Дожуем до понедельника: в Челябинске закрылась американская пиццерия Domino's Pizza
Почему заведение по франшизе мирового бренда проработало всего два года

Американская пиццерия пережила пандемию, но не вынесла новых требований от владельцев франшизы
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Заведение, работавшее по франшизе мирового лидера, прекратило работу с понедельника,
— Мы купили франшизу Domino's Pizza на пять лет. Обещали нам поддержку и помощь во всём. Но условия постоянно менялись.
Американская пиццерия Domino's Pizza пришла в Челябинск в конце 2018 года. Тогда в городе заработали сразу две точки международной сети — в торговом комплексе «Галерея "Континент"» и на Комсомольском проспекте. Но открывали их по франшизе разные бизнесмены. Главным конкурентным преимуществом бренда считалась доставка пиццы за
Domino’s Pizza — международная сеть ресторанов фастфуда, один из мировых лидеров по приготовлению и доставке пиццы. Компания основана в 1960 году братьями Монаганами. Головной офис находится в Энн-Арбор (штат Мичиган). Сеть насчитывает более
Но уже через полгода закрылось заведение на Северо-Западе, а его владелец Евгений Хоронько долго судился с представительством Domino's Pizza в России. Еще через полгода приказал долго жить челябинский Papa John’s. При этом сотрудники пиццерии пожаловались, что им не выплатили зарплату, а трудовые книжки вернули без записей об увольнении. Людям пришлось добиваться справедливости через трудинспекцию и прокуратуру.
Domino's Pizza на улице Свободы всё это время продолжала работать. Особенно тяжелым выдался прошлый, коронавирусный год, но пиццерия выдержала внешнюю угрозу.
— Нас вынудили закрыться. Мне кажется, Domino's Pizza решила уйти из регионов. Как еще иначе расценивать то, что сейчас происходит? При открытии нам обещали оборот в пять миллионов рублей. Приехала команда маркетинга, менеджеры, которые сказали: «В этом месте открывайся — всё будет ок». По факту выручка оказалась в два раза ниже. Мы старались, работали хорошо, по всем стандартам, пережили пандемию. И дальше бы работали. Но когда тебе ставят невыполнимые условия, работать дальше просто невозможно, — объяснил Александр Чигвинцев. — Предлагают одно
Франчайзинг — предпринимательская деятельность, при которой одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок право использования торговой марки, технологического процесса, ноу-хау и коммерческой информации, а также других объектов права интеллектуальной собственности.
Domino's Pizza полностью прекратила работу — и зал, и доставка, указано в группе заведения в соцсетях. Пиццерия под этим брендом была последней не только в Челябинске, но и на Урале.
— Спасибо, что были с нами, — поблагодарили челябинцев сотрудники пиццерии. — Закрываемся по не зависящим от нас причинам. Компания «Доминос пицца Россия» в одностороннем порядке повысила нам стоимость поставки в 4 раза!!! Мы в шоке! Вот такая антикризисная поддержка партнеров!

Челябинский предприниматель не выдержал четырехкратного увеличения расходов
Фото: Dominos74 / Instagram.com
Поделиться
По словам Александра Чигвинцева, до него в регионах закрылись
— В Самаре выкупили три ресторана, два закрыли, один работает. В Краснодаре было девять ресторанов, теперь там, по-моему, только три работают. Потом франчайзер перестал выкупать рестораны. И сейчас люди (пять предпринимателей в регионах. — Прим. ред.) пошли в суды, потому что просто разорились. Мы тоже остались с большим кредитом, не знаем, что делать дальше, — добавил челябинский предприниматель. — Проблема в том, что судебной практики по франшизе нет. Суды встают на сторону буквы договора: почему, мол, не предусмотрели все риски заранее?
74.RU отправил письменный запрос в Domino's Pizza Russia с просьбой прокомментировать повышение цен для партнеров в регионах и ситуацию с закрытием заведения в Челябинске. Ответа на момент подготовки материала не поступило. Мы опубликуем его, как только получим.
Закрыть бизнес — право каждого франчайзи, и причин для этого может быть множество, отмечают эксперты.
— На Челябинск у Domino`s Pizza были весьма серьезные планы, и, открывая первые точки в конце 2018 года, компания анонсировала 10 ресторанов в течение пяти лет. Но экспансии не случилось. Если партнер получает систематическую прибыль и его экономическая модель выдерживает подъем платежей со стороны центрального офиса, то он, как правило, готов жертвовать частью маржинальности ради стабильного дохода. А когда у партнера и без того слабая экономика, то любое увеличение издержек становится рубиконом, — объясняет руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — После конфликта с другими франчайзи-партнерами Челябинск стал единственным городом присутствия на Урале, что не могло не сказаться на стоимости поставок расходников и ингредиентов.

Сейчас из пиццерии вывозят оборудование
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Известно, что недавно произошли изменения в руководстве российского подразделения Domino`s Pizza. К управлению пришла новая команда с опытом развития территорий в Юго-Восточной Азии. По словам экспертов, смена стратегий и даже пересмотр существующих договоренностей с прежним руководством были ожидаемы.
— Безусловно, имеющийся шлейф разногласий с франчайзи и наличие закрывшихся регионов не способствует бурному развитию. Компании, скорее всего, придется вернуться к пересмотру экономической модели региональных партнеров для выхода на новые территории, — прогнозирует Анна Рождественская. — Но компания по-прежнему имеет амбициозные планы по развитию в России. И, с точки зрения потенциала рынка, он есть.
Спрос на франшизы общепита с возможностью доставки увеличился, по данным Franshiza.ru в России, на
Пиццерии относятся к тем видам бизнеса, которые развиваются даже во время кризисов, указывают эксперты.
— Прошлогодняя ситуация с пандемией и закрытием ресторанов наиболее ярко продемонстрировала выживаемость заведений фастфуда. Пиццерии, как правило, и раньше работали на доставку. Поэтому временное закрытие залов по их доходам, конечно, ударило, но не так сильно, как по ресторанам с высоким средним чеком, — отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — Но в то же время все, кто хоть как-то связан с общепитом, ринулись на рынок доставки. И конкуренция в этой сфере резко выросла.
Бывший франчайзи Александр Чигвинцев пока не решил, продолжит ли работать в сфере общепита. Оборудование есть, но, по условиям договора с Domino's Pizza, ни он, ни его жена в течение года не имеют права открывать другую пиццерию.
— Пока надо закрыть проект, освободить помещение. Что делать дальше, думаем, — подвел печальный итог челябинский предприниматель.
Недавно мы рассказывали о закрытии одной из первых кофеен в Челябинске — «Апельсин» проработал 17 лет.
Также первая в Челябинске точка coffee to go прекратила обслуживать клиентов после 10 лет работы.
А в январе 2021 года с ресторанной карты города исчез еще один старожил — TITANIC.
Ранее 74.RU подсчитал, сколько заведений не пережили коронакризис, подробности — в нашем обзоре.