ОАО «Фортум» решило оспорить тарифы на теплоснабжение в Челябинской и Тюменской областях. Компания подала в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) России заявление о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением тарифов на теплоснабжение на Южном Урале и в тюменском регионе. В чем суть спора, на сколько в итоге увеличатся тарифы и кого в большей степени это коснется – в статье на Chel.ru.
В конце января Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России приняла к рассмотрению заявления ОАО «Фортум», оспаривающие решения Единого тарифного органа (ЕТО) Челябинской области (ныне министерство тарифного регулирования и энергетики) и департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области.
Энергетики считают, что челябинские чиновники при расчете затрат на производство тепла в 2015 году использовали некорректную методику. «Фортум» ссылается на нормативы удельного расхода топлива, утвержденные Министерством энергетики РФ приказом от 18 сентября 2014 года №624. Но ГК «ЕТО Челябинской области» при утверждении тарифов на тепловую энергию не приняла в расчет нормативы удельного расхода топлива, утвержденные в установленном законом порядке.
В России применяется несколько методов расчета топливных затрат на производство тепловой и электроэнергии. Наиболее распространены два: методика ОРГРЭС (введена в 1995 году РАО «ЕЭС» и применяется к «Фортуму» в настоящее время) и физический (он же балансовый) метод распределения затрат на топливо (применялся в СССР и России до 1996 года).
В «Фортуме» считают, что методика ОРГРЭС (применяемая Минтарифом) некорректна, так как согласно ей КПД тепловой энергии на ТЭЦ составляет более 100%, что нарушает закон о сохранении энергии. Переход на так называемый физический метод распределения затрат устранит имеющееся субсидирование затрат на топливо при производстве тепла за счет попутного производства электроэнергии. Иными словами, тепло станет дороже, а электроэнергия дешевле. При этом суммарные платежи потребителей за тепло и электроэнергию будут ниже.
Действительно, до 2015 года при установлении для «Фортума» тарифов на тепловую энергию применялись нормативы удельного расхода топлива, утверждаемые Минэнерго РФ, подтверждают в южноуральском минтарифов. При установлении тарифов на 2015 год были учтены нормативы, утвержденные Минэнерго для ТЭЦ ОАО «Фортум» на 2014 год. При этом с 1 июля 2015 года тариф увеличится на 6,1%.
Министерство по тарифному регулированию Челябинской области настаивает на применении методики ОРГРЭС, так как переход на физический метод распределения доходов будет означать резкое увеличение тарифов на тепло. «Согласно учетной политике ОАО «Фортум» на потребителей тепловой энергии будет отнесена большая часть затрат. При этом предполагается рост тарифа с июля 2015 года более чем в два раза, или на 106,5%», – объяснили Chel.ru в Министерстве по регулированию тарифов и энергетики Челябинской области. Таким образом, «реализация перехода к физическому методу не может быть осуществлена в условиях установленных ограничений роста платежей граждан за коммунальные услуги на уровне инфляции», считают в минтарифе.
Энергетики категорически не согласны с мнением регулятора. По оценкам специалистов ОАО «Фортум», при переходе на физический метод расчета рост тарифа составит всего 13,7%.
В приводимой энергетиками цифре в 13,7% учитывается только общее повышение цен на электрическую и тепловую энергию, указывают в минтарифов. «Когда ОАО «Фортум» дает низкую оценку значения перехода к физическому методу, не учитывается, как по их учетной политике распределяются расходы между электрической и тепловой энергией», – комментируют в минтарифов. Между тем при применении физического метода на потребителей тепловой энергии ляжет значительно большая часть затрат, чем до сих пор. С этим и связана позиция области по исключению необоснованного роста тарифов для потребителей тепловой энергии.
«Разговор может идти лишь о повышении тарифа на 13-15%. «Фортум» ведь тоже не самоубийца! Если они допустят повышение тарифов на тепло вдвое, у нас по всему городу, как грибы, вырастут котельные, и последние клиенты от них уйдут на самостоятельное производство тепловой энергии, – защищает позицию энергетиков бизнес-омбудсмен по энергетике и естественным монополиям в Челябинской области Максим Загорнов. – С учетом медленной окупаемости новых объектов, которые «Фортум» недавно ввел в эксплуатацию, не такой уж и прибыльный у них бизнес. Поэтому они будут за эти 13% биться до последнего».
На челябинском бизнесе повышение тарифов, каким бы оно ни было, сильно не отразится просто потому, что практически весь крупный и даже средний бизнес уже обзавелся собственными тепловыми мощностями, и «Фортум», по сути, обслуживает только население, отмечает Максим Загорнов.
В настоящее время тарифы на тепло для населения Челябинской области – одни из самых низких в стране. «Мое мнение – в этих 13% никакой катастрофы нет. Та небольшая прибыль, которую получит «Фортум», немного улучшит его финансовое состояние и позволит внедрять хоть какие-то инновации», – говорит омбудсмен.
Значительно сильнее на стоимость отопления для населения влияет не постепенный рост тарифов «Фортума», а наценки многочисленных посредников – управляющих компаний, считает Загорнов.
В «Фортуме» уверены в своей правоте и ссылаются на недавний прецедент. Около года назад ОАО «УТСК» обращалось в Федеральную службу по тарифам с жалобой на Единый тарифный орган Челябинской области (ЕТО), который некорректно рассчитал тариф на тепло на 2014 год. Тогда ФСТ поддержало требования энергетиков, и с 1 июля 2014 года тарифы были пересмотрены регулятором.