земельное законодательство в Российской Федерации несовершенны в силу своего «детского возраста», – рассуждает госпожа Трякшина. – Чуть больше 20 лет прошло с тех пор, как в нашей стране возник институт права собственности на землю. Поэтому нововведения и корректировки в данной сфере будут неизбежны и в течение ближайших десятилетий».
Главенствующей причиной недовольства власти является снижение наполняемости бюджета, комментирует Нелли Жучкова. «Хотя подозреваю, что напрямую это высказано не будет, а скорее, будет облечено в следующую формулу: экономическая жизнь динамично меняется, а кадастровая стоимость «не поспевает», и в итоге будет значительно отличаться от текущей рыночной стоимости, – предполагает она. – Но возможность бизнеса планировать свою деятельность, стабильно развиваться и снижение рисков для него не только обеспечит рост существующего бизнеса, но создаст возможность открытия новых компаний. Как следствие налоговые поступления в целом увеличатся».