Все новости
Все новости

Американский Baskin Robbins уходит из России. Что будет с кафе-мороженым в Челябинске

Фирменное заведение проработало в городе 26 лет

В Челябинске знаменитый бренд мороженого появился в прошлом веке

Поделиться

Американская компания Baskin Robbins, мировой производитель мороженого премиум-класса, объявила о ребрендинге в России. От партнеров, работающих по франшизе, потребовали прекратить использовать бренд. В Челябинске с кафе-мороженого сняли вывеску. Разбираемся, что теперь будет с заведением, торговавшим фирменным мороженым более четверти века.

Теперь фасад заведения выглядит вот так

Теперь фасад заведения выглядит вот так

Поделиться

С холодком

Весной, когда на фоне спецоперации на Украине мировые компании одна за другой заявляли об уходе из России, фабрика по производству мороженого Baskin Robbins и сеть кафе продолжали работать как обычно. По крайней мере, в публичной плоскости владелец бренда — американская холдинговая компания Inspire Brands — свою позицию не озвучивал. Лишь на радиостанции WBUR в марте этого года промелькнуло сообщение о том, что Baskin Robbins «присоединяется к списку компаний Массачусетса, которые приостановили инвестиции в Россию».

Мороженое по американским рецептам производят на московской фабрике

Мороженое по американским рецептам производят на московской фабрике

Поделиться

В то же время в Москве продолжала действовать фабрика мороженого, кстати, самая крупная в Европе. А заведения, торгующие фирменной продукцией, работали в обычном режиме по всей стране.

Baskin Robbins — известный во всем мире бренд мороженого, ведущий свою историю с 1945 года. Из маленького семейного магазина компания выросла до транснациональной корпорации. Около 8 тысяч фирменных кафе открыто в 52 странах. Сейчас бренд Baskin Robbins принадлежит американской ресторанной компании Inspire Brands.

В Россию транснациональная компания пришла в 1988 году, в 1990-м создано совместное предприятие «Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл». Первое кафе в Москве открылось в гостинице «Россия» в 1992 году. Причем это была первая зарубежная франшиза на советском рынке, то есть Baskin Robbins опередил даже «Макдоналдс». В 1996 году компания открыла в Москве фабрику по производству мороженого «Баскин Роббинс». Оттуда его везут в города России и страны ближнего зарубежья. Предприятие производит свыше 150 сортов мороженого, ежегодный объем — 16,5 тысячи тонн. С 2009 года «Баскин Роббинс» является официальным поставщиком Московского Кремля.

Российская «дочка» Baskin Robbins — АО «БРПИ», компания зарегистрирована в 1994 году. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителями АО «БРПИ» являются компания с ограниченной ответственностью «Ритейлинг истерн лимитед» (72,85%), «Мосхладокомбинат № 9» (19,96%) и «Росмясомолторг» (7,19%). За 2021 год выручка АО «БРПИ» выросла на 34% — до 1,4 миллиарда рублей, чистая прибыль увеличилась на 84% — до 105,1 миллиона рублей.

По данным компании, в России и странах СНГ действуют 278 заведений и около 5000 розничных точек продаж мороженого. Интересно, что Baskin Robbins этой весной уже обновлял бренд, причем впервые за два десятилетия. Похоже, пришла пора создать совершенно другую торговую марку — специально для России.

В лучшие годы — сеть кафе

В Челябинске вывеску Baskin Robbins демонтировали с фасада кафе на Свердловском проспекте, 31. Именно здесь 26 лет назад открылось первое в городе заведение, где можно было попробовать американское мороженое.

— Нам пришло сообщение от руководства о том, что до 30 ноября франчайзи необходимо снять вывески. При этом разрешили торговать уже закупленной продукцией — а у нас всё мороженое в упаковке с фирменной символикой, пока все не распродадим запасы, — рассказал 74.RU владелец кафе-мороженого (развивает заведение по франшизе) Константин Христотодоров. — Также нужно убрать имиджевые материалы, всё, что связано с торговой маркой, в интерьере кафе.

Кафе оформляется строго по условиям франшизы

Кафе оформляется строго по условиям франшизы

Поделиться

Константин Христотодоров — именно тот человек, который привез Baskin Robbins в Челябинск.

— Тогда вообще никаких зарубежных брендов на рынке не было. Когда открывали первую точку в Челябинске, мы еще с американцами работали. Они активно продвигали продукцию: 10 туб покупаешь — одну в подарок. Мы тут всех угощали, устраивали дегустации. Мороженое пользовалось хорошим спросом. 700 сортов прошло за это время через наши руки, — поделился воспоминаниями предприниматель. — К нам уже приходят со своими семьями те дети, которые когда-то отмечали у нас дни рождения. Даже с внуками возвращаются.

В лучшие времена челябинское кафе занимало второе место в стране по объемам продаж фирменного мороженого. А в 1998 году челябинцев признали лучшим франчайзи в России и СНГ.

