А что, у нас в Челябинске есть собственный производитель детских автокресел? Таким вопросом встречают владельца бизнеса Сергея Курицына в большинстве организаций. Даже в Министерстве экономического развития региона удивились, когда узнали, что товары под брендом «Мишутка» и Teddy Bear выпускаются у нас, в столице Южного Урала. Принято считать, что этот рынок захвачен китайцами и европейцами, а отечественной продукции в данном сегменте нет. Между тем первый в стране цех детских автокресел с челябинской пропиской обеспечивает своими товарами не только российских малышей, но и экспортирует продукцию за рубеж — в Казахстан и Белоруссию. А филиалы компании открыты в Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове и Москве.
Как долго бизнесу приходилось работать в минус, прежде чем выйти на проектные мощности? Правда ли наше лучше импортного? Почему у «Мишутки» не заладился выпуск колясок? И приходилось ли предпринимателю брать кредиты для малого бизнеса на недетские расходы? Рассказывает новый герой проекта 74.ru «Бизнес-Stories», собственник компании «Поколение» (торговые марки «Мишутка» и Teddy Bear) Сергей Курицын и благодарит судьбу за профессиональную команду.
Продавал коляски по газете «Из рук в руки»
Новый игрок в рознице детских товаров появился в 1998 году. И начинал он совсем не как производитель, а как поставщик импортных колясок и кроваток. Когда компании послабее в условиях кризиса начали сдавать позиции и сворачивать бизнес, ИП Курицын поспешил занять опустевшую нишу.
— Точкой отсчета в становлении моего бизнеса можно считать 1998 год. Кризис послужил хорошим импульсом к развитию. Нужно было начинать именно в тот момент и незамедлительно. Я сделал ставку на детское направление, поскольку как раз на тот период времени пришелся всплеск рождаемости. Так что любые товары для самых маленьких были востребованы. Я решил попробовать возить коляски в Челябинск по совету друга Андрея Селезнева, у него аналогичным бизнесом занималась супруга. Кстати, Андрей — отличный специалист и сейчас работает в нашей компании. Так вот, тогда по его совету первую партию колясок я привез из Китая. Собственного магазина не было. И интернета в принципе не существовало. Как продавать и не разориться — вот был вопрос.
Сергей на пробу закупил всего 10 колясок, несколько отдал на реализацию в розничные магазины и разместил объявление в рубрике «Продам» в газете «Из рук в руки». В следующий раз партия выросла до 40 колясок. Постепенно ввоз в Челябинск разнообразных популярных детских товаров из Китая и Польши был поставлен на поток.
Молодая компания наладила поставки в сетевую розницу, привозила востребованные товары на реализацию в челябинский «Детский мир». Но это только так громко звучит — молодая компания. На самом деле на тот момент это был один Сергей — директор, бухгалтер, логист и менеджер в одном лице. Становление бизнеса происходило на протяжении трех лет. В 2001 году предприниматель набрал команду, открыл свой оптовый склад и в качестве пилотного проекта запустил розничный магазин.
— Поначалу работали в минус, — вспоминает Сергей. — Ставка была сделана на сегмент «бизнес для бизнеса». Розницу приходилось усиленно раскручивать, тем не менее чувствовался планомерный рост. Мы установили в магазине большие стеллажи, предложили покупателям внушительный ассортимент. Со временем помещения требовались просторнее, современнее и технологичнее. Вскоре «Мишутка» составил конкуренцию известным ретейлерам в категории детских товаров в бюджетной и среднеценовой категории.
Первые в России
— Бизнес должен чутко и оперативно реагировать на перемены в социальной сфере, — уверен Сергей Курицын. — Мы держим руку на пульсе, следим за рождаемостью и законодательными нормативами. Так, в 2006 году, когда была введена норма, запрещающая водителям перевозить детей до 12 лет без специального удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, мы почти мгновенно отреагировали и начали поставлять автокресла китайского производства.
У Сергея была давняя мечта не только продавать чужие товары, но и производить свои. Первый опыт по открытию цеха детских кроваток оказался неудачным. Проект быстро свернулся, но желание работать в этом направлении сохранилось. Тогда Сергей решил заняться производством автокресел. На тот момент никто в России не выпускал аналогов китайской продукции. Бизнесмен опять начал с нуля — отыскал знающих технологов, получил консультации немецких экспертов, закупил оборудование, нашел помещение под цех и заключил контракты с поставщиками исходных материалов — от качественного полиэтилена до текстиля. Но это только на словах всё быстро и гладко.
— Чтобы двигаться дальше, был нужен человек, который знал бы немецкий и китайский, чтобы коммуницировать с зарубежными партнерами. Опять на выручку пришли друзья. Мой товарищ Алексей Сенников знает 10 языков. Он помог стартовать и по сей день трудится в команде, отвечая за внешне-экономическую деятельность компании.
