Шесть лет назад, когда из-за скачка курса доллара в России случился кризис, менеджер по продажам машин Александр Лунёв в одночасье остался без работы. Денег не хватало даже на оплату аренды жилья. Времени на обдумывание, чем бы заняться, тоже не было, но всё решил случай. На пути челябинской семьи повстречался человек, заразивший их (в хорошем смысле слова) любовью к обуви, и Александр с женой Ксенией решили открыть свою первую студию «Гуталин». В ней началась работа по ремонту и реставрации туфель, сумок и других изделий из кожи. Прошло пять лет, сегодня у них уже четыре таких мастерских и главная гордость и любовь Александра — магазин Derwin. В нём челябинец со знакомым портным создали настоящий «джентельменский клуб». Как построить подобное дело с нуля, не имея знаний и опыта, а также находить перспективные смежные ниши — Александр рассказал в рубрике 74.RU «Маленький, но гордый бизнес».
О новом формате обувной мастерской
До 2014 года Александр продавал в автосалоне новые машины. А потом случился кризис, компания стала сокращать зарплату и сотрудников. Нужно было срочно искать какую-то другую работу.
— Стало катастрофически не хватать денег на оплату аренды жилья. Пришло время либо начинать что-то своё, либо снова устраиваться на наёмную должность, — вспоминает Александр. — И тут попался человек, который показал нам, как сапожная кухня выглядит изнутри. Мы с Ксенией посчитали, сколько надо денег, какое оборудование, слетали на обучение в Москву и Питер и открыли небольшую студию «Гуталин» на улице Энгельса.
На первую мастерскую семье потребовался кредит. Правда, сейчас, спустя время, Александр отмечает, что из-за отсутствия опыта на стартовый филиал ушло необоснованно много денег.
— Та сумма на сегодняшний день видится мне неадекватной, она была шестизначная. Когда ты новичок, ты не понимаешь, где и что можно купить, и в выборе оборудования есть много подводных камней, — объясняет бизнесмен. — К слову, второй филиал обошёлся дешевле.
Сначала в студии работал наёмный мастер по ремонту, Александр и Ксения изучали и практиковались в покраске, набивая руку на своих вещах, родных и друзей.
— Было время, когда мы в студии работали просто вдвоем — и в цехе, и на ресепшене. Честно, поначалу было страшно браться за дорогие изделия, брать на себя ответственность и выходить к клиенту, общаться тет-а-тет, — признаётся предприниматель. — Но наша главная идея в том, что у обуви тоже должен быть сервис, как у телефонов, автомобилей, кофемашин. Что-то случилось с туфлями (стёрлась краска, содрали кожу на носке, разошелся шов и так далее) — должно быть место, где их приведут в порядок. И речь не только и не столько о ремонте, им занимались и будут заниматься. А вот когда мы занялись покраской, многие люди крутили пальцем у виска: «Зачем»? И найти человека с опытом в покраске было нереально. А ещё эта сфера такая «волшебная», если можно так сказать, каждый второй мастер — любитель выпить. Дисциплина была одной из проблем постройки бизнеса в этой сфере. Поэтому большая часть людей, которая у нас работает, начинали в наших салонах с нуля.
Быстрый эффект
Автомобильное прошлое не отпускает Александра до сих пор. Он то и дело проводит аналогии между обувной сферой и машинами. И в итоге лишний раз убеждается в том, что пять лет назад сделал правильный выбор.
— Была пара, которую хотелось выбросить, а получили практически новые свежие туфли. Это эффект, который ты получаешь в течение суток. Это самое быстрое, что может происходить, — улыбается он. — Чтобы разбитый автомобиль привести в порядок, надо неделю, а то и больше. С обувью всё немного проще. Слезла краска, отклеилась подошва, содрали кожу —всё равно получаешь результат относительно быстро. Мне нравится этот моментальный эффект. Приходишь на работу, выбегает мастер: «Саша, получилось!» и тащит пару. И стоят два здоровых мужика, радуются башмакам, не всегда мужским. Смотрим цвет, как он переливается.
Окупаемость в этом виде бизнеса тоже небольшая. По словам нашего героя, в среднем — это один-два года.
Следующие салоны семья открывала уже на свои накопления, без заёмных средств. Вторая мастерская появилась у Лунёвых в 2016 году. Ещё два салона открыли двери в 2018-м и 2020-м.
— А в 2019-м мы открыли самый интересный профиль нашего дела — обувной магазин, — и на этих словах глаза Александра загораются. — Это моя отдушина.
Идея открыть салон появилась только спустя четыре года. А привело к ней желание разобраться, как устроена обувь, и научиться делать её самому.
— Во всех спорных вопросах я всегда нахожусь посередине между мастером и клиентом. И путь для меня один — научиться разбираться в обуви, — говорит челябинец. — Для этого я нашёл именитого сапожника в Москве, работавшего несколько лет у Стефано Бемера во Флоренции, и записался к нему на курс. Летал по четвергам пять недель подряд в Москву и обратно. Я шил, кроил, резал руки, в итоге научился самым азам этого ремесла. Я начал по-другому относиться к мужской классической обуви. Она стала моим хобби. Я изучал, какие бренды существуют, какая история, почему здесь ручная прошивка, а здесь — машинная, здесь кожа коня, а здесь — кожа коровы. Мне всё это было интересно.