Скоро здесь должен появиться новый бренд

Скоро здесь должен появиться новый бренд

Поделиться

Позже в городе заработали еще два кафе — в Торговом центре и рядом с Пединститутом. Причем на проспекте Ленина кафе-мороженое действовало до 2017 года. Теперь в этом помещении работает «Веста-пицца» — пиццерия, которая также принадлежит Константину Христотодорову.

Также мороженое Baskin Robbins уже несколько лет продают на Северо-Западе, в ресторане Sancho’s family. Фактически это просто холодильник с мороженым, которое посетители заведения заказывают на десерт. По словам владельца ресторана Константина Пряхина, уведомление о ребрендинге он не получал.

В 2016 году кафе-мороженое «Баскин Роббинс» открывалось в ТРК «Алмаз». Там пытались работать предприниматели из Екатеринбурга. Но из-за сокращения объемов продаж свернули точку.

Когда Baskin Robbins в 90-х годах прошлого века заходил в Россию, шарик мороженого стоил 6 рублей или 1 доллар. До 2014 года порция продавалась за 30 рублей. Сейчас один шарик стоит 159 рублей. Прекрасная иллюстрация ценовых изменений за последние 30 лет, не правда ли?

По словам челябинского предпринимателя, уход американского бренда был ожидаемым решением в свете последних событий.

— Вывеску снимем, будем дальше работать. У нас запас хороший, покупали к Новому году, на месяц-полтора хватит. Будем распродавать, а дальше жизнь покажет, — сказал Константин Христотодоров.

Предприниматель надеется, что после ребрендинга поставки мороженого продолжатся, и по вкусу оно не будет уступать прежнему. Новый договор уже прислали на подписание.

Что будет после ребрендинга

Что будет с российскими активами Baskin Robbins и какое название получит мороженое в результате ребрендинга? С этими вопросами 74.RU обратился в компанию «БРПИ», представляющую производителя мороженого в России. На момент публикации материала мы не получили комментарий от представителей «БРПИ».

Эксперты напомнили, что «Баскин Роббинс» — одна из крупных франчайзинговых сетей фастфуда в России. Она работает на рынке продолжительное время, и ее бренд знаком значительной доле населения.

— Рынок франшиз мороженого в России имеет всего несколько значимых игроков с разной бизнес-моделью, поэтому франчайзи будет сложно заменить бренд на равнозначный, — прокомментировала руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — В случае с «Баскин Роббинс» речь идет не только про розничную сеть продажи под фирменным знаком, но и про фабрику мороженого, которая производит продукт на всю сеть. С большой долей вероятности фабрика продолжит работу и производство продукта в России. Большинство франчайзи-партнеров сети, которые работают давно и успешны в своих регионах, могут остаться с компанией и дальше, ожидая предложения по ребрендингу.

В Челябинске намерены и дальше торговать мороженым

В Челябинске намерены и дальше торговать мороженым

Поделиться

Вполне вероятно, что сети удастся сохранить схожее название и брендинг точек, чтобы сохранить лояльных посетителей, добавила эксперт. По данным источников 74.RU, Baskin Robbins заменит BRand ICE.

— Последние полгода показали, что стратегия смены бренда в подобных ситуациях зависит от лояльности международных сетей к менеджменту российских подразделений и заинтересованности в российском рынке. Кто-то меняет вывеску с латинской на русскую, оставаясь в тех же цветах и шрифтах, а кто-то требует убрать любые, даже самые небольшие элементы, ассоциирующиеся с брендом, — отметила Анна Рождественская.

Владельцы бренда Baskin Robbins, скорее всего, пойдут по проторенному пути других зарубежных игроков, предположил один из игроков рынка мороженого, попросивший остаться неназванным. Речь идет о ребрендинге, за которым может последовать продажа активов местным управленцам.

Кто еще с активами в Челябинской области уходит из РФ

30 марта американская корпорация Ball, ведущий мировой производитель металлической тары для напитков, филиал которого работает в Аргаяшском районе, заявила о закрытии бизнеса в России. 22 сентября Ball Corporation завершила сделку по продаже трех заводов компании Arnest Group.

19 апреля немецкая компания Henkel, один из заводов которой находится в коркинском поселке Роза, заявила о прекращении деятельности в России.

4 мая американская компания Emerson Electric, ключевой актив которой — промышленная группа «Метран» — работает в Челябинске, объявила об уходе из России. 27 сентября Emerson Electric заключила соглашение о продаже всего российского бизнеса, включая Промышленную группу «Метран», местной управленческой команде.

12 мая финская компания Fortum, европейский производитель тепловой и электрической энергии, в активах которого тепловые электростанции на Урале, объявила об уходе из России. Мы разбирались, сколько стоит российская «дочка» Fortum и кто ее может купить.

новость из сюжета

Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине

16 мая крупнейшая в мире по объемам продаж сеть фастфуда «Макдоналдс» объявила о продаже российских активов. Мы выяснили, что будет с работающими по франшизе ресторанами в Челябинске. В конце августа бывшие «Макдоналдсы» заработали под новым брендом «Вкусно — и точка».

17 мая чешская инвестиционная группа PPF заявила об уходе из России и продаже входящего в ее состав банка «Хоум Кредит» (ХКФБ), 8 офисов которого действуют в Челябинской области.

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter