Челябинцам больше не придется оплачивать скрытые комиссии при совершении финансовых операций. Банки хотят обязать письменно предупреждать клиентов о дополнительных платежах. Последние в знак согласия должны будут поставить свою подпись. Такая норма добавлена в проект поправок в закон «О банках и банковской деятельности». Банкиры хоть и считают нововведение излишней бюрократией, но признают, что это может обезопасить от недобросовестных игроков.
Законопроект был внесен в прошлом году и сейчас рассматривается в первом чтении. Предлагается перед совершением банковской операции выдавать клиенту бумагу, где черным по белому будет указан размер комиссии или ее отсутствие. Клиент должен поставить подпись в знак того, что он ознакомился с тарифом и согласен нести издержки. «Кредитная организация обязана до совершения банковской операции предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией и взимаемого ею за совершение соответствующей операции, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также указать размер и состав расходов, которые понесет данный клиент в результате совершения соответствующей банковской операции», – цитируют «Известия» доработанный текст законопроекта. Инициаторы нововведения объясняют необходимость письменного уведомления клиентов низким уровнем финансовой грамотности. При этом такие нормы не распространяются на операции, совершаемые с помощью банкоматов: размер комиссии должен отображаться перед подтверждением операции на экране, а по ее завершении – в чеке.
По словам юристов, необходимость такого нововведения назрела давно. Совсем недавно подобные споры были обычной практикой правозащитников. «У нас было около 1,5 тысячи таких дел. Большая часть из них признавалась в судах недействительными, и деньги возвращались заемщикам. На сегодняшний день ситуация стабилизировалась. Самые распространенные нарушения сегодня – включение страховок в кредит и дополнительная плата за открытие ссудного счета для заемщика. Причем, как выяснялось в судах, большая часть этой суммы идет банку», – рассказал директор юридической компании «Бизнес консалтинг» Алексей Мотылев.
Банки утверждают, что во избежание недоразумений и споров они сообщают клиентам о дополнительных издержках. «Например, если человеку нужно перевести деньги, он может узнать о стоимости услуги на информационном стенде или спросить у сотрудника банка. При любой операции клиент заполняет анкету, где есть ознакомление с тарифами», – рассказал заместитель руководителя ККО «Челябинский» АКБ «Форштадт» Арсений Хакимов. Что касается письменного уведомления, то он выразил опасение, что это приведет к излишней бюрократической волоките. Клиенту и без того приходится заполнять множество бумаг, и на обслуживание каждого будет уходить все больше времени, что может привести к очередям.
Впрочем, как считают представители банковского сообщества, нововведение может оградить клиентов от нечестных на руку игроков рынка, которые целенаправленно скрывают комиссии. «Но даже эта норма не поможет, если люди не будут внимательно смотреть документы. Все будет зависеть от клиента. Он должен проверять и контролировать, за что берут деньги», – говорит региональный директор ВУЗ-банка в Челябинской области (финансовая группа «Лайф») Денис Николенко.