В какой-то момент Александру захотелось нового внутреннего развития бизнеса. Но тут он столкнулся с неожиданными сложностями.
— Можно смело привезти на продажу пару обуви за 50 тысяч рублей. Зачастую к ней не подкопаться, идеальная, но её никто не купит. Бизнес, помимо удовольствия, должен приносить хоть немного денег. Я начал углубляться, слетал на выставку обуви в Милан (MICAM), восхитился относительно невысокой ценой для её качества, но оказалось, что большинство европейских брендов напрочь отказываются работать с Россией, — делится Александр. — Причина (вы, наверное, вырежете) — политическая, много посылок не доезжает до границы, плюс множество нелогичных проблем на таможне. Продавцы предлагали довезти до Литвы или Польши, а там уж нам самим забирать. Такие варианты не подходили.
А через некоторое время бизнесмен получил предложение приехать на одну из фабрик в Испании и посмотреть производство. Он прошёлся по цехам, посмотрел каждый этап, изучил материалы и комплектующие, из которых изготавливается обувь. А самое главное — ему удалось поговорить с владельцем фабрики и договориться о прямых поставках.
Средний чек на обувь в Derwin — 15 тысяч рублей.
Сшито крепкими нитками
Много покупателей пришли в Derwin из соцсетей, флагман — инстаграм. А ещё сработали сарафанное радио и нестандартный подход к продвижению. Демообразцы поставили в некоторых барбершопах, в «Гуталине» и периодически выставляли на мероприятиях и показах мод.
— Когда у нас было открытие магазина, я познакомился с портным. Это, наверное, самый яркий портной в Челябинске — Артём Стасько. Он шьёт костюмы классические, сорочки всевозможные. Бинго! Почему бы нашу обувь не поставить у Артёма? Поставили несколько пар, и — бах — приходит клиент с костюмом: «Артём сшил костюм, хочу туфли. Посоветовал вас». Круто, работает!
А потом пришли к выводу, что лучше, если клиент будет и одеваться, и обуваться в одном салоне. Не нужно бежать с костюмом в другое место, чтобы примерить его с туфлями.
— Наши бизнесы органично соединились, как будто так и планировали, — продолжает Александр. — Теперь люди приходят, говорят: «Как классно, почему я раньше не знал об этом уголке мужского стиля? Почему вы сильно о себе не кричите»? Мы вроде и кричим, но шёпотом, потому что это не особо массовый бизнес, потому что мы за некую приватность. Два дня в неделю мы работаем исключительно по записи, закрываем двери, рольставни. Приезжает клиент со стилистом, подбирают обувь и костюмы. Лишних глаз нет, всё спокойно, удобно. Наши клиенты — бизнесмены, политики и все, кого работа или стиль обязывают носить костюмы и формальную обувь.
Бизнес по лекалу
Артём Стасько скромно называет себя просто портным. Объясняет — бренда у него нет, так как пошив индивидуальный, и каждая выполненная работа носит имя её владельца.
— В 2015 году я пришёл к мысли, что Челябинску не хватает формата правильной одежды. Правда, тогда я не думал, что сам буду заниматься пошивом. Я планировал заниматься менеджментом и привлечением клиентов, а портные бы прорабатывали все нюансы, связанные с одеждой. Но уровень предоставления услуг портными меня не устраивал, и через 3–4 месяца я прошёл обучение на фабрике, получил сертификат портного, стал представителем производства и начал принимать заказчиков лично. С тех пор шью для челябинских мужчин классическую одежду, — рассказывает партнёр Александра по бизнесу.
Артём сотрудничает с французской фабрикой, пошив осуществляется в Европе.
— Я работаю по технологии МТМ (Made-to-measure) — изменения стандартного лекала, — говорит он. — Когда человек приходит, мы примеряем с ним определённый размер и корректируем изделие, учитывая особенности фигуры и оценивая порядка 50 показателей. Прорабатываем каждую деталь будущего изделия, из какой ткани оно будет выполнено, какие будут пуговицы, подкладочная ткань, модель костюма, выбираем технологию пошива — ручная ли это будет работа или альтернатива, строим лекало и отправляем техзадание на фабрику. В Челябинск приходит уже готовое изделие. Примеряем его, если нужно что-то доработать, дорабатываем здесь, но это мелкие детали, больше косметические.
Стоимость костюма индивидуального пошива — от 45 тысяч рублей.
— Наш клиент с Александром один и тот же. Люди, которые могут позволить себе купить обувь за 15–25 тысяч рублей, могут позволить себе индивидуальный пошив, — резюмирует Артём.
А Александр отмечает, что в его истории обувная мастерская — более прибыльное направление. Магазин — это долгосрочный проект, и пока он скорее для души.
— Я понимал, что нужен не год и не два, чтобы выйти хоть в какой-то минимальный плюс в магазине. И, если бы не было кайфа в работе с этими изделиями, я бы, наверное, через полгода работы сдался, — признаётся он. — В моём понимании бизнес должен приносить не только деньги, но и удовольствие. И то, что всё так сложилось, что удалось создать смежную сферу — это очень классно. Теперь клиенты с нами на всех этапах — от покупки до обслуживания своей обуви.
Если вы хотите поделиться историей маленького, но самого большого дела в вашей жизни, напишите нам на редакционную почту 74.RU 74@rugion.ru или в мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74.