В Челябинске наращивает экспансию новая сеть алкомаркетов. Площадки в самых трафиковых местах города занимают магазины или, как называют свои точки владельцы новой розницы, буфеты «ОгоньВода». Почему стрит-ритейл приобретает градус, с кем намерены конкурировать круглосуточные буфеты и в чём их отличие от низкопробных «наливаек»? Подробности — в материале 74.ru.
Поначалу представители новой розничной сети осваивали отдаленные районы Челябинска: в мае первые буфеты появились на северо-западе и в Металлургическом районе. Сразу три новые торговые точки «ОгоньВода» заработали в августе. Причем одна из них открылась в центре города, на перекрестке двух проспектов — Ленина и Свердловского. Так называемый буфет разместился там, где ранее долгие годы работала аптека «Классика». Два года назад часть этой площадки занял магазин-дискаунтер «Одна цена».
В сентябре очередной алкомаркет заработал в другом помещении сети «Классика» — буквально дверь в дверь с аптекой. Все точки «ОгоньВода» открыты в местах с хорошим пешеходным и автомобильным трафиком. Спиртное в них продают круглосуточно, но при этом продавцы обязаны открывать все бутылки — как в кафе. Таким образом предприниматели, по сути, обходят закон о запрете ночной продажи алкоголя.
Развитием сети буфетов «ОгоньВода» занимается челябинская группа компаний «Феникс». В сферу ее деятельности входят оптовые поставки и розничная продажа алкоголя.
— Мы работаем абсолютно легально. Есть все необходимые лицензии, заключены прямые контракты с производителями и импортерами продукции, — рассказал 74.ru директор департамента развития и управления рисками группы компаний «Феникс» Игорь Ивлев. — Вся продукция продается через ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, с помощью которой контролируется движение алкоголя. — Прим. авт.).
Представители сети буфетов подтверждают, что у них нет столиков со стульями, как в привычном всем заведении общепита.
— Зато у нас есть барная стойка, как в кафе, — добавил Игорь Ивлев. — Отпускаем продукцию в открытом виде, поэтому никаких законов не нарушаем.
Покупателей такие правила продажи не смущают, народ, по его словам, относится «с пониманием».
Сейчас в городе действует уже шесть точек по продаже алкоголя под вывеской «ОгоньВода». До конца года владельцы сети планируют довести их количество до десяти.
Корреспондент 74.ru спросил представителя сети буфетов, чем их заведения отличаются от банальных «наливаек». Игорь Ивлев настаивает на том, что кардинальная разница — в том, что у них нет контрафакта и покупателей-маргиналов, а конкурируют они с нелегальными торговцами спиртным.
Сейчас федеральный закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта запрещает продажу алкоголя в детских, образовательных, медицинских организациях, на культурных, спортивных, военных объектах, рынках, вокзалах, в аэропортах, в местах массового скопления граждан, а также на «прилегающих к ним территориях». При этом радиус этой зоны регионы устанавливают самостоятельно.
В Челябинской области «безалкогольные» границы определены в 80 метров. В столице Южного Урала — еще меньше, от 15 до 30 метров. При этом расстояние считается не напрямую, а по тротуарам и пешеходным переходам от крыльца магазина до крыльца, например, школы.
Заведения подобного формата, только торгующие пивом и слабоалкогольными напитками, уже давно популярны по всей России. Даже один столик с парой стульев в торговом зале позволяет оформить такое заведение как «кафе» и торговать алкоголем круглосуточно, отмечают эксперты.
— А вот отпуск спиртных напитков крепче пива с открытием бутылки на месте — весьма редкое явление, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Конечно, во времена СССР были популярны всевозможные «рюмочные», но и законодательство насчет «употребления в общественных местах» тогда было куда мягче. Не исключено, что широкое распространение подобный формат «общепита» пока получил лишь в некоторых регионах, в том числе в Челябинске.
В то же время другие эксперты, наоборот, говорят об уходящем тренде. Бум «наливаек» в России начался уже несколько лет назад и стал проблемой № 1 во многих регионах.
— Власти сами открыли ящик Пандоры и выпустили этого джинна из бутылки. До 2012 года по всей стране магазины, торгующие алкоголем, работали с 8 утра до 23 часов вечера. Потом власти взялись за антиалкогольную тему и сказали регионам: делайте, что хотите, вплоть до введения сухого закона, — пояснил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — В регионах начали сокращать время работы магазинов — до 22, а то и до 21–20 часов. А вечер, начиная с 19 часов — это пик продаж в легальной рознице. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: легальная точка прекращает работу в восемь-девять вечера, а нелегалы продолжают вовсю торговать. А нелегалов у нас раза в полтора больше тех, кто имеет лицензию.
В итоге бизнес нашел лазейку в законодательстве — стали называть себя барами, кафе или буфетами. Ставили столик или барную стойку и продолжали торговать, потому что общепит имеет право продавать алкоголь хоть круглые сутки. Алкомаркеты и магазины разливного пива, оформленные как кафе, заняли определенную нишу. Их доля, по словам экспертов, пока не сокращается.
— Сейчас государство пошло по новому пути — ограничения по площади, количеству столиков и так далее, — добавил Вадим Дробиз. — Вот-вот введут разделение и ужесточение лицензий. Вполне возможно, что тогда эти «наливайки» сойдут на нет.
Подобная форма торговли крепким алкоголем вряд ли получит широкое распространение, сомневаются эксперты.
— Скорее всего, предложение будет уравновешено соответствующим спросом и естественными законодательными ограничениями, — отметил Алексей Коренев.
Эксперты также напомнили, что употребление спиртных напитков, даже слабоалкогольных, включая пиво, в общественных местах запрещено. Так что открыть бутылку, выйти с ней на улицу и продолжить пить на открытом воздухе, конечно, можно. Но при активной работе полиции есть риск, что тебя задержат.
В ноябре 2016 года Челябинская область заняла 53-е место в рейтинге трезвости регионов, составленном Общественной палатой РФ. Южный Урал скатился вниз на 16 позиций по сравнению с предыдущим годом. Но местные врачи-наркологи не согласились с тем, что южноуральцы стали больше пить, и привели свои цифры.
Если вы хотите поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.