— Если бы не кризис 2008 года, мы бы запустили производство раньше, продолжает Сергей. — Цех начал работать в 2010 году. Уже через год компания вышла на хорошие объемы. Товары не нуждались в рекламе. И оптовые, и розничные покупатели сами делали выводы: российские автокресла — значит, и дешевле, чем импортные, и надежнее. И тогда, и сейчас мы устанавливали конкурентоспособные цены.
Сейчас, несмотря на волну демографического спада, объемы производства автокресел сохраняются. Склады и розничные магазины предприятия действуют в Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове и Москве. Открывать филиалы помогали настоящие профессионалы — Ольга Ермилова поставила на ноги Екатеринбург, Андрей Селезнев запускал Самару и Ростов, а Александр Пустовойтов держит руку на пульсе челябинского направления и контролирует всю федеральную сеть.
В прошлом году Сергей наладил производство детских колясок. Однако бизнес пришлось заморозить. Сказалось сразу несколько негативных факторов. Импортным детским товарам на ввоз в Россию — зеленый свет: льготы на налоги и таможенные сборы. При этом отечественный производитель оказывается в ущербном положении, не имея возможности давать покупателю конкурентную стоимость. К тому же подкосил рост НДС на 2%. Комплектующие для колясок подскочили в цене. Выходит, сейчас предприятию дешевле торговать готовым, чем производить свое.
— Сейчас думаем, как перепрофилировать производство. Возможно, мы запустим выпуск велосипедов либо летних колясок. Окончательного решения по этому вопросу пока нет, — комментирует Сергей. — Очень сложно работать, когда отсутствуют механизмы защиты российского рынка детских товаров от импорта, а поддержка родного производителя со стороны государства практически не ощущается.
Бизнес привлекла ставка
— Без кредитных средств вряд ли нам удалось бы наладить производство, — говорит собственник бизнеса Сергей Курицын. — Когда мы стартовали с идеей реализации цеха по выпуску детских автокресел, нам понадобились серьезные вложения. Оборудование дорогое, нужны инвестиции. Разумеется, определенный капитал имелся, но он был недостаточным. Тогда произошло наше первое знакомство с «Промсвязьбанком». На сегодняшний день мы работаем уже восемь лет. Могу сказать, что самые весомые аргументы в пользу этого финансового партнера — сверхбыстрое оформление кредитов и низкая процентная ставка.
За восемь лет компания «Поколение» — производитель автокресел и поставщик детских товаров — пользовалась различными программами и схемами кредитования малого бизнеса «Промсвязьбанка». Максимальная сумма займа составляла 40 миллионов рублей. Финансовый директор предприятия подчеркивает удобство и быстрые сроки оформления.
— Это годы длительного и стабильного сотрудничества. Всегда полнейшее понимание и огромная поддержка со стороны менеджеров банка, большую часть работы они делают за нас. Мы лишь приезжаем в офис на подписание кредитного договора. За восемь лет мы стали больше, чем партнеры. Пожалуй, можно сказать, что мы как семья.
Не нужно искать банкоматы
В компании трудятся 120 человек, 30 из них задействованы в производстве. Персонал получает зарплату на карты «Промсвязьбанка». Главное удобство такой схемы в том, что в Челябинске достаточно банкоматов «Промсвязьбанка», и снятие наличных не является проблемой. Кроме того, участники зарплатного проекта могут снимать деньги без комиссии в банкоматах сторонних банков. Кроме того, для зарплатных клиентов предоставляются особые условия по кредитам, в том числе по ипотеке, и быстрое одобрение заявок.
Работодатель ценит максимально выгодные условия зарплатного проекта, а именно — низкий процент за обслуживание и возможность эффективно вести бизнес. Интернет-банк позволяет управлять финансами дистанционно. Компания может контролировать все операции по счету в любом браузере на любых платформах, подписывать операции СМС-кодом или USB-ключом, выставлять счета и проверять деловую репутацию контрагентов, подключать новые продукты и партнерские программы одним кликом.
— Все решается в режиме онлайн и очень оперативно, — добавляет Сергей. — Эта черта «Промсвязьбанка» созвучна принципам нашей компании. Мы, безусловно, продолжим сотрудничать с «Промсвязьбанком» по кредитным программам, поскольку сейчас занимаемся расширением ассортимента детских автокресел и нам потребуются инвестиции. На подходе запуск еще одного производственного проекта, какого именно — сохраню интригу. Скажу, что он будет реализован, согласно важным потребительским факторам — доступные цены, широкий ассортимент и российское качество.