Завод «Сигнал» пожаловался в антимонопольный орган региона на Челябинский трубопрокатный завод, а УФАС возбудило дело в отношении ЧТПЗ по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». Причиной жалобы стало водоотведение технической воды «Сигнала», вернее, ценообразование в рамках заключенного между предприятиями договора на оказание этой услуги. О сути жалобы, о том, что, по мнению юристов, грозит ЧТПЗ и о дальнейших действиях Челябинского УФАС России – в тексте на Chel.ru.
Несколько лет назад между компаниями был заключен договор на водоотведение технической воды ОАО «Сигнал» в промливневую канализацию ОАО «ЧТПЗ». Как установило Челябинское УФАС России, фактически ЧТПЗ осуществляет прием и транспортировку промышленных сточных вод предприятия через централизованную систему водоотведения.
«При этом согласно действующему законодательству тариф на транспортировку сточных вод подлежит регулированию, – рассказали в пресс-службе Челябинского УФАС России. – Однако завод в период с 2011-го по 2016 годы не обращался за утверждением данного тарифа в министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Это не помешало ЧТПЗ оказывать заводу “Сигнал” услуги по транспортировке сточных вод и взимать плату».
Причиной обращения завода «Сигнал» в антимонопольную службу стало увеличение не утвержденного в министерстве размера платы на 38%.
Антимонопольный орган возбудил в отношении ОАО «ЧТПЗ» дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции», запрещающей нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно закону «О естественных монополиях», к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоотведению, в том числе транспортировке сточных вод. ОАО «ЧТПЗ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению на территории Челябинска в пределах пролегания инженерных сетей и инженерных сооружений ОАО «ЧТПЗ».
Заседание комиссии Челябинского УФАС России по рассмотрению дела назначено на 20 июня. Между тем на Челябинском трубопрокатном заводе комментариев по данному вопросу пока не дают.
«На текущий момент ЧТПЗ не получил от УФАС России по Челябинской области официального уведомления о возбуждении дела по административному правонарушению, – сообщил Chel.ru представитель пресс-службы ЧТПЗ. – Соответственно, какие-либо комментарии преждевременны».
Юристы дали прогноз возможного развития событий. Если комиссия Челябинского УФАС России при рассмотрении дела установит, что ЧТПЗ нарушил действующее законодательство, предприятию будет вынесено предписание прекратить нарушение. Помимо этого, компании грозят штрафные санкции, указали эксперты Chel.ru.
«В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, – комментирует адвокат, партнер АБ «ЛЕ-АРМ» Мария Ларионова. – В рассматриваемых отношениях ОАО «ЧТПЗ», видимо, выступает в качестве организации водоотведения (естественно-монопольный вид деятельности)».
В статье 11 закона №416-ФЗ закреплены положения по взаимодействию организаций, осуществляющих водоснабжение и/или водоотведение, в том числе запрет собственникам и иным законным владельцам водопроводных и канализационных сетей препятствовать транспортировке по их водопроводным и канализационным сетям воды и сточных вод в целях обеспечения горячего, холодного водоснабжения и водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и канализационных сетей. Установление тарифов в сфере водоотведения, в том числе тарифов на транспортировку сточных вод, отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указала юрист.
«Таким образом, цена за транспортировку сточных вод (водоотведение) соглашением сторон установлена быть не может, – акцентировала Мария Ларионова. – Это представляется обоснованным и справедливым. Требования предварительного утверждения цены вызваны необходимостью обеспечить недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры.
В случае, если в результате проверки будет установлено, что оплата за водоотведение производилась вне установленных тарифов, действия ОАО «ЧТПЗ» будут признаны незаконными. Кроме того, эта организация получит предписание от УФАС воздержаться от получения оплаты до утверждения тарифов. Если предписание будет нарушено – последует административная ответственность».
«Если антимонопольный орган установит факт нарушения ОАО “ЧТПЗ” порядка ценообразования, то в соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ это повлечет наложение административных штрафов, – комментирует ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Ануш Арутюнян. – Размер наказания для граждан составит 5 тысяч рублей; для должностных лиц – 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; для юридических лиц – двукратный размер излишне полученной выручки от реализации товара, работы или услуги вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года».
В пресс-службе антимонопольного органа региона уточнили, что если и будут привлекать компанию к ответственности, то по статье 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».
«Административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – прокомментировала пресс-секретарь Челябинского УФАС Росси Наталья Мартынюк. – Наказание грозит в